Не знаю, что люблю больше — парус или мотор...

У вас большой опыт в экстремальных видах спорта и путешествиях. Как в этом списке появился яхтинг?

— Я занимался мотокроссом, парашютным спортом, горными лыжами, летал на самолете… Как-то мы с женой путешествовали на машине по Скандинавии и остановились в отеле рядом с яхт-клубом. Яхты произвели на нас такое впечатление, что на предложение покататься мы тут же согласились. В общем, когда вернулся в Питер, сказал брату: «Хочу яхту!».

Назначили встречу с дилером; он был очень важным и предложил нам две английские лодки: 45 и 50 футов. Они мне понравились, но показались великоваты и дороговаты, тем более что в рассрочке мне отказали. А позже в Москве мы увидели итальянский 39-футовик… Поздняя осень, холод жуткий, флайбридж завален листвой. Лодку потом, конечно, подготовили и помыли, но это было уже неважно — я влюбился с первого взгляда. Всю зиму ее переделывал: флайбридж, диван, стол, холодильник, музыку. Переделывать лодки — отдельное хобби: мне нравится комфорт. Когда речь о доме или квартире, все время вмешивается жена, а я иду на поводу. Но на лодке интерьеры только мои!

Не знаю, что люблю больше — парус или мотор. Мне нравится наблюдать стихию, яхтенную жизнь, людей — мне на них везет.

И как первый опыт?

— Еле дождались следующей весны, спустили лодку на воду... И тут я заболел болезнью всех начинающих яхтсменов — потянуло в большие размеры. Сейчас-то я гигантоманией не страдаю, но тогда захотел лодку побольше. Сам еще не управлял, был капитан, и сразу стало ясно, что на борту нас слишком много. Капитана девать некуда: хоть за борт выбрасывай. Но кто будет рулить? В итоге поменял 39 футов на 58, и тоже капитально переделал лодку: новая мебель, управление светом и мультимедиа с iPad…

Но тут появился Exodus — стальная моторная яхта, построенная Timmerman на Московском ССЗ. И я опять влюбился. Exodus — он теплый; прикоснулся к борту — и такое впечатление, что он говорит:  «Возьми меня, я буду служить тебе верой и правдой». Я романтик, как, наверное, все, кто увлечен яхтингом. На Exodus мы не раз прошли Волгу, бывали на Ладоге…

На фото: По России удобнее ходить на моторной яхте

Как возник интерес к парусу?

— Года четыре назад я ездил в Дюссельдорф, смотрел моторные лодки. И стало мне скучно: в тот раз не было особенных новинок. Захотелось все кардинально поменять, и тогда меня повели смотреть парусники. Я загорелся, хотя до этого парусные лодки не пробовал. Предложили съездить на регату в Хорватию — и как же мне это понравилось! Так я и купил парусную Moody 45.

Начал в Питере, потом перевез лодку в Испанию, где много ходил и тренировался. Чему-то научился на регате, а потом уже самостоятельно, по книгам. Из моря мы тогда не вылезали: в любую погоду, удобное и не-
удобное время тягали паруса. То правильно, то неправильно, то нас накренило, то лодка не едет. Все сами, без шкипера, можно сказать, хулиганили. Естественно, сначала без прав — их там никто и не спрашивает, если лодка своя.

Потом мы выучились, сдали теорию, практику и сейчас многие вещи делаем почти профессионально. Вся моя команда — изначально «моторщики» с речки; теперь они стали моряками. Сейчас Moody 45 стоит в Доминикане, мы на ней ходили в океан. Там хорошо, стабильные ветра: как задуло — иди в галфвинд хоть в одну сторону, хоть в другую. Песня!

С детьми лучше на моторной яхте в штиль, а парусник — он для мужской компании. Главное — найти время

Выходит, у вас целый флот…

— Как-то купил еще моторную Apreamare. Лодка своеобразная, замучила проблемами. К счастью, на Майорке мне предложили обменять ее на красавицу Garuda, парусный Swan 101. Ей 30 лет, и тогда она была в ужасном состоянии. Garuda — удивительная лодка, совершенно особенная. Это первая яхта, которую выпустили к 20-летию верфи Nautor’s Swan, и первая их суперяхта. Мачта — 40 метров, толщина корпуса на днище — 8 сантиметров. Чтобы установить новые кингстоны, пришлось их наваривать — сейчас такие уже не делают.

