Amels. Путь к совершенству

Голландия — страна небольшая: чтобы пересечь ее на машине от края до края, требуется всего четыре часа. Может быть, поэтому у голландцев такое бережное отношение к пространству, которое проявилось и в яхтах, где каждый сантиметр они задействуют с умом и пользой.

С момента нашего прошлого путешествия по голландским верфям, где строят суперяхты, прошло уже два года (читайте MBY № 4/28, 2014), и национальная яхтенная ассоциация HISWA снова собрала журналистов, чтобы за четыре дня познакомить их с положением дел в лидирующих компаниях.

Amels без преувеличения можно назвать одной из самых старых и крупных верфей страны, поскольку она является частью судостроительного гиганта Damen Shipyards Group, годовой оборот которого составляет около € 2 млрд. На рынке суперяхт Amels известна в первую очередь линейкой моделей Limited Editions, которая была представлена на Monaco Yacht Show в 2005 году. Все они строятся на предварительно обкатанных платформах с неизменным дизайном и конструкцией, однако у заказчика нет никаких ограничений в части внутреннего оформления судна. Все шесть моделей Limited Editions пользуются большой популярностью и хорошо продаются, что позволяет компании закладывать новые суда еще до того, как они будут проданы клиентам. Это дает возможность существенно сократить сроки ожидания (в некоторых случаях до года!) и эффективно использовать производство.

Такова длина находящейся в постройке на верфи суперяхты Amels 272 — самой большой за всю историю компании

Сейчас на Amels идет строительство 13 проектов Limited Editions, включая первый корпус самой большой за всю историю верфи яхты Amels 272 (83 м) и четыре 74-метровые Amels 242. Помимо Limited Editions, верфь совместно со специалистами Damen также строит суда поддержки суперяхт на базе корпусов с запатентованным дизайном Sea Axe и ведет опытно-конструкторские работы на серьезных экспедиционных проектах SeaXplorer (подробности читайте в MBY № 1/37, 2016). Кроме того, на верфи проходят рефит две суперяхты длиной 80 и 60 м, но информация о них засекречена.

Ханс Конингс

директор проектного отдела Amels

«Уровень качества определяет сам заказчик: если он доволен результатом и счастлив на своей яхте, значит наша задача выполнена»

Сходства и различия

Во внушительных сухих доках Amels кипит работа, и во время экскурсии директор проектного отдела компании Ханс Конингс рассказывает нам о том, чем уникальна верфь и сходящие с ее стапелей яхты. Слушая Ханса, быстро понимаешь, что перед тобой выдающийся профессионал, сочетающий обширные знания в узких технических областях с широким взглядом на настоящее и будущее всей индустрии.

«Все больше и больше верфей превращаются из производителей в посредников, на чьей территории происходит сборка судна, — говорит он. — Мы тоже идем этим путем: предоставляем подрядчикам инструменты и помещения, а также обеспечиваем и контролируем весь процесс — от закладки яхты до сдачи ее клиенту».

На площадках Amels работают порядка 900 человек, большинство из которых приходят от голландских субподрядчиков, чтобы выполнить определенный вид работ, а при необходимости верфь приглашает специалистов со всей Европы. Трудятся в одну смену, лишь столяры выходят по субботам, а маляры задерживаются на несколько часов по технологической необходимости. Поскольку общая продолжительность строительства яхты во многом зависит от длительности покрасочных работ, ускорить которые невозможно, вводить на таком производстве двухсменный график не имеет смысла.

Технологический процесс на Amels выстроен так, что по прибытии готового корпуса в док работать над ним начинают одновременно с верхнего и нижнего уровней, чтобы потом «проходчики» встретились на главной палубе, которая является важнейшим местом в отношении логистики. Именно отсюда внутрь судна попадает большая часть оборудования и отделочных материалов, поэтому и работы здесь заканчивают в последнюю очередь.

Интересно, что стальные корпуса и надстройки для яхт Amels производят в Польше (Гдыня) или в Румынии (Галац), где находятся принадлежащие Damen Shipyards Group заводы. Оттуда их морем доставляют на верфь во Влиссенген, и все покрасочные работы Amels выполняет уже самостоятельно, не доверяя это сложное дело подрядчикам. Для покрытия корпусов Amels используют краски AwlGrip и Alexseal; по словам Ханса, они не различаются по качеству, а использование разных продуктов позволяет частично избежать проблем, если у одного из производителей что-то пойдет не так.

На фото: Моторная яхта Amels Limited Editions 272 (83 м) и судно сопровождения Sea Axe 6911 (69 м, на переднем плане) на рейде

Однако корпусами дело не ограничивается. Если вы когда-нибудь бывали в моторном отсеке суперяхты, то наверняка видели, что это помещение напоминает операционную. Все механизмы и агрегаты там окрашены в ослепительно белый цвет, чтобы было легче обнаружить протечки и другие неисправности. Если бы верфь устанавливала двигатели, генераторы, опреснители и прочие устройства того цвета, в который их окрасили производители, моторный отсек выглядел бы весьма пестро. Поэтому на Amels перекрашивают все компоненты согласно требованиям регистров и собственного дизайна, стараясь по возможности использовать нейтральную белую краску.

