Лодки, которые покупают

Перефразируя Маяковского, скажу: если лодки покупают, значит они кому-то нужны. А если они кому-то нужны, то их надо строить! Вот этого принципа и придерживается компания Aquamarine. Желая разобраться, что к чему, я посетил предприятие.

Текст Алексей Максимов

Вначале была идея

Есть две концепции производства: делать то, что можно продать, и пытаться продавать то, что можешь сделать. Первый способ более сложный и затратный, но при «правильном прицеливании» вероятность успеха у него может оказаться много выше.

На фото: Выставочный зал компании Aquamarine, где демонстрируется вся линейка лодок

Ключевой стала идея выпускать складные лодки-RIB — компактные, как надувные лодки, и мореходные за счет жесткого корпуса. Попытки создать подобные конструкции предпринимались и ранее, но изящное инженерное решение, предложенное Сергеем Веретен-никовым, можно назвать маленькой технической революцией.

Суть его такова. Корпус RIB’а состоит из нескольких секций, соединенных между собой полосами апмированного ПВХ (того же материала, что используется для баллонов). Эти «петли» позволяют секциям корпуса поворачиваться относительно друг друга при складывании лодки. В собранном положении секции корпуса стыкуются по принципу «шип-паз», что исключает их взаимное смещение. Общую жесткость конструкции обеспечивает надутый баллон, состоящий из нескольких отсеков, а на старших моделях — и страховочные болты (по одному на стык) с гайками-барашками, затягивающимися рукой.

Такое количество складных моделей F-RIB 

компания Aquamarine ежемесячно 

поставляет на экспорт

 

В классических лодках-RIB Winboat тоже немало интересного, и в первую очередь это конструкция баллона на старших моделях. Новаторские решения принадлежат Сергею Веретенникову и Андрею Чилингарову, о чем свидетельствуют патенты на полезную модель. Согласно формуле изобретения, диаметр надувного баллона в средней части корпуса меньше, чем диаметр остальной части баллона, при этом части меньшего диаметра смещены в плане относительно центров симметрии поперечных сечений смежных частей баллона (в сторону рабочих поверхностей лодки) и сопряжены с остальными частями баллона посредством переходных участков... Как видим, все непросто.

Оригинальную конструкцию складных лодок-RIB компании Aquamarine можно назвать маленькой технической революцией

Рынок живо отреагировал на новые продукты и особенно на складные модели. Наряду с одобрительными отзывами на форумах появилась критика: писали, к примеру, о водотечности в зоне болтовой стяжки секций. Такое отмечалось на первых моделях, когда в качестве прокладок применялись уплотнительные втулки от жигулевской подвески. Но это в прошлом: нынче уплотнения специальные, планировавшиеся доработки реализованы. Лодки проходят серьезную тестовую проверку, и возможный брак (случается и у автогигантов) не превышает 2% —  отличный показатель для крупносерийного лодочного производства.

На фото: Сборочно-монтажный цех; здесь изготавливают надувные элементы лодок

Модельный ряд

Всего компания выпускает 24 модели (с модификациями): 9  складных лодок-RIB длиной 2,75–4,60 м и 15 классических (3,30–5,45 м). В их числе складная/классическая парусная лодка-швертбот 460R Sail. По компоновке (если не брать в расчет складную конструкцию и баллоны классических моделей) лодки типичные — с транцем под подвесник, конической законцовкой баллонов. Все остальное, как положено, — фурнитура, литые ручки, веревочные леера, весла с уключинами… Но вот что интересно, так это соотношение веса складных моделей с надувными. Если Winboat 330 RF весит 43 кг, а Winboat 360 RF — 48 кг, то, к примеру, надувные лодки с пайолами той же длины — 52 и 67 кг соответственно.

Cкладные Winboat на воде ведут себя, как обычные RIB’ы — соответственно массе, размерам и мощности мотора

Честно признаюсь, лодки я не тестировал, но много чего в отношении их возможностей прочитал на разных форумах. Общее впечатление сложилось такое: при каких-то недостатках, преимущественно мелких или «вкусовых» и даже устраненных уже, большинство признает лодки удачными. В основном это довольно опытные люди, по большей части рыбаки-любители, прежде использовавшие обычные надувные лодки. Как пишут те, кто тестировал складные Winboat, на воде лодки ведут себя, как обычные RIB’ы, разгоняясь и проходя волну соответственно своим массогабаритным показателям, геометрии корпуса и мощности подвесного мотора (марка любая). Есть даже видео, где складной RIB Winboat идет, глиссируя, со сдутым баллоном.

С классическими моделями тоже все в норме. Отмечу только, как тщательно конструкторы работают в поисках оптимальной формы корпуса. Но результат стоит таких усилий. А общее качество в итоге определяет производство.

Сверху вниз: На таких столах производится раскрой и склейка/сварка баллонов. Рядом — корпуса лодок, ждущие своей очереди на «получение» надувного борта. Экспериментальный участок, где создают новые корпуса и другие конструкции из стеклопластика

Производство

Я побывал в цехах Aquamarine и остался под впечатлением. На нескольких участках (в том числе экспериментальных) работают со стеклопластиком: изготавливают болваны, матрицы, формуют корпуса головных образцов и серийных моделей. Большой сборочно-монтажный цех, где также изготавливают баллоны, устанавливают фурнитуру… Материалы для корпуса — полиэфирная смола, стекломаты, химия (преимущественно — марки Norpol); надувные элементы — ПВХ. О качестве и культуре производства говорит и такой факт: с одной матрицы производят до 400 съемов композитных корпусов. И еще один признак качества: когда смотришь на днище собранной складной лодки с расстояния в несколько метров, то не сразу замечаешь линию стыковки секций.

