Мягкий «трон»

В последнее время мы уделяли большое внимание системам стабилизации, которые эффективно повышают комфорт на борту. Теперь же, ради справедливости, стоит поговорить о других влияющих на уровень комфорта вещах — о креслах, удобство которых отражается в первую очередь на работе рулевого.

Следуя логике, можно заключить: чем меньше скорость яхты, тем меньшую роль в общем комфорте играют сиденья. На практике это выглядит не совсем так, и мои тесты это подтверждают. Какой бы мягкий ход ни обеспечивал корпус переходного или водоизмещающего типа, кресла с независимой подвеской превращают работу за штурвалом в невероятное подобие полета на ковре-самолете.

Если взять глиссирующие суда, то правила игры существенно меняются. Мне доводилось читать, что одна верфь специально измеряла перегрузки во время тестов своего катера и получила значения до 10 g. В таких условиях регулируемые сиденья на подвеске с длинным ходом обеспечивают экипажу не только комфорт, но и безопасность. Я водил не так много катеров с «максималом» более 50 узлов, но, уверяю вас, разогнаться до такой скорости, а тем более на волне, без хорошего кресла не получится — рулевой просто не сможет контролировать лодку.

На крупных яхтах и сравнительно небольших быстроходных катерах сиденье перед штурвалом установлено, как правило, на отдельном пьедестале и легко снимается. У большинства остальных лодок кресла на регулируемых платформах закреплены на тех или иных элементах мебели, и при тщательном осмотре легко понять, что они не являются стилистически или конструктивно неотъемлемой частью судна.

На фото: Ullman выпускает широкий ассортимент амортизированных сидений (модель Daytona)

Комфорт и эргономика

Не станем подробно описывать здесь каждую модель, а лишь упомянем те основные бренды, продукция которых всегда оставляет хорошие впечатления. Как человек с поврежденным и медленно заживающим копчиком я вполне подхожу на роль квалифицированного судьи для оценки комфорта того или иного кресла!

За годы тестирования круизных яхт мне не довелось встречать более удобных кресел, чем американские Stidd. Эта компания производит дюжину базовых моделей, каждую из которых можно кастомизировать c помощью демпфирующих удары пьедесталов, откидных подстаканников, площадок для джойстиков на подлокотниках и прочих штучек, включая электронную регулировку. Именно совокупность всех этих решений и создает несравнимый комфорт.

В качестве обивки Stidd чаще всего использует полиуретановый кожзаменитель UltraLeather — мягкий и тактильно приятный материал, хотя, по желанию покупателя, его могут заменить на любую ткань или натуральную кожу. Стандартные подушки из пенного материала достаточны для большинства людей, но если ваши попытки сесть на диету постоянно проваливаются и вам требуется более мягкое кресло, прослойку можно увеличить на несколько сантиметров. Спинки у кресел Stidd регулируются по вертикали в диапазоне 40° и благодаря газовым пружинам мягко прогибаются под давлением. Если аккуратно обитые подлокотники в данный момент не нужны, они откидываются нажатием кнопки. Большая часть кресел Stidd монтируется на пьедестал, однако имеются модели для крепления на существующие фиксированные или подвижные основания.

«Когда-то я повредил спину, управляя на волне катером с жестким сиденьем, но отличные кресла с подвеской позволили мне прыгать на быстроходной Barracuda SV11 по волнам высотой 4 метра, даже не вспоминая о позвоночнике».

Наиболее очевидный европейский конкурент Stidd — итальянская компания Besenzoni, которая производит огромную линейку яхтенных кресел с гораздо большим стилистическим разнообразием, чем у американцев, а их топовые модели вообще походят на царские троны. Больше всего мне приходилось сталкиваться с роскошным P216 President, все регулировки которого (высота, положение спинки, сдвиг) производятся с помощью многофункциональной клавиши на подлокотнике. Кстати, встроенная опора для ног у «Президента» тоже регулируется. Покупатели могут заказать кожаную обивку, но все стандартные виниловые варианты, которые я видел, и без того выглядят потрясающе. Если требуется максимально вписать кресло в конкретный интерьер, Besenzoni готова использовать дизайнерские ткани клиента, добавив любые вышитые логотипы и ромбовидную каретную стяжку на спинке. Однажды мне довелось посетить завод Besenzoni в Бергамо, где меня поразили используемые инженерные стандарты.

