Бумажный щит

Похоже, индустрия суперяхт успешно преодолела кризис в мировой экономике и процветает. Рынок страхования крупных прогулочных судов тоже не стоит на месте — современные страховые программы покрывают буквально все, что связано с яхтой и пребыванием пассажиров на борту: корпус судна, двигатели и оборудование, коммуникационные системы, вертолет, команду, ущерб в случае начала войны или нападения пиратов, даже похищение детей!

Новые игроки: опасность или выгода?

Именно во время кризиса в этом сегменте страхования оказались те, кто прежде почти не знал и не понимал происходящих процессов. Разумеется, сегодня людям уже не нужно объяснять, что такое суперяхта, и многие компании стремятся во что бы то ни стало выйти и закрепиться на таком денежном рынке. По словам Никола Кингман, специалиста по страхованию из Yachtowners — The Shipowner’s Club, за последние пять лет количество страховых компаний и брокеров значительно выросло, и эта ниша стала чрезвычайно тесной.

«Рынок страхования коммерческих судов много лет не давал возврата инвестиций, — подтверждает Ричард Пауэр, директор Fastnet Marine Insurance, — поэтому морские страховщики ищут альтернативные способы заработать. Яхты (и особенно суперяхты), на первый взгляд, являются для них весьма интересным вариантом».

Однако, заглатывая приманку в виде ожидаемого куша, новые игроки не всегда понимают нюансы страхования суперяхт.

«Это хороший бизнес, и новых игроков к нему привлекает иллюзия легкой прибыли. Но мы, ветераны в этой области, хорошо понимаем, что хотя страховых случаев может быть очень мало, размер выплат по ним зачастую огромен, — объясняет Никола Кингман. — Этот факт может стать шокирующим сюрпризом для компаний-новичков».

Анна Баум

директор по маркетингу Pantaenius

"Главным фактором при выборе страховой компании должна быть не цена полиса, а уровень сервиса, правила страхования и репутация в плане выплат по страховым случаям"

Ценовая война

Текущий баланс страховых премий и выплат все же позволяет страховщикам зарабатывать. Анна Баум, директор по маркетингу Pantaenius, считает, что хорошие статистические показатели безопасности суперяхт помогают уменьшать страховые премии и сводят к минимуму число исков. Современные суперяхты действительно весьма безопасны с точки зрения страхования, поскольку их эксплуатация регулируется множеством норм и стандартов, а катастрофические потери вроде утонувшей Yogi случаются крайне редко.

Рост конкуренции вынуждает компании пересматривать ценовую политику ради сохранения бизнеса. «Страховые взносы уменьшаются, а предлагаемое за эти деньги покрытие расширяется, — подтверждает Ричард Пауэр. — Причем это происходит вопреки росту стоимости ремонта, сложностям с подержанными судами и неизменному среднегодовому количеству страховых случаев».

Сегодня стоимость страховки для суперяхт находится на рекордно низком для последних лет уровне, чему во многом способствовало разрастание этого сегмента в кризисный период. В итоге люди стали выбирать страховую компанию исходя преимущественно из стоимости полиса, а не из результатов экспертного сравнения покрытий, да и сами страховщики сконцентрировались исключительно на том, как сформировать наиболее выгодное предложение.

К сожалению, экономия на стоимости полиса приводит судовладельцев к несравнимо бόльшим расходам при наступлении страхового случая.

«Если человека беспокоит только низкая цена страховки, то, скорее всего, он столкнется с ограниченными выплатами, — говорит Никола Кингман. — При этом любой страховой случай сильнее влияет на страховую историю клиента, что в итоге все равно рано или поздно приведет к росту цен».

Здесь есть и другой побочный эффект. При низких ценах и растущем уровне расходов на рядовые страховые случаи компаниям приходится постоянно изымать средства из страхового фонда, поэтому средств на покрытие крупного ущерба остается существенно меньше.

«Многие страховщики стремятся работать с суперяхтами, не до конца понимая, насколько этот рынок компактный и насколько здесь важен специфический опыт в отношении разработки покрытий и урегулирования убытков», — подтверждает Томас де Кампу, страховой менеджер ANP Yacht Insurance.

Принимая во внимание, что 2016 год начался для страховщиков достаточно тяжело, можно ожидать скорого роста цен на полисы.

«Рынок диктует цены, и страховщики должны постоянно следить за ними, — поясняет Анна Баум. — Однако главным фактором при выборе компании все же должна быть не цена, а уровень сервиса, правила страхования и репутация в плане выплат по страховым случаям».

