Серебряная свадьба

Двадцать пять лет совместной жизни — срок нешуточный. Именно столько длится союз княжества Монако и выставки Monaco Yacht Show. Пожалуй, это один из самых удачных браков по расчету в современном яхтенном мире, и с годами он только крепнет. 

Текст Антон Черкасов

Прежде всего, я должен сказать, что не несу ответственность за погоду и собираюсь подать жалобу в ассоциацию по туризму Монако», — такими словами Питер Люрссен, директор компании Lürssen Yacht, встретил журналистов на борту яхты Ester III.

В первый же день Monaco Yacht Show природа решила напугать посетителей грозой, и зонтики тем вечером стали вторым по ценности предметом после самих суперяхт. Едва Питер передал слово дизайнеру Эспену Ойно, как приютившееся на склонах Альп княжество содрогнулось от мощного раската грома.

В 2015 году в Монако собрались яхты общей стоимостью три миллиарда евро

«Самое время поговорить с моим другом Тором, — не растерялся знаменитый норвежец. — Вы же знаете, что у нас за погоду отвечают свои боги!»

К счастью, теплый дождь стал единственным недоразумением для юбилейной 25-й выставки суперяхт.

Ранее мы уже рассказывали о том, что в 2015 году посетителей Monaco Yacht Show ждали значительные топографические изменения, причиной которых стали масштабные строительные работы на том месте, где раньше располагался основной корпус крытых павильонов выставки. В будущем между первой линией зданий на бульваре Альбера I и набережной порта Эркюль появится музей ретро-автомобилей и трехэтажная парковка на 300 мест. Но из-за плотного расписания важных мероприятий, которые ограничивают работу техники, строительство закончится не раньше 2019 года.

Экспоненты и гости восприняли эти перемены по-разному. Те компании, чьи стенды остались на прежних местах, почти ничего не заметили, а вот вынужденные переселенцы на южном берегу марины (пятая часть всех участников) время от времени сетовали, что основное действие выставки происходит вдали от них.

Евгений Кочман

основатель Imperial Yachts

Моя первая выставка в Монако 15 лет назад запомнилась, прежде всего, особенной атмосферой. За эти годы MYS невероятно выросла, превратившись в серьезный инструмент продаж и поиска новых заказчиков. Здесь всегда приятно пообщаться с коллегами и, например, встретить некоторых дизайнеров, которые редко появляются на публике. Вряд ли четверть века назад кто-то мог вообразить, что в Монте-Карло будут демонстрировать суда длиной 90 м!

В этом году мы представили на MYS три яхты, включая самый крупный экспонат выставки — новую суперяхту Romea, и очень гордимся этим.

Удивительно, насколько год от года повышается уровень подготовки клиентов: теперь они гораздо глубже вникают в детали и принимают активное участие в процессе строительства. Мы таким людям особенно рады и с удовольствием помогаем им создавать самые совершенные в мире яхты.

Патрик Куте

директор по продажам и маркетингу Blohm & Voss

За последние 25 лет Монако, без сомнения, стало эпицентром яхтинга благодаря удачному местоположению, отличному климату и, конечно, крупнейшей выставке, которая превратилась в главное событие суперяхтенного календаря. Однако для нашей компании MYS совершенно не является основным инструментом продаж. Blohm & Voss известна в первую очередь тем, что строит суперяхты категории custom длиной свыше 80 м, и главным средством продаж выступает наше портфолио. Palladium, A, Eclipse, Eco, Graceful, Lady Moura — все эти знаковые яхты автоматически заставляют людей, выбирающих верфь для строительства своей лодки, рассматривать Blohm & Voss.

