Яхта: Мечты и реалии

Даже при наличии средств на покупку лодки, даже посещая все значительные яхтенные выставки, регулярно читая статьи в яхтенных журналах, посоветовавшись с друзьями и неоднократно побывав на их лодках, сделать правильный выбор — дело непростое. Тут нужны реальные помощники.

Текст Владимир Галько

На фото сверху: Парусная яхта Hanse 455 (Германия). Длина 13,9 м. Стоимость от € 169 000 (на верфи)

Покупка яхты — событие нерядовое. Частенько «плавать» (именно так, а не иначе) будущий владелец начинает задолго до того, как взойдет на борт своего судна. Плавать в вопросах выбора типа, разнообразии ценовых предложений, названиях дилеров. О рыночных катаклизмах, коварных течениях и скрытых опасностях, которые могут встретиться покупателю при выборе яхты, рассказывает судовладелец и дилер со стажем Владимир Галько (компания Nord Star Yachting, Санкт-Петербург).

Владимир, сколько себя помнит, увлекается яхтами. В разное время он владел тремя моторными и двумя парусными лодками. Последние 15 лет в качестве брокера помогает людям приобретать и обслуживать суда. За эти годы Владимир собрал коллекцию типичных ошибок начинающих судовладельцев и знает, как этих ошибок избежать.

При покупке новой яхты необходимо решить несколько важных вопросов. Следует ответственно подойти к сюрвейерской проверке, чтобы понять, хорошо ли яхта построена, насколько легко (или сложно) обслуживать ее оборудование, кто озаботится решением всех проблем (больших и малых), которые возникнут в первые год–два после покупки. Следует помнить, что любая яхта без поддержки дилера и верфи окажется для своего владельца скорее генератором головной боли, нежели источником удовольствия. Кто из них важнее? Даже самая лучшая дилерская компания не в состоянии быстро и эффективно решить все возникающие с лодкой проблемы без участия верфи. Но справедливо и обратное: любой верфи будет сложно решать те же вопросы без помощи дилера, который существенно ближе и к яхте, и к ее владельцу.

Понимая это, некоторые заказчики, уже определившись с типом желаемой лодки, но не с моделью, сначала выбирают дилера, а только потом смотрят конкретное судно. Выбирать правильного дилера и надежную верфь будущему владельцу яхты придется, проявляя максимум осторожности и не бросаясь на первое предложение, даже если цена выглядит весьма привлекательной.

В случаях с яхтами категории semi custom или даже custom, когда появляется возможность выбора марки оборудования и поставщика, консультация хорошего дилера может оказаться особенно полезной.

Пример. Наша компания получила официальное уведомление от Opacmare (итальянского производителя гидравлических трапов-сходней) о том, что гарантийный срок на их продукцию для яхт, построенных за пределами Евросоюза, составляет всего год (хотя стандарты индустрии предусматривают два года), даже если постройка велась по самым строгим нормативам и спецификациям. Более того, начало гарантийного срока они относят на дату отгрузки оборудования верфи, а вовсе не на момент приемки судна заказчиком. Учитывая, что период постройки крупной яхты может составить более года, в итоге от такой гарантии остается пшик.

Но есть и другие компании; их оборудование не столь высокого качества, зато они предоставляют реальную гарантию и качественный сервис, так что опытные дилеры посоветуют работать именно с ними.

Выбор бренда

Как правило, будущий покупатель яхты уже представляет, какую яхту хочет: парусную или моторную, глиссирующую, водоизмещающего типа или яхту-траулер. Скорее всего, некоторый морской опыт (по крайней мере, «пассажира» яхты) у него есть, как и понимание желаемой длины и водоизмещения будущего судна, каких-то деталей и реального бюджета. Набросок «лодки мечты» уже перед глазами, осталось его детализировать и претворить в жизнь, не сильно ошибившись в цене (самой яхты и ее обслуживания), качестве (судна и оборудования) и не разочаровавшись окончательно в человечестве.

При покупке любой яхты особенно внимательно надо  подходить не только к самому судну, но и к