Никола Кингман

специалист по страхованию Yachtowners — The Shipowner’s Club

"За последние пять лет количество страховых компаний и брокеров значительно выросло, и эта ниша стала чрезвычайно тесной"

На суше опаснее?

Ремонт и рефит суперяхт всегда составляли проблему для страховых компаний: в процессе работ повышается вероятность возникновения пожаров. Зачастую собственный полис страхования ответственности верфи не покрывает стоимость находящегося там судна, поэтому она старается перенести максимум ответственности на страховую компанию или владельца через подписание отказа от суброгации.

«Верфь предпочитает заполучить отказ от суброгации, однако страховщики не хотят подписывать такие документы, ибо тогда при наступлении страхового случая их возможности уменьшаются», — поясняет Томас де Кампу. В этом случае страховщик и владелец не смогут получить компенсацию от верфи за причиненный ущерб, если только не будет доказана абсолютная халатность с ее стороны».

Обычно страховой полис покрывает одни и те же риски вне зависимости от того, находится яхта в море или в доке, однако важно проверить договор с верфью на предмет полного страхования ремонтируемого судна.

«Необходимо тщательно изучить контракт, выяснить, требуется ли отказ от суброгации, и обсудить все это с вашей страховой компанией, — советует судовладельцам Анна Баум. — Имейте в виду, что стоимость полиса может измениться, особенно если планируются “горячие” (пожароопасные) работы».

Под такими работами подразумеваются сварка, клепка, использование автогена и других инструментов и технологий с открытым огнем, поскольку страховщики видят в них источник повышенных рисков. Кроме того, удорожать полис могут и иные факторы, например привлечение субподрядчиков —ведь дополнительные риски от их участия с трудом поддаются оценке.

Как правило, страховое покрытие корпуса судна уже включает определенный перечень стандартных сервисных процедур, но вот рефит и масштабный ремонт покрывают далеко не все полисы. Именно поэтому до подписания любых касающихся рефита документов важно сообщать вашему страховщику все детали предполагаемого вмешательства. И не факт, что стоимость страховки автоматически вырастет, — все зависит от конкретной страховой компании.

Описанные правила игры установились в индустрии с конца 2000-х годов, и если владельцы или их представители, ответственные за проведение рефита, забывают уведомлять страховых агентов, то ответственность целиком ложится на них. Известен случай, когда капитан подписал предложенный верфью контракт с отказом от суброгации, не проконсультировавшись со страховой компанией, а во время ремонта суперяхта была уничтожена пожаром.

Если вам все же не удается убедить верфь взять страховку ремонтируемого судна на себя, тогда стоит принять ряд дополнительных мер. Например поинтересоваться, проведен ли на верфи аудит безопасности (в первую очередь пожарной) согласно сюрвейерской форме JH143. Без него лишь немногие страховщики согласятся принять на себя риски верфи. Также важно уведомить страховую компанию, в течение какого срока яхта будет находиться в доке и какие работы планируются. Кроме того, не помешает заключить типовой контракт ICOMIA о выполнении ремонта или рефита.

Томас де Кампу

страховой менеджер

ANP Yacht Insurance

"В страховую компанию необходимо сообщать о смене флага, капитана, классификационного статуса яхты, региона базирования..."

Страховать ли экипаж?

За последние десять лет ситуация со страхованием экипажей яхт заметно усложнилась. В 2006 году Международная организация труда (МОТ) приняла «Конвенцию о труде в морском судоходстве» (КТМС), которая объединила современные нормы и рекомендации в этой области.

«С принятием КТМС все поняли, что страхованию команды необходимо уделять не меньше внимания, чем страхованию самого судна, особенно на крупных, работающих в чартере суперяхтах», — рассказывает Анна Баум.

«Конвенция о труде в морском судоходстве» вступила в полную силу в 2013 году и действует на уровне законов в 30 странах (включая РФ. — Прим. MBY), которые ее ратифицировали. С этого момента члены экипажей судов водоизмещением 500 и более регистровых тонн, выполняющих международные рейсы под флагом одной из этих стран, обязаны иметь Морской трудовой сертификат. КТМС регламентирует минимальный возраст моряков, трудовое соглашение, объем рабочих часов и отдыха, выплату зарплат, ежегодный оплачиваемый отпуск, порядок репатриации по окончании контракта, питание на борту, защиту здоровья, гарантию безопасности, а также предотвращение несчастных случаев и подачу жалоб. Таким образом, закон вынуждает владельцев крупных яхт страховать свой экипаж.

«Прежде мы редко сталкивались с просьбами выдать полис со страховым покрытием для членов команды яхты, а сейчас это уже стало нормой», — вспоминает Никола Кингман.