А выставка хороша тем, что здесь можно пообщаться с брокерами, дизайнерами и обзавестись новыми связями. В этом году на MYS меня удивили три вещи. Во-первых, повысился общий уровень интереса к яхтам длиной от 80 м со стороны весьма подготовленных клиентов. Во-вторых, значительно снизился средний возраст потенциальных заказчиков — прежде среди них практически не было людей младше сорока лет. Плюс, мы наконец дождались повышения спроса из Азии, о чем говорит большое число посетителей из Китая. Сейчас на Blohm & Voss достраиваются четыре фрегата для ВМФ Германии; после их спуска освободятся места для суперяхт, и наша ближайшая цель — сфокусироваться на яхтенном бизнесе и заполнить их новыми заказами. А мне после выставки предстоит разобрать три сотни визитных карточек, которые накопились за эти дни.

Роб Луендейк

управляющий директор Amels

Monaco Yacht Show без преувеличения можно назвать выставкой №1, поскольку ее организация, заинтересованность потенциальных клиентов и, разумеется, качество представленных яхт находятся на очень высоком уровне. В этом году, еще до начала боат-шоу, мы продали две яхты, и это стало хорошим стартом для участия в юбилейной выставке, которая год от года становится только лучше. Вместе с Damen Group мы представили здесь новую линейку экспедиционных яхт SeaXplorer, которая появилась благодаря нашему успешному опыту работы в сегменте судов поддержки.

В этом году я не ожидал такого наплыва потенциальных заказчиков из азиатских стран, которые серьезно интересовались тем, что мы делаем. Сейчас у нас на стадии строительства находятся девять яхт длиной от 55 до 83 м, в следующем году будут готовы три очень интересных судна — первые корпуса проектов 74 и 83 м, а также 69-метровое Yacht Support Vessel. Разумеется, мы очень надеемся найти покупателя на первый SeaXplorer. А по возвращении домой я первым делом выпью кофе с сотрудниками компании, расскажу им о прошедшей выставке, и вместе мы начнем готовить информацию для новых клиентов.

В 2015 году организаторы насчитали 345 000 посетителей — на 5% больше, чем в 2014, а крупные игроки рынка сошлись во мнении, что выставка прошла очень успешно.

По грубой оценке, рыночная стоимость всех показанных на выставке суперяхт (121 корпус) составляет порядка 3 млрд евро, и, несмотря на недавнее усложнение экономического и политического положения России, значительная часть этих судов принадлежит нашим соотечественникам. Хотя в последний год некоторым верфям пришлось столкнуться с отказами российских клиентов продолжать строительство заказанных яхт, какой-то заметной паники или нежелания иметь дело с Россией на рынке не наблюдается. Производители понимают, что ситуация со временем разрешится, не требуют от клиентов дополнительных гарантий и по-прежнему готовы заключать контракты.

Сверху вниз: Для Princess Yachts этот год стал особым, поскольку юбилей MYS совпал с 50-летием самой верфи. Компания Princess Yachts Monaco показала на выставке новую 35-метровую яхту М-класса Antheya III, ставшую одной из самых посещаемых яхт в своем сегменте. Организаторы попытались сделать все возможное, чтобы новая планировка выставки не доставила неудобств гостям и участникам.

Сегмент крупных парусников, как и прежде, был представлен скудно, и причина ясна — сегодня на их долю приходится менее 10% всех новых яхт. Однако игроки этого рынка надеются если не достичь объемов начала 2000-х годов, то хотя бы вернуть моду на эти суда, чему в последнее время очень помогают регаты. Спортивная направленность заметно отражается на дизайне и материалах, которые применяются на современных парусниках, и верфи, вовремя научившиеся работать с карбоном, получают большое преимущество.

По некоторым данным, спрос на чартер крупных яхт в прошедшем сезоне уже вырос до уровня 2007 года, и ряд управляющих компаний столкнулись с тем, что некоторые лодки уже не удовлетворяют запросам клиентов, а значит, зимой эллинги занимающихся рефитами верфей не будут пустовать.

