Тише едешь — дальше будешь

В современной жизни все происходит на сумасшедших скоростях; многие переносят этот темп и на яхтинг. Впрочем, бывает иначе. Все больше обладателей яхт и лодок, даже если речь идет о мощных спорткруизерах, приходят к выводу, что торопиться, собственно, некуда. Это не только дает значительную экономию расходов на топливо, но и делает сам по себе путь частью приключения.

В самом деле, зачем стоически терпеть шумный и зачастую физически выматывающий переход с прыжками по волнам, когда можно откинуться на спинку кресла и наслаждаться спокойным путешествием, наблюдая проплывающие мимо пейзажи?! Да, времени на плавание уйдет значительно больше, зато при правильном настрое можно открыть для себя новый уровень наслаждения яхтингом. А чтобы извлечь из ситуации максимум приятного, обратите внимание на несколько ключевых моментов.

Планирование с картой

Найдите время, чтобы предварительно поразмыслить над картами и маршрутом. Если на скорости 20 узлов 60-мильный переход займет у вас 3 часа, то на восьми узлах он обернется 8-часовым пребыванием в море, что порой звучит устрашающе. Но стоит только заложить в план якорную стоянку с перерывом на ланч, как два отрезка по 4 часа вдруг начинают выглядеть вполне приемлемо. Медленный ход означает, что учитывать придется каждую милю, сохраняя маршрут насколько получится прямым, а также пользоваться любыми подходящими точками остановки. Пометьте себе дополнительные порты-укрытия, куда, возможно, стоит позвонить за день до предполагаемого перехода.

В приливных зонах оцените, нельзя ли воспользоваться течением, чтобы увеличить скорость лодки. А если ситуация вынуждает идти против течения, по крайней мере держитесь более мелких вод, где течение замедляется. Тем более что вблизи побережья и окружающая картина поинтереснее. Только тщательно изучите лоцию на предмет вероятных опасностей, особенно вблизи мысов и скал, где течение усиливается и можно легко попасть в неприятную ситуацию.

Если намечается офшорный переход, важно иметь достаточно людей на борту, чтобы распределить вахты и обеспечить необходимое для отдыха время. Долгие переходы в море утомительны, особенно для новичков, хотя при движении на низких скоростях усталость ощущается гораздо меньше.

Безопасность

Во время медленных офшорных переходов стоит принять несколько простых мер предосторожности:

•    Возьмите побольше запчастей (особенно топливных фильтров) и постарайтесь заправить лодку в проверенном месте, чтобы уменьшить риск принять загрязненное или некачественное топливо.

•    Убедитесь, что навигационные огни исправны, и захватите запасные лампочки.

•    Обсудите предполагаемый маршрут со всеми на борту; объясните, как пользоваться картплоттером, вводить путевые точки и определять позицию лодки.

•    Убедитесь, что команда знает, как запустить и остановить двигатели, где лежит спасательное оборудование и как им пользоваться. Как минимум на борту должны быть УКВ-радиостанция, сигнальные ракеты и спасательный плот.

•    Если ваш спасательный плот валяется где-то на дне рундука, достаньте его и держите под рукой (особенно важно при переходе в темное время суток).

•    Стоит дополнительно оборудовать лодку радарным отражателем и AIS, если их у вас нет. Это позволит другим судам лучше вас видеть, а вам даст ценную информацию о коммерческом трафике поблизости.

•    Для офшорных переходов купите EPIRB (аварийный радиобуй) и убедитесь, что он зарегистрирован.

•    Курс RYA Sea Survival (выживание в море), на мой взгляд, один из лучших. Занимает он всего один день, но дает бесценные знания и навыки.

Расчет времени

Вовремя и правильно выходить из порта и заходить в него — целое искусство. Я лично предпочитаю записывать план и делать расчеты на бумажной карте, вместо того чтобы полагаться на картплоттер. Даже возможность увеличивать и уменьшать масштаб на экране не дает такого ясного понимания ситуации, как бумажная карта и пометки на ней.