Минимальная страховка команды обязана покрывать затраты на медицинское обслуживание, и это даже не обсуждается.

«Правила гласят: члены экипажа должны иметь быстрый доступ к медицинской помощи, сравнимый с тем, который есть у сотрудников на суше, — поясняет Анна Баум. — По стандартам в нее входит бесплатная стоматологическая помощь, посещение врача и необходимые медицинские процедуры. Более того, сотрудники должны иметь возможность проходить диспансеризацию и обращаться за превентивными консультациями».

Не все требования КТМС напрямую связаны со страхованием, однако страховые компании предпочитают расширять покрытия, чтобы те максимально соответствовали стандартам.

«Экипаж теперь может быть уверен в том, что ему будет оплачена репатриация, а также обеспечены страховые выплаты в случае смерти или долгосрочной нетрудоспособности, — объясняет Никола Кингман. — Кроме того, КТМС позволяет вводить страхование от невыплаты зарплаты, поэтому риск того, что члены экипажа недобросовестного судовладельца окажутся в трудной ситуации, сходит на нет».

Особняком стоят американские экипажи, поскольку на них распространяется «Закон о доступном здравоохранении» (Affordable Care Act, АСА), известный как Obama Care. В нем оговаривается помощь, например, при беременности (нестандартная на суперяхте ситуация!) и других связанных со здоровьем случаях, которые отсутствуют в КТМС. Этот закон обязывает всех американских граждан иметь медицинскую страховку АСА, а ее отсутствие карается денежным штрафом. Соответственно, положение дел для американских экипажей усложняется, так как полисы АСА не распространяются на членов команды за пределами США, и им приходится оформлять сразу две страховки.

На фото: Последствия инцидента с яхтой могут быть самые тяжелые, особенно если это пожар, а яхта не застрахована надлежащим образом

Заключение

Важно понимать, что налаженное взаимодействие между владельцем яхты и страховой компанией — ключевое условие для спокойствия обеих сторон. Размер страхового покрытия для крупной яхты зависит от множества факторов, среди которых модель эксплуатации судна, регион плавания, численность и национальность членов экипажа.

«Менеджеру яхты следует постоянно находиться в контакте со страховым агентом, — поясняет Томас де Кампу. — Необходимо сообщать в страховую компанию о смене флага, капитана или классификационного статуса; о переходе в новый регион базирования или появлении на борту водных “игрушек” нового типа».

При оформлении страховки стоит до последней буквы вычитывать напечатанные мелким шрифтом сноски, и если какие-то условия договора непонятны, требовать их детального разъяснения. Справедливости ради стоит сказать, что все больше страховых компаний пересматривают свои типовые контракты, упрощая терминологию, избавляясь от скрытых смыслов и нечитаемых сносок, чтобы клиенты могли правильно понимать написанное.

Сегодня страховка суперяхт в основном предполагает максимальное покрытие и учитывает множество непредсказуемых и необычных обстоятельств, которые могут иметь место. Обойдется такой полис дороже, но основное его преимущество в том, что страхователю не приходится самостоятельно доказывать необходимость выплат по возмещению ущерба, как это происходит в случае полиса с ограниченными рисками.

Однако не стоит думать, что оформив такой полис, вы гарантированно получите выплату, что бы ни случилось с вашей яхтой. В договоре страхования мелким шрифтом все равно будут перечислены исключения, и к изучению этого важного документа требуется подходить весьма ответственно. 

Текст Рэйчел Рэдхеад 

Фото Superyacht Business

Джулия Стюарт

директор Imperial Yachts

"Важно понимать, с кем работают страховые компании, чем различаются их предложения и какую поддержку они могут оказать"

Какие услуги, связанные со страхованием, предлагает клиентам Imperial Yachts?

Прежде всего, это помощь с оформлением самой страховки — чрезвычайно важная и необходимая услуга. Мы сотрудничаем с лучшими страховыми брокерами рынка, включая компании OnlyYacht и Willis, и получаем для наших клиентов самые выгодные для них контракты, в том числе и в отношении размера страховой премии. Мы должны быть уверены, что требования клиентов выполняются всегда и полностью, поэтому регулярно ведем переговоры с партнерами на предмет предоставления приоритетных услуг, например в случае повреждения судна или ошибки экипажа.

Ести ли заметные изменения на рынке страхования суперяхт за последние пять лет?

Услуги страхования сегодня стали гораздо более детализированными и сфокусированными, а произошло это, в первую очередь, из-за повышения точности требований клиентов. Сегодня один из наших уважаемых партнеров — компания OnlyYacht — находит и создает самые выгодные страховые продукты для управляемого Imperial Yachts флота, хотя прежде с этим были определенные сложности. Мы практически ежедневно имеем дело с профессионалами в области страхования: солидными, признанными регистром Ллойда компаниями — и с каждым днем все больше и больше уверены в предлагаемых ими страховых продуктах.