Майкл Бреман

директор по продажам Lürssen Yachts

Помню свое первое Monaco Yacht Show в 1992 году, в котором я участвовал с 33-метровой яхтой Maffy Blue. Выставка 1993 года запомнилась сильными ливнями, которые шли каждый день. Год за годом MYS росла во всех смыслах, и постепенно клиентов из США стали замещать выходцы из стран бывшего СССР. Очень хорошо, что боат-шоу представляет собой смесь отношений B2B и B2C, но, на мой взгляд, тут стало слишком много производителей оборудования. Эта выставка не для них, и MYS нужно сфокусироваться на яхтах и клиентах. Среди них бывают всякие. Из года в год на MYS меня удивляют люди, которые пытаются попасть на наши яхты, не имея для этого достаточных оснований, из-за чего постоянно возникают забавные ситуации из разряда «вы что, не знаете, кто я такой!».

В календаре Lürssen MYS — одно из главных событий, где мы стараемся усилить присутствие бренда, показать свой продукт и встретить новых клиентов. Мы не раз участвовали в MYS без своих яхт, но это совершенно другой опыт, поскольку «живое» судно у причала скажет намного больше, чем тысяча слов и фотографий. К счастью, Lürssen строит достаточно лодок длиной около 60 м, чтобы ежегодно показывать на выставке хотя бы одну из них, а вот более крупные яхты сюда почти никогда не попадают.

"Среди множества брокеров лишь некоторые могут курировать строительство новых яхт"

Я работаю в этом бизнесе уже давно и могу сказать, что среди множества брокеров на рынке лишь очень немногие люди и компании обладают возможностью и желанием инициировать и курировать строительство новых яхт. Наши клиенты требуют самые современные яхты, поэтому нам приходится постоянно заботиться о том, чтобы всегда идти на шаг впереди, ведь созданный на бумаге дизайн воплощается только спустя несколько лет, когда многие технические решения могут уже морально устареть. Наша главная цель — продолжать строить яхты в рамках бюджета и непременно в срок.

Эспен Ойно

дизайнер, руководитель Espen Oeino International

Впервые я приехал на выставку в Монако в начале 1990-х годов. Тогда в ней участвовали не верфи с новыми яхтами, а в основном брокеражные лодки, да и тех было немного. За 25 лет MYS превратилось в превосходное место для встречи с руководителями верфей и брокерских компаний, с новыми и существующими клиентами — на четыре дня сюда приезжают все. Например, здесь, на боат-шоу, пять лет назад я познакомился с основателем компании Imperial Yachts Евгением Кочманом, и с тех пор мы интенсивно сотрудничаем по ряду проектов. В этом году здесь собрались семь яхт, над дизайном которых работала наша студия, — Solandge, Silver Fast, Arkley и другие. Для Espen Oeino International это рекорд.

Мы работаем с разными верфями по всему миру, и мне как независимому наблюдателю хорошо видно, что каждая из них обладает сильными и слабыми сторонами. Сегодня положение дел таково: поскольку именно производители несут всю ответственность за техническую безупречность судна, они продолжают придерживаться консервативного подхода и соглашаются применять инновационные продукты только если существует стопроцентная уверенность в их долгосрочной безотказной работе.

Жаль, что выставка короткая: до окончания ее работы осталось чуть больше часа, а у меня запланированы еще три встречи. Сегодня вечером мне еще следует подготовиться к переговорам с одним из клиентов Imperial Yachts, которые назначены на завтра.

В общении с брокерами и представителями верфей прослеживалась тенденция нового подхода к маркетингу. Вместо того чтобы отпугивать клиентов верными, но сухими цифрами расходов на содержание, остаточной стоимости и прочими финансовыми аспектами, они сконцентрировались на объяснении тех уникальных плюсов и возможностей, которые предоставляет собственное судно. Ведь если сам человек уверен, что этот продукт ему действительно нужен, то стоимость отходит на второй план.

