Глянцевый мусор

Один из дней выставки яхтенного оборудования METS в Амстердаме был посвящен обсуждению утилизации стеклопластиковых судов. Проблема уже давно привлекает всеобщее внимание, и за последние годы в этом направлении дальше всех продвинулись Франция и Швеция.

В чем проблема?

По оценкам Британской морской федерации (BMF), в Англии более 600 тысяч стеклопластиковых судов длиной свыше 2,5 м. Учитывая, что число покупателей конечно, и ежегодно они приобретают около 3000 новых лодок, старые надо куда-то девать.

Почему бы их просто не топить?

Стеклопластик, как и многие другие синтетические материалы, может представлять опасность для окружающей среды, особенно когда распадается на частицы и попадает в трофические цепочки. Недавно шведские ученые выяснили, что для полного естественного разложения стеклопластика требуется около 25 тысяч лет.

Почему яхты трудно утилизировать?

Металл и древесину легко утилизировать или использовать повторно, а вот со стеклопластиком все не так. Использование его в качестве строительного материала оказалось экономически невыгодным. Теоретически стеклопластиком можно «топить» теплоэлектростанции, но для того чтобы при его сгорании не выделялись токсичные газы, температура в печах должна достигать 12 000 °C, тогда как большинство промышленных установок рассчитано всего на 1300 °C. Единственная ТЭЦ, пригодная для утилизации стеклопластика, находится в Германии, и доставка туда старых судов уже сама по себе делает процесс экономически бесперспективным.

Кто лидирует в этой области?

Французская ассоциация APER утилизирует яхты с 2009 года, а шведская компания Båtskroten работает еще дольше. В период 2007–2008 гг. там утилизировали всего 20 лодок, но потом дело пошло быстрее. Получив правительственный грант в размере более € 100 000, компания совместно с крупнейшим шведским игроком этого рынка Stena Recycling создала национальную сеть по утилизации яхт. За семь лет Båtskroten утилизировала 320 судов. Сейчас идут переговоры с ассоциацией производителей SweBoat, чтобы привлечь к решению проблемы яхтенную индустрию.

«SweBoat заинтересована урегулировать этот вопрос до того, как правительство начнет принимать законы, — поясняет Мария Риндстам, одна из основателей Båtskroten. — Мы вышли на контакт с производителями и хотим утилизировать столько лодок, сколько возможно».

А что Великобритания?

В данный момент у англичан нет аналогов APER и Båtskroten. Boat Breakers (Саутгемптон) — единственная компания, занятая утилизацией судов. Там готовы перерабатывать многие компоненты, однако остатки яхт все равно отправляют на свалку.

В Англии стоимость утилизации старых яхт достигает £ 350 за тонну

«Мы работаем по жестким правилам Министерства окружающей среды, и утилизировать пришедшую в негодность лодку очень дорого», — говорит Стив Франкланд, управляющий директор Boat Breakers.

Компании приходится платить £ 135 за каждую тонну отходов, которая уходит на свалку, поэтому стоимость утилизации старых яхт достигает £ 350 за тонну. По словам представителя BMF, они постоянно следят за ситуацией и общаются по этому вопросу с коллегами из других стран.

Что можно сделать?

Основная проблема состоит в том, чтобы сделать утилизацию более выгодной. Båtskroten берет порядка £ 200 за тонну, однако в эту стоимость не включена перевозка. Мария Риндстам отмечает, что большая часть их клиентов выбирает утилизацию из-за ответственности за окружающую среду. Чтобы оставаться на уровне рентабельности, компании необходимо ежегодно перерабатывать более 300 яхт, а для заметного сокращения «запаса» старых лодок в стране это число должно быть по крайней мере в семь раз больше.

В то же время Стив Франкланд уверен, что более внимательно к проблеме должны относиться и на другом конце потребительской цепочки.

«Страховщикам необходимо взимать “погребальный налог” в размере минимум £ 30 в год, как это делается в США», — утверждает он.

Саймон Боуэн, управляющий директор страховой компании Pantaenius, напротив, считает, что проблема гораздо шире и не может быть решена только за счет страховки. По его мнению, прежде всего необходимо найти оптимальный способ утилизации стеклопластика или придумать, как использовать его повторно.

Новости

PROyachting: итоги вечерних регат сезона-2018

В первых числах октября состоялись финальные регаты вечерних серий гонок на Водном стадионе, организованные компанией PROyachting.

Новости

Yalıkavak Marina — для каждого ребенка!

25 октября в отеле The Raffles Hotel одна из лучших в Средиземноморье Yalıkavak Marina примет участие в благотворительном вечере, организованном ЮНИСЕФ под лозунгом "Для каждого ребенка".

Стиль жизни

Москва. Яхтенный сезон закрыт

6 октября в московском Royal Yacht Club состоялось торжественное закрытие яхтенного сезона, организованное совместно с журналом Motor Boat & Yachting.
По теме

Между Альпами и морем

Зажатая между Италией, Австрией и Хорватией, эта балканская страна четверть века назад вместе с долгожданной независимостью сумела ухватить кусочек адриатического побережья. Но даже эти 47 километров береговой линии способны влиять на экономику страны.

С Фредриком Селандером о перспективах Volvo Penta

Трудно представить современный мир прогулочных яхт без компании Volvo Penta. Это один из тех «бурлаков», что год за годом тянут лямку прогресса в своей рыночной нише. Продукты Volvo Penta можно хвалить или ругать, но то, что шведы за последние 20 лет сделали для развития яхтинга, достойно огромного уважения.

Как все начиналось...

Интервью с Шоном Робертсоном и Стюартом Джонсом, руководителями особого подразделения Sunseeker Bespoke Interiors.

Капитан яхты: кто это?

Многие владельцы яхт толком даже не представляют, что входит в обязанности наемного капитана.