«Если бы мы устанавливали все оборудование как есть, могли бы сэкономить кучу денег,  — поясняет Ханс Конинг.  — Поставщиков бесполезно просить красить — они не станут менять свое производство. Кроме того, редко у кого получается достичь требуемого нами качества, особенно если речь идет о термоустойчивой краске».

Даже кожухи спутниковых антенн и радаров на Amels красят самостоятельно, используя специальные составы, которые не препятствуют прохождению электромагнитных волн.

Поступая на верфь, каждая деталь получает уникальный код, и оборот компонентов для любого проекта в режиме реального времени контролирует сложная электронная база данных. Это позволяет не только знать, в каком состоянии и на каком участке находится та или иная вещь, но также следить за общей динамикой процесса постройки и быстро определять характеристики оборудования при последующем обслуживании судна.

Большинство проектов верфи строится в соответствии с требованиями регистров Ллойда и Каймановых островов. Благодаря этой серьезной комбинации яхты Amels могут быть зарегистрированы для коммерческого использования под флагом любой страны без дополнительного сюрвейя и каких-либо технических доработок. Кроме того, это позволяет максимально сохранить их ценность при последующей продаже.

«Мы стремимся к минимуму исключений из требований регистров на своих судах и строим строго по правилам,  — с гордостью говорит Ханс Конинг.  — Например, на Amels 199 вообще нет ни одного исключения, тогда как многие верфи допускают в своих проектах сто, а то и двести позиций. Конечно, это проще, и обычно регистры относительно легко согласовывают исключения частным верфям, но это не наш путь».

Детали и технологии

Проходя по верхней палубе строящейся Amels 272, мы встречаем рабочего, который вырезает из готового тикового настила планку длиной под два метра. Дело в том, что палубы на Amels не набирают планка за планкой, как на маленьких яхтах, а укладывают панелями (4,00 × 0,60 м), которые подрядчики изготавливают в своих мастерских по размерам, полученным на 3D-моделях. Древесина бермудского тика толщиной 35 мм (!) подбирается таким образом, чтобы все волокна шли параллельно друг другу, не пересекаясь. Когда этот непростой пазл сложился, каждую панель инспектируют, и если в какой-то планке обнаруживается дефект (например, трещинка длиной несколько сантиметров), ее вырезают и заменяют.

«У Amels очень современное и эффективное производство, но все равно многое приходится делать вручную, чтобы обеспечить наивысшее качество, — поясняет Ханс, —  и мы не собираемся от этого отказываться».

Сверху вниз: Причальная стенка верфи Amels; на стоящих там яхтах проводят окончательную отделку и подготовку к испытаниям. Огромную яхту вывели из эллинга; скоро на ней начнутся достроечные работы. У борта моторной яхты Event (Amels 199). На фирменной куртке читается глубоко символичная надпись: «Искусство строительства яхт»

Не менее тщательно здесь подходят и к монтажу интерьеров. Сначала в помещениях поверх шумоизоляционных сэндвичей монтируют базовые панели, на которые крепят лицевые панели без отделки, чтобы убедиться в идеальном соответствии всех элементов. И только потом изготовитель интерьеров забирает их, чтобы обтянуть тканью, кожей или другим материалом. Таким образом, когда наступает время окончательного монтажа, готовые лицевые панели не требуют никакой примерки и доработки — их просто крепят на специальных быстро защелкивающихся замках. По сравнению с итальянскими яхтами, где панели, как правило, приклеены намертво, такой вариант позволяет в будущем намного легче и экономнее обновлять интерьеры.

Кроме того, базовые интерьерные панели крепятся к внутренней поверхности надстройки с использованием резиновых демпферов, что дает возможность отделить панели от несущих элементов и сделать помещения максимально тихими. Такой метод на Amels применяют не только внутри, но и на открытых палубах, например при обшивке подволока. Кстати, поскольку верфь часто закладывает новые яхты задолго до появления клиентов, процесс сборки тут настроен так, чтобы интерьерные работы начинались как можно позже. Это дает возможность воплощать индивидуальную отделку даже на относительно поздних стадиях строительства.

Находясь в составе Damen Shipyards Group, компания имеет доступ к самым передовым технологиям из коммерческого судостроения, многие из которых реализует в ходовых рубках суперяхт Amels.