Среди множества анонсированных на выставке будущих проектов особого упоминания заслуживает совместная работа Oceanco и Vitruvius Yachts под названием Acquaintance. При длине 105 м эта соответствующая требованиям Passenger Yacht Code суперяхта рассчитана на 24 пассажира и 32 члена экипажа. Немцы из Nobiskrug вместе с дизайнером Игорем Лобановым и Nauta Yachts рассекретили проект White Lion и надеются заложить киль этой 85-метровой яхты в ближайшие месяцы.

Сверху вниз: Компания Imperial Yachts представила на MYS три роскошные суперяхты, среди которых победители престижного конкурса World Superyacht Award — 60-метровые Arkley (Lürssen) и Event (Amels), а также новая 82-метровая Romea (Abeking & Rasmussen). Она стала самым крупным экспонатом выставки (читайте статью на с. 80). На время выставки порт Эркюль превратился в лабиринт из гигантских яхт, по которому текли реки людей и сновали красивые тендеры.

Французская верфь Piriou, которая привезла на MYS брутальный 77-метровый эксплорер Yersin, уже готова взяться за строительство Navire de Voyage 95 — серьезного экспедиционного судна, рассчитанного на 16 гостей. Fincantieri и Pininfarina показали футуристический проект Ottantacinque, чье название говорит само за себя: заказчика ждут 85 метров роскоши на пяти палубах.

Помимо чествования победителей Monaco Yacht Show Awards, на выставке прошло награждение молодых талантов в области яхтенного дизайна. Первый приз за лучший проект получил американец Джефф Саммерс, а второе и третье места достались Бану Ханлеру из Италии и литовцу Дастинасу Степоненасу.

Вечером последнего дня над выставкой грянул оркестр гудков, не смолкавший более десяти минут, и даже те, кто еще секунду назад спешили по синим дорожкам, замедлили шаг, чтобы воздать должное этому уникальному в своем роде празднику роскоши, тщеславия и яхтенного судостроения.

Роберт Тан

менеджер по продажам Oceanco

Monaco Yacht Show — очень серьезная выставка и единственное место, где можно увидеть большой сбор представителей индустрии суперяхт. В этом году Oceanco выступает без лодки, что не мешает нам продуктивно общаться с нынешними и будущими клиентами. Год от года мы преследуем одну и ту же цель — ищем новые средства для того, чтобы строить интересные, наполненные новыми идеями яхты. В начале процесса у клиента есть дизайнерские эскизы, чертежи, спецификации, контракт... Но все это бумага, и самое сложное для него в том, чтобы довериться верфи, особенно если он заказывает супер-
яхту впервые. Именно на этом тонком и ценном чувстве доверия строятся последующие отношения с заказчиком, включая весь его будущий опыт владения судном.

На этой выставке меня удивил человек, который неожиданно пришел к нам на стенд пять минут назад, за час до окончания выставки! На мой взгляд, в целом наша индустрия не успевает за требованиями клиентов нового поколения. Нам всем нужно плавно перестраиваться на работу с достаточно молодыми заказчиками, у которых прежде не было яхт, с людьми, чьи запросы кардинально отличаются от того, к чему привыкли мы.

Кристина Оддоне

директор по продажам Princess Yachts Monaco

Монте-Карло давно превратился в яхтенную Мекку, куда стекаются люди со всего мира. Сложно придумать стратегически более удачное место для ведения продаж. Помимо прекрасного ландшафта, климата, развлечений и ресторанов, тут есть что-то особенное, поэтому все, что связано с яхтами, пребывает здесь в максимальной концентрации.

Я работаю с Princess уже почти 24 года и впервые приехала на Monaco Yacht Show 10 лет назад. Самыми запоминающимися выставками стали для меня те, где начали показывать яхты Princess M-Class. Любое боат-шоу является инструментом продаж, и выставки в первую очередь ценны тем, что там легче всего увидеть новые лодки вживую. Именно оказавшись на борту, люди испытывают непреодолимое желание купить яхту прямо сейчас: сами яхты, как и вся атмосфера выставки, подталкивают к этому. Поэтому я считаю, что участвовать в таких выставках, как MYS, без яхт не имеет смысла.