К нам даже приезжал человек с верфи Nautor’s Swan, который ее строил, — посмотреть на предмет рефита. Но верфь не смогла предложить ничего дельного ни по срокам, ни по оборудованию. Так что справлялись сами и часто возили в Испанию мастеров из России. Приходилось мудрить. Решили заменить крышки лебедок и безуспешно пытались заказать у англичан. В итоге отливали их на российском заводе, потом сидели и чистили напильником — отлично получилось! Они из такого материала, что кувалдой не разбить! Теперь лодка как новенькая. Моторам Mercedes 30 лет, но работают как часы; дымят слегка, но такие они с рождения. Сейчас Garuda и Exodus — мои любимицы.

Я все время готов яхты доделывать и переделывать. Недавно нашел еще катер. Ему 20 лет, и он почти сгнил, но мы собираемся сделать из него конфетку. Тоже жду с нетерпением.

Все эти лодки — для круизного яхтинга, а погоняться нет желания?

— Мне больше нравятся дальние путешествия. Но, думаю, следующей осенью пойдем на Garuda на регату ARC (трансатлантическая гонка для круизеров. — Прим. MBY). Хотели еще в прошлом году, но яхта довольно старая; мы многое отремонтировали, но недочеты еще оставались и полезли, когда мы стали интенсивно лодку эксплуатировать. Приглашают гоняться регулярно, но лишь в этом году Garuda перестала нас подводить. Конечно, может, еще что-нибудь выкинет — лодка капризная. Как-то я на нее разозлился: «Будешь так себя вести — утоплю!». Подействовало, и сейчас она выглядит роскошно.

На Garuda у вас профессиональный капитан?

— Капитан есть, и это я. У меня лицензия RYA Yachtmaster Offshore, хотя она действительна на лодку длиной до 24 метров. Но как владелец я имею право управлять своим судном независимо от длины. Вся команда тоже влюбилась в парусный яхтинг: мой капитан-«моторщик» выучился на Coastal Skipper. Семье нравится: жена очень любит яхтинг. Оба сына активно занимаются парусом — самостоятельно ходят в офшорные переходы. А еще у меня пять внуков…

Когда впервые решили попробовать парус, не казалось, что это ужасно сложно?

— Ох, там было столько веревок… не знаешь, что дергать. (Смеется.) Особенно я опасаюсь маленьких спортивных лодок: кажется, там веревок больше, чем на Garuda. Сейчас понимаю, что все не так плохо, и с такими тоже справлюсь. На Moody 45 могу уже и один. А вначале был ужас: мы боялись крена, скорости, ветра в морду. Потом начало нравиться. Когда понимаешь возможности лодки, приходит ощущение, что парусник очень безопасен: если что-то с мотором, всегда можно дойти на парусах. Если что-то не так с этими парусами, можно дойти на других. Сейчас, готовясь к трансатлантике, мы уже гораздо лучше понимаем все требования к оснащению лодки, что с собой брать и так далее.

Всегда считалось, что парусное и моторное «сообщества» — это совершенно разные люди с непохожим стилем жизни и интересами. Каково ваше мнение?

— Мне кажется такое разделение довольно искусственным. Один смог себе позволить моторную лодку, другой — парусную. До сих пор немало людей покупают яхты исключительно для престижа и потом почти не отходят от причала. Я хожу много. Дилеры даже шутят: «Ты зачем моточасы наматываешь? Как мы потом твою лодку продавать будем?»

Есть и другие нюансы. На Garuda я один в море не выйду — требуется экипаж, друзья. А на моторной яхте мне нужен один матрос. Когда погода свежая, не всегда возьмешь в море всю семью, жену, внуков. Внизу может укачать, а на палубе парусной яхты холодно и детям скучно, особенно не побегаешь. Им проще на моторной лодке в спокойную погоду.