По имеющейся информации, сегодня Aquamarine — это единственное в России производство лодок-RIB полного цикла и самое крупное по выпуску — он достигает 1800 корпусов в год (естественно, надо принимать во внимание размеры лодок). При этом значительная часть продукции идет на экспорт.

Экспорт

Лодки Winboat охотно покупают и за рубежом, только там они называются F-RIB (Foldable). В Англию, Германию и США они регулярно поставляются дистрибьюторами Aquamarine, в другие страны (Эстонию, Финляндию, Швецию, ОАЭ и т.  д.) — по отдельным контрактам. Как открыли «окно в Европу»? Сперва показали в 2011–2012 годах образцы своей продукции на выставке в Дюссельдорфе, потом контакты переросли в контракты… Сейчас спросом пользуются все модели, включая парусный швертбот
F-Rib 460S, а общий объем поставок достигает 80 корпусов в месяц.

На фото:  Классический RIB (модель Winboat R53) на ходу. Обратите внимание на необычную форму баллона

Чем привлекают западный рынок лодки F-RIB? Да ровно тем же, чем и наших покупателей: компактностью надувной лодки при мореходных качествах обычной с жестким корпусом, дающей большие удобства при хранении, транспортировке, погрузке/выгрузке из автомобиля (трейлер не нужен). И еще скоростью приведения в рабочее состояние: я наблюдал, как собирали Winboat 330 RF, — процесс занял чуть более пяти минут… И при всем этом — вполне доступная цена. Это не домыслы — так пишут на зарубежных форумах те, кто уже успел познакомиться с той или иной моделью F-RIB. Да еще, наверное, экзотика — новаторская конструкция из «варварской» России! Только в Европе рыбаков-любителей много меньше, чем у нас, и F-RIB покупают «туристы» (не нашел более подходящего термина) и в качестве тендеров на яхты премиум-класса, например на парусные Oyster.

Здесь следует отметить еще один важный момент. Поставки за рубеж невозможны без соответствующего сертификата. И такой сертификат, удостоверяющий безопасность (остойчивость, плавучесть, надводный борт), выданный бельгийской компанией IMCI (International Maritime Certification Institute), имеет каждая складная модель Winboat.

Сертификат

Так выглядит сертификат бельгийской

 компании IMCI, удостоверяющий безопасность 

лодки F-RIB 275, без которого невозможны поставки за рубеж

 

А на завтрак будет…

Возвращаясь к теме экспортного потенциала, скажу так: можем, если хотим! И еще важно хотеть, когда можешь. Вот с этим всем у Aquamarine полный порядок. При том, что у компании вполне определенное настоящее, будущее тоже распланировано. Готовится к производству 7-метровая модель, практически завершен образец лодки водоизмещающего типа… На RIB со «спокойными» обводами устанавливают 4-тактный моторчик Lifan (6,5 л. с., похоже, от газонокосилки); от него идет вал с винтом в туннеле — дешево, удобно и скорость 12–14 км/ч. А еще я видел в цеху небольшой вертолет с пристегивающимися к нему поправками для посадки на воду…

В компании Aquamarine уверены, что рынок будет расти, и они к этому готовы. 

Новости

Гора Легенд

Трасса «Гора Легенд», пролегающая на высоте 960 метров на горнолыжном курорте «Горки Город» (г. Сочи), работает на постоянной основе.

Новости

Экспедиция «ŠKODA Следопыт» в Тарту

29 и 30 июня 2018 года дилерские центры ŠKODA в Санкт-Петербурге «Авто Премиум» при поддержке компании ŠKODA AUTO Россия вместе с блогерами и журналистами ведущих СМИ Северо-Запада провели вторую исследовательскую экспедицию серии «ŠKODA Следопыт».

Новости

Все лодки MBY Cup забронированы!

Все 22 яхты, запланированные для участия в регате MBY Cup 2018 в Хорватии, забронированы. Организаторы продолжают искать лодки, поскольку желающих по мере приближения события становится все больше.
По теме

Новое лицо

Яхты, как женщины: всегда нуждаются в уходе и время от времени — в деликатном участии хорошего стилиста или косметолога. Рассмотрим апгрейд Delta 400 SW.

Решение задачи

При выборе между одной и той же лодкой, а именно Targa 27, с подвесными или стационарными двигателями важно учитывать всю совокупность факторов в их взаимосвязи.

Не такой, как все

Лодки с жестким корпусом и надувным бортом выпускает не одна сотня компаний, раскиданных по разным континентам. Только одни RIB'ы обретают мировую известность, а другие прозябают на домашних рынках. К числу брендов, покоривших немало стран, относится итальянский ZAR Formenti.

До и после

О NorthSilver 1440 стали говорить задолго до появления лодки на воде. Но и потом, после первых тестов и ее успешного показа на Военно-морском салоне, разговоры о новом проекте не смолкли и продолжаются до сих пор.