Фабио Эрметто

коммерческий директор Benetti

Я приезжаю на эту выставку c 2001 года и вижу, как она меняется.  MYS стала ключевым местом, где мы встречаемся с клиентами и показываем им свои яхты.

В этом году я собрался поужинать с одним из них в известном ресторане и с удивлением обнаружил, что за четырьмя соседними столиками сидят владельцы яхт Benetti —очень приятное ощущение! А по окончании шоу мы сразу вернулись на верфь, чтобы проработать информацию для новых заказчиков, и начали готовиться к MYS 2016.

Андре Йонкер

менеджер проектов Abeking & Rasmussen

В этом году мы показали на выставке уникальную 82-метровую суперяхту Romea, которую строили совместно с Imperial Yachts. Будучи менеджером этого проекта, я с большим удовольствием работал с этой надежной и профессиональной компанией.

До сих пор Abeking & Rasmussen ежегодно могла производить не более двух яхт длиной до 90 м, но сейчас на территории верфи в Бремене заканчивается строительство нового эллинга, который позволит нарастить объем и строить лодки длиной до 125 м. Несмотря на то что рядом с нами, на другом берегу реки, Lürssen Yachts строят лодки длиной под 200 м, я считаю, что яхтенный пирог достаточно большой, чтобы каждому хватило по кусочку. Ни они, ни мы, ни голландцы не сможем построить все яхты в мире, поэтому заказов хватит всем.

Сейчас мы ведем переговоры с потенциальными клиентами на проект Intensity и строим частное туристическое прогулочное судно длиной 125 м с корпусом SWATH. Люди пока еще не привыкли к таким необычным обводам, но, думаю, через несколько лет SWATH-корпуса перейдут из ниши специальных судов в индустрию суперяхт.

Новости

Выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!»

13 августа в Санкт-Петербурге, в Нарышкином бастионе Петропавловской крепости, откроется выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!». Выставка пройдет в рамках «Балтийской яхтенной недели», одного из крупнейших парусных событий в России.

Новости

Can-Am X Race: мечты сбываются

Подиум второго этапа квадросерии Can-Am X Race 2018 удивил многих заядлых болельщиков соревнования. Гонка в очередной раз показала: всё будет — cтоит только проявить терпение, старание и, конечно же, поверить, что удача обязательно придет.

Новости

Балтийская яхтенная неделя — 2018

С 13 по 19 августа в Санкт-Петербурге во второй раз пройдет «Балтийская яхтенная неделя». На этот раз мероприятие приурочено к 300-летию основания первого в мире яхт-клуба «Невский флот», который был создан Петром Великим в городе на Неве в 1718 году.
По теме

Объявлены победители World Superyacht Awards 2016

На прошедших выходных состоялась долгожданная церемония награждения победителей престижной премии в области яхтенного судостроения — World Superyacht Awards 2016. В этот раз местом встречи стала Флоренция, где были названы лучшие в 24-х номинациях.

Дан старт HeliRussia 2016

Напоминаем, что в Москве открылась 9-я Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2016. Это знаковое ежегодное событие для вертолетной индустрии, которое подводит итоги года для всех отраслевых компаний.

Верфь Benetti спустила на воду 45-метровую суперъяхту Domani

Benetti объявляет о спуске на воду новой построенной по индивидуальному проекту 45-метровой водоизмещающей суперъяхты Domani, корпус номер FB701. Судно будет передана владельцу, давнему клиенту верфи, в июне 2016 года. Для него это уже четвертая яхта Benetti.

По стопам гигантов

У каждой яхты свое предназначение. Одни становятся лучшим в мире домом на воде, другие — любимой игрушкой, но есть среди них и такие, которым суждены великие дела. Рассмотрим Damen SeaXplorer.