Что предпочитают ваши клиенты: полную страховку с максимальным покрытием или полисы с определенным перечнем рисков?

Мы всегда говорим клиентам: должны быть застрахованы все риски! Предсказать все возможные неприятные ситуации трудно, но стоимость страховки в любом случае несоизмеримо меньше затрат на устранение непредвиденных повреждений.

Ваши клиенты обращаются к вам за помощью, перед тем как подать страховой иск? Какую роль в этом случае играет яхтенный брокер?

Да, они всегда приходят прежде к нам, поскольку знают, что наша квалифицированная команда профессионалов может быстро проинспектировать судно. Мы моментально налаживаем связь между верфью, страховой компанией и вовлеченными третьими сторонами. Открытое и конструктивное общение всех участников — самое важное условие при наступлении страхового случая, позволяющее свести к минимуму издержки клиентов.

Поскольку Imperial Yachts также оказывает услуги подбора экипажа, что вы думаете о новых законах, которые обязывают судовладельца страховать всех членов команды согласно требованиям КТМС?

Неважно, требует ли этого КТМС или другие правила, — весь экипаж должен иметь специально подобранное страховое покрытие, ведь по закону судовладелец несет ответственность за команду и гостей на борту. Страховые продукты, которые мы согласовываем с OnlyYacht и Willis, соответствуют всем требованиям КТМС, и переход на новые правила прошел для наших клиентов абсолютно безболезненно.

Страховой договор — важнейший документ, и каждый его пункт должен быть обязательно проверен

Что бы вы изменили на рынке страхования крупных частных яхт, если бы у вас появился шанс это сделать?

Во-первых, следовало бы детально разъяснять, из чего складывается страховая премия. Однако деньги — не самая большая проблема. Гораздо важнее понимать, с кем работают страховые компании, чем различаются их предложения и какую поддержку они могут оказать. Страховщики должны быстро адаптироваться к постоянно меняющимся запросам рынка суперяхт.

Что бы вы посоветовали потенциальным покупателям суперяхт в отношении страхования их судов, водных «игрушек» и экипажа?

Прежде всего, никогда не экономить на страховке. Страховой договор — важнейший документ, и каждый его пункт должен быть обязательно проверен. Для нас это бескомпромиссное требование, поэтому мы всегда уверены, что клиент заключил юридически правильный договор с надежной, имеющей хорошую репутацию компанией, признанной регистром Ллойда. И клиенты уважают нашу работу, поскольку мы всегда находим для них оптимальные решения.

Новости

Рождество и Новый год в Baglioni Hotel London

Тысяча рождественских огоньков и цветов украсит английскую столицу к одному из самых ожидаемых праздников года. Фонари, запах жареных каштанов, ярмарки и катание на коньках под открытым небом создадут волшебную атмосферу.

Путешествия

На Icon — в коралловый рай

Попросите ребенка нарисовать тропический рай, и он изобразит нечто напоминающее Сейшелы. Коралловые рифы, зеленые пальмы, причудливые птицы и рыбы... Из 72 островков, разбросанных по архипелагу, лишь 12 имеют признаки цивилизации. Очевидно, что для путешествия по этому региону вам понадобится частная яхта.

Новости

Гранд Отель Европа готовится к главной праздничной ночи года

Коллектив Гранд Отеля Европа вовсю готовится к главной праздничной ночи года. Уже заказаны ели для украшения исторических и авангардных апартаментов отеля, а шеф-повар Йен Миннис и директор ресторанной службы Салим Аль-Хаяти колдуют над рецептами идеального торжества.
По теме

Глянцевый мусор

Один из дней выставки яхтенного оборудования METS в Амстердаме был посвящен обсуждению утилизации стеклопластиковых судов. Проблема уже давно привлекает всеобщее внимание, и за последние годы в этом направлении дальше всех продвинулись Франция и Швеция.

На это не жалко!

Нередко владельцы яхт идут на дополнительные траты и оборудуют свои суда различными полезными системами, повышающими их возможности.

Вид сверху

Дроны интересны для яхтсменов прежде всего как удобный инструмент для того, чтобы запечатлеть себя на судне со стороны: с ними не нужно спускать тендер или посылать человека с камерой на берег. Расскажем о том, как использовать дроны на яхтах.

Чудесные цилиндры

Может ли пара вращающихся цилиндров устранить качку на 50-футовой яхте?