Четкое планирование времени играет важную роль в переходе, особенно дальнем. Нужно принимать во внимание усталость и возможность совершения ошибок при сравнении окружающей обстановки с тем, что вы видите на карте. В долгих переходах удобно планировать прибытие в порт на рассвете. Огни еще заметны и помогут вам сориентироваться среди буев и знаков, но при этом усиление естественного света обеспечит лучшую видимость при заходе. Кроме того, на рассвете погода часто спокойная, что дополнительно упрощает ситуацию.

Провизия

На одних лодках готовить в пути сложнее, на других проще, но даже в самом лучшем случае далеко не все способны заниматься этим, находясь внутри движущегося судна (из-за морской болезни. — Прим. MBY). Так что заранее приготовленная еда и напитки в пути не помешают.

Расход топлива

При любой цене топлива переходы на низкой скорости в водоизмещающем режиме существенно снижают затраты и увеличивают запас хода лодки. Все расчеты «скорости корпуса» лодки базируются на простом уравнении: 1,34 × √LWL (длина ватерлинии в футах). Таким образом, у Fairline Targa 62 с длиной ватерлинии около 50 футов максимальная скорость в водоизмещающем режиме будет 9,5 узла. На скорости 22 узла мы сжигали 180 л топлива в час, и в этом случае дальность плавания без дозаправки составляла всего 312 миль. Но стоит сбросить скорость до 9 узлов, и расход снижается до 30 л/ч, а запас хода увеличивается более чем вдвое — до 768 миль.

Погода

Наконец, самое важное: практикуйтесь в чтении и интерпретации прогнозов погоды. Одни акватории известны долгими периодами стабильной погоды, в других нужно выждать подходящее «окно» для осуществления задуманного. Но где бы вы ни находились, всегда есть смысл учиться терпению, чтобы получить лучшее путешествие в жизни. 

Смотри видео этой учебной программы:

1. Полностью заправьте лодку в проверенном месте, чтобы избежать приема некачественного топлива; возьмите запасные топливные фильтры.
2. Для долгих переходов предпочтительнее бумажные карты, которые дают лучшее понимание ситуации.
3. Объясните всем на борту основы работы с картплоттером: как определять местоположение судна и вводить путевые точки.
4. Научите всех пользоваться УКВ-радиостанцией и подавать сигнал бедствия.
5. Ваша команда должна уметь запустить и заглушить двигатели в экстренной ситуации.
6. Медленные переходы в водоизмещающем режиме куда менее утомительны и дают массу впечатлений.
7. Остановка на ланч на живописной якорной стоянке — хороший способ разнообразить долгий переход.
8. При заходе в порт на рассвете огни еще видны, что позволяет легче идентифицировать буи и знаки.

Текст Джон Мендес 

Фото и видео Лестер Маккарти

Новости

Вечера Чайковского в ресторане «Европа» Гранд Отеля Европа

Изысканный ужин в сопровождении классической музыки и балета станет незабываемым впечатлением о пребывании в Гранд Отеле Европа.

Стиль жизни

Недремлющее око

Красота и сияние кожи, отличное настроение, бодрость духа и готовность к покорению новых вершин, начинается с чистого и увлажненного воздуха.

Путешествия

От Леванте до Поненте

От шикарного Портофино до гостеприимных марин Ривьера ди Поненте… Лигурийское побережье не может оставить равнодушным.
По теме

Если все не так...

Яхтинг — не самое стрессовое занятие, за исключением финального аккорда — швартовки в марине. Ранее мы выясняли, как максимально просто ошвартоваться. Но даже самые матерые из нас не застрахованы от ошибок, поэтому здесь мы рассмотрим варианты действий на случай, если все пошло не так, как намечалось.

С Фредриком Селандером о перспективах Volvo Penta

Трудно представить современный мир прогулочных яхт без компании Volvo Penta. Это один из тех «бурлаков», что год за годом тянут лямку прогресса в своей рыночной нише. Продукты Volvo Penta можно хвалить или ругать, но то, что шведы за последние 20 лет сделали для развития яхтинга, достойно огромного уважения.

ИГИЛ на Средиземном море

Могут ли исламские террористы атаковать прогулочные яхты на Средиземном море?

Хватит коптить!

Вопреки расхожему мнению, на лодках в водоизмещающем режиме мы проводим гораздо больше времени, чем кажется. Не пора ли переходить к передовым гибридным технологиям?