Закон есть закон!

Владельцы яхт, которые заходят на своих судах в Европу, как правило, осведомлены о налоговом аспекте их эксплуатации в ЕС. Однако благодаря «свободному хождению информации» бытует немало мифов, и, на первый взгляд, вопрос выглядит сложным и запутанным. На самом деле разобраться в этом не сложнее, чем купить саму яхту. Вот некоторые аспекты, связанные с европейским НДС в отношении яхт.

НДС (английский эквивалент VAT, value added tax) — это косвенный налог, существующий во многих странах (за исключением США). Его суть — налоговое бремя ложится на последнего в цепочке продаж, то есть на потребителя. Налог включается в стоимость товара (услуги), его уплачивает покупатель продавцу, а тот уже перечисляет деньги государству.

Это вроде бы отвлеченное суждение из экономической теории является ключевым для понимания того, откуда у некоторых людей возникает уверенность, что при продаже яхты в Европе они смогут сэкономить за счет возмещения НДС. Такое действительно возможно, ведь при перепродаже яхты ее продавец перестает быть конечным потребителем. Однако продавцу для возмещения НДС необходимо как минимум быть субъектом коммерческого оборота в ЕС и быть зарегистрированным в VIES (VAT Information Exchange system — система обмена информацией по НДС).

Установленный законодательством ЕС максимальный срок режима временного ввоза яхты — 18 месяцев

НДС имеет «территориальные границы»: налог на товар, в том числе яхты, платится не в стране, где товар произведен, а там, где произойдет его «потребление» (в стране резидентства покупателя). Это важно учитывать при покупке новой яхты на европейской верфи. Если покупатель не является резидентом ЕС и изначально оговаривает, что яхта после постройки будет вывезена им в установленном порядке за пределы ЕС, верфь в контракте на строительство яхты может применить ставку НДС 0%, снизив расходы клиента на 15–20% (в каждой стране ЕС своя ставка НДС, но не ниже 15%). Если же покупатель не выполнит своих обязательств по вывозу яхты либо не предоставит документы, это подтверждающие, налоговые органы страны, где была произведена яхта, предъявят верфи требование об уплате НДС на сумму контракта, а верфь, в свою очередь, предъявит это требование клиенту.

По общему правилу, ввоз товара на территорию страны, где применяется НДС, рассматривается как ввоз в целях потребления. С учетом высокой стоимости яхты распространение такого принципа на яхтенную сферу означало бы серьезное дополнительное финансовое обременение, поэтому законодательством стран ЕС (как и других стран, в том числе России) предусмотрен режим «временного ввоза» (англ. temporary admission). Это льготный режим для нерезидентов страны, куда заходит яхта, освобождающий ее владельца от уплаты НДС и ввоз-
ных таможенных пошлин, поскольку в дальнейшем яхта будет вывезена.

Гениальных идей, позволяющих не соблюдать ограничения, накладываемые режимом временного ввоза,  и не платить НДС, оставаясь при этом в правовом поле, не существует

Установленный законодательством ЕС максимальный срок режима временного ввоза — 18 месяцев (в исключительных случаях он может быть продлен до 24 месяцев). До истечения указанного периода яхта обязана покинуть воды ЕС, либо ее владелец должен уплатить НДС, таможенную пошлину по ставкам, применяемым в стране нахождения яхты, да еще и штраф.

Выход из такого положения — раз в полтора года покидать территориальные воды Европы, а потом возвращаться, тем самым ввозя яхту в страну заново, что делает возможным держать ее там следующие 18 месяцев. Однако в свете ужесточения правоприменительной практики, в некоторых популярных для яхтинга странах кажется разумным не просто покинуть территориальные воды ЕС, но зайти на яхте в страну (документально оформив такой заход), не включенную в таможенную территорию ЕС. Это могут быть такие страны, как Черногория или Тунис (для яхт на Средиземном море), острова Джерси и Гернси в Ла-Манше или Норвегия (для яхт, эксплуатируемых в Северном и Балтийском морях).

Некоторые считают для себя обременительным высчитывать точную дату, когда яхта должна покинуть европейские воды. Гениальных идей, позволяющих не соблюдать ограничения, накладываемые режимом временного ввоза, и не платить НДС, оставаясь при этом в правовом поле, нет. Но в некоторых странах существуют легальные способы оптимизации расходов на уплату НДС, позволяющие снизить налог. Например, лизинг, который предлагает Мальта.

Подробнее об этом, а также о других нюансах, связанных с уплатой НДС на яхты в Европе, читайте в новых выпусках журнала.

 

Текст Ирина Липовецкая,
адвокат, управляющий партнер коллегии «Липовецкая, Шперов и партнеры»

Яхты

Prestige 590

Четко следуя избранной стратегии, Prestige Yachts с завидной регулярностью поставляет на рынок новые интересные модели.

Стиль жизни

Виртуальные реалии

Представляя свою продукцию, компания Glancy Fawcett широко использует технологии виртуальной реальности.

Оборудование

Счет за электричество

Крупнейшая выставка оборудования и материалов для производства прогулочных судов METS Trade — это не только место для поиска поставщиков, но и главная сцена, на которой обсуждают проблемы и перспективы яхтенной индустрии.
По теме

Вопреки обстоятельствам

Давайте не будем останавливаться и откладывать яхтинг — да и саму жизнь — на потом, когда закончится кризис.

Проверки на борту

Многие думают, что перед выходом на воду вполне можно ограничиться беглым осмотром двигателей. Мы же предпочитаем проверять и другие позиции из числа жизненно важных. Для удобства составьте список регулярных проверок и следуйте ему всякий раз, когда соберетесь провести день на воде.

О форме и содержании

Хорошая яхта — это не только изящные линии, оригинальное остекление надстройки и эффектные интерьеры. Хорошая яхта — это, прежде всего, мореходное судно.

Гарантия спасения?

Игрок на рынке спасательного оборудования претендует на приоритет в создании персонального маячка с GPS-навигацией.