Справа налево: Роскошную модель Besenzoni P216 President можно вписать в любой интерьер. Стойка кресла NorSap может демпфировать перегрузки

Маленькие, но мягкие

Какими бы удобными и красивыми ни были кресла Stidd и Besenzoni, они слишком большие для компактных быстроходных катеров, где требуется эффективно смягчать удары о воду. В качестве самой простой и дешевой альтернативы можно использовать амортизаторы в виде подпружиненных полиэтиленовых платформ или подушек от Wavesoft, которые закладываются в имеющееся сиденье. Другой вариант — пьедестал с амортизацией, например от NorSap. Я сидел на таком кресле во время теста XO 240 RS и могу сказать, что в момент приводнения чувствовалась существенная разница, даже несмотря на короткий ход пружины.

Кресла с тем или иным амортизирующим механизмом для совсем маленьких катеров производят много компаний. Например, CoastalPro выпускает относительно недорогие сиденья с ходом подвески 170 мм, которые, по заявлению производителя, смягчают перегрузки на 74%. На одном из боат-шоу я внимательно изучил кресла Scot Seats с интересной консольной подвеской, однако проверить их в деле нам еще предстоит.

Одним из самых прогрессивных производителей «экстремальных» кресел признана компания Ullman. Мне пока не представилась возможность тестировать модель Ullman Daytona, но Ullman Patrol на скоростном RIB’е показала себя с лучшей стороны.

Говорят, что быстро превратить обыкновенную табуретку в удобнейшее кресло-качалку можно с помощью алкоголя, но, думаю, этот способ не очень хорош для яхты. Потому, если ваш нынешний яхтенный «трон» стал слишком тесным и жестким, не бойтесь и меняйте его на что-нибудь более подходящее. 

Сверху вниз: Подобные кресла с обилием регулировок, как на этом Azimut 72С, встречаются не часто; установив такое, вы вряд ли захотите его поменять. Мы тестируем кресла не первый год, и модели Stidd неизменно оказываются самыми комфортабельными. Благодаря газовым амортизаторам спинки сидений Stidd мягко пружинят под давлением

Новости

Greenline запускает новую модель Greenline 45 Fly

Компания Nord Star Yachting приглашает желающих на мировую премьеру Greenline 45 Fly, которая состоится на боат-шоу в Дюссельдорфе в январе 2019 года. Кроме того, новинка будет показана в марте Майами и в апреле — Пальма-де-Майорке.

Новости

Выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!»

13 августа в Санкт-Петербурге, в Нарышкином бастионе Петропавловской крепости, откроется выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!». Выставка пройдет в рамках «Балтийской яхтенной недели», одного из крупнейших парусных событий в России.

Новости

Can-Am X Race: мечты сбываются

Подиум второго этапа квадросерии Can-Am X Race 2018 удивил многих заядлых болельщиков соревнования. Гонка в очередной раз показала: всё будет — cтоит только проявить терпение, старание и, конечно же, поверить, что удача обязательно придет.
По теме

Наше королевство

Швеция всегда входила в десятку самых яхтенных стран мира и раньше многих поняла, что в XXI веке этот вид отдыха приобретет новые формы.

Тише едешь — дальше будешь

Зачем стоически терпеть шумный и зачастую физически выматывающий переход с прыжками по волнам, когда можно откинуться на спинку кресла и наслаждаться спокойным путешествием, наблюдая проплывающие мимо пейзажи?!

Дуга окружности

Компания Rafnar создала уникальный корпус, используя идеи изобретателя позапрошлого века.

Понять и решить

Независимо от результатов референдума о сохранении Великобританией членства в ЕС и его последствий, давайте рассмотрим весьма важный вопрос: влияние ЕС на яхтенную индустрию.