«Мы давно наблюдаем тенденцию технической и эстетической интеграции приборных панелей, — говорит Конингс. — Сплошное стекло, минимум кнопок, сенсорное управление… Именно так выглядит рулевая консоль современной яхты. Думаю, в будущем вместо привычных рукояток управления двигателем мы будем использовать жесты. Причем посты управления на суперяхтах оказываются даже сложнее, чем на коммерческих судах, где каждый прибор зачастую установлен отдельно. Капитаны наших клиентов предпочитают самостоятельно настраивать положение приборов на экранах и в этом плане гораздо более требовательны».

Еще одна отличительная особенность многих суперяхт Amels заключается в эффективном использовании тепловой энергии, которую производят маршевые дизели и бортовые генераторы. Выделяемое ими тепло применяется для нагрева воды в бассейне и джакузи, а также для высушивания воздуха в системе кондиционирования. Впервые такую схему опробовали на Limited Editions 199, а на строящейся сейчас Limited Editions 188 в нее интегрировали блоки аккумуляторных батарей и «умные» переключатели потоков энергии.

«На круизных лайнерах технология использования тепла двигателей и генераторов применяется уже 30 лет, но лишь немногие верфи реализуют ее на яхтах, — поясняет Ханс Конингс. — Поступая так, мы стараемся повысить экологичность наших судов, сделать их чуть более “зелеными”. Кроме того, на каждую яхту у нас существует экологический паспорт, в котором указано количество использованных для ее строительства материалов, что очень полезно при утилизации судна в конце его жизненного цикла».

Сверху вниз: Верхний салон суперяхты Event (интерьерный дизайнер Лаура Сесса). Салон на главной палубе Amels 188 (дизайнеры Паскаль Реймонд и Эндрю Лангтон). Amels умеет объединять передовые технологии и прекрасные формы 

Достижимо ли совершенство?

Интересный факт: в процессе строительства Amels 272 стоимость одних только защитных материалов, которыми укрывают готовые зоны судна, составляет порядка € 300 тысяч! Даже самые низкоквалифицированные сотрудники, занимающиеся уборкой в доках, понимают важность и ответственность своей работы и стараются выполнять ее максимально прилежно. Ведь стоит позабыть закрыть какой-то участок корпуса, и его могут случайно повредить, например, ящиком с инструментами. А повторная окраска не только стоит колоссальных денег, но и затягивает сроки сдачи, что для верфи Amels абсолютно недопустимо.

«Яхта в чем-то схожа с красивыми дорогими часами, где каждая пружинка, каждая шестеренка должны быть совершенными. И мы стараемся делать все настолько хорошо, насколько это возможно. В конечном итоге уровень качества определяет сам заказчик: если он доволен результатом и счастлив на своей яхте, значит наша задача выполнена». 

Евгений Кочман

компания Imperial Yachts

«На мировом рынке суперяхт длиной до 85 м голландские верфи занимают лидирующие позиции, и верфь Amels, с которой мы давно поддерживаем крепкие деловые связи, находится в авангарде. Подтверждение тому — престижнейшие международные премии, в частности, за наш совместный проект Event (2014 г.). Imperial Yachts — самый крупный заказчик верфи: за 10 лет мы построили на верфи 8 корпусов. Среди заказов — судно сопровождения shadow vessel: к таким проектам рынок проявляет все больший интерес. При создании яхт Amels использует весь арсенал средств — смелые архитектурные и интерьерные решения, новейшие технологии, самое современное оборудование… Столь эффективных верфей не так уж много»

Текст Антон Черкасов-Нисман 

Фото Amels

Стиль жизни

Ёлка в Pride Wellness Club — 15 декабря!

Pride Wellness Club в подмосковной Жуковке XXI приглашает погрузиться в атмосферу новогодней сказки.

Яхты

Princess X95

Недавно верфь Princess Yachts обнародовала первые сведения о моторной яхте X95, с которой начнется новая линейка бренда.

Новости

Отдых лишним не бывает!

Ласковое море, традиционное турецкое радушие, персональный подход к каждому гостю и высокий уровень сервиса — то, за чем едут в эту гостеприимную страну со всего света.
По теме

Lürssen Project Jupiter

В октябре 2016 года верфь Lürssen (Германия) спустила на воду судно проекта Jupiter (длина 123 м, ширина 20 м). Этот очень секретный пока проект разработали инженеры Lürssen, а внешним дизайном яхты занималась лондонская студия H2 Yacht Design.

Он обязательно вернется!

Мы уже рассказывали о голландской верфи Amels и основополагающих принципах, которыми руководствуется эта компания. Теперь представляем проект YN 471, демонстрирующий успешность концепции Amels Limited Editions.

От барж до суперяхт

У каждой яхтенной верфи своя биография. Вот история успеха голландской верфи Van der Valk.

Выбор будущего #3

Завершаем серию статей о концептах суперяхт, представленных на выставке Monaco Yacht Show, проектом Muse от верфи Nobiskrug и студии Bannenberg & Rowell. Поехали!