Вся моя «моторная» команда влюбилась в парусный яхтинг

Еще расстояния: если идти, например, 100 миль, то под парусом мы дойдем в лучшем случае за полсуток, какой бы ни был ветер. А на глиссирующей яхте понадобится часов пять. Парусник — он для мужской компании, и мы здорово чувствуем себя там. Всегда есть чем заняться, можно экспериментировать с лодкой, парусами, изменить маршрут. Главное — чтобы было время. К тому же топливо: залили 7 тонн и два года ходим, двигатель включаем редко, только выйти из порта да зайти.

По России так же интересно ходить, как и за границей?

— Да! Честно говоря, я раньше не знал Волгу, приволжские города Ярославль, Казань, Плес — сказочные места. Дон, Онега, Ладога… А какие берега в Карелии! Можно спустить тендер и уйти в заливчики — главное не заблудиться! Я даже взял на Exodus еще один тендер — на всякий случай, чтобы прийти спасать.

Россия очень интересна. Просто нужно понять, на чем здесь ходить. Exodus — идеальная лодка. Скорость всего 10 узлов, зато дальнобойная: 15 тонн топлива хватает на 15 суток безостановочного хода. Стальному корпусу не страшны ни бревна, ни другие помехи. Хорошая звуко- и теплоизоляция: можно ходить до самой зимы, да и зимовать во льду, что мы и делаем. Мы как-то пригнали Exodus в Испанию, и оказалось, что смысла держать его там нет. Вернули обратно в Москву. Отличная лодка для наших рек и озер.

От стеклопластиковых лодок я здесь отказался: пока дойдешь до Иваньковского водохранилища, уже нужно топливо. И вопрос не в экономии: проблема — найти заправку. Даже воду для душа залить — проблема: набирать из-за борта можно на Онеге, Ладоге, а в каналах она грязная. Разве что с какой-нибудь баржи попросить. Держать на московских водохранилищах круизный парусник бессмысленно; сейчас думаем взять небольшую спортивную SB20, чтобы развлекаться, не уходя далеко.

На фото: Garuda (31 м) — первая суперяхта Swan, построенная в 1986 году

Как для вас выглядит идеальный день на борту?

— Встать рано утром, выйти в море, увидеть дельфинов, потом отдать где-нибудь якорь, искупаться, по-
завтракать. Сойти на берег в новом месте, погулять и продолжить поход. Но… Когда я на моторной яхте, прошу, чтоб не было ветра, когда на парусной — чтобы был. А он, зараза, делает наоборот! Однажды на регате в Хорватии мы ждали ветер; по старой традиции принялись скрести мачту и… наскребли такой шторм! С тех пор больше не рискую. 

Оборудование

«Ящик» с картами и не только

На что обратить внимание при выборе картплоттера для прогулочной яхты?

Оборудование

Всегда на связи

Универсальные модем и роутер для выхода в Сеть на небольших яхтах.

Новости

 Что нам готовит новый день

Отвечаем на вполне закономерные вопросы наших читателей и партнеров.
По теме

Новая команда

Популярный британский бренд Fairline успешно пережил «веселые» времена. В конце прошлого года его спасли два российских бизнесмена. О новой жизни верфи, актуальных событиях и планах на будущее рассказал Расселл Карри, управляющий директор Fairline Yachts.

Яхтенный дизайн с Игорем Лобановым

Яхтенный дизайнер Игорь Лобанов дал эксклюзивное интервью журналу MBY Russia.

Проверки на борту

Многие думают, что перед выходом на воду вполне можно ограничиться беглым осмотром двигателей. Мы же предпочитаем проверять и другие позиции из числа жизненно важных. Для удобства составьте список регулярных проверок и следуйте ему всякий раз, когда соберетесь провести день на воде.

Лодка «там» — дилер «здесь»

Антон Долотин, глава Azimut Yachts Russia о том, стоит ли покупать яхту у российских дилеров тому, кто собирается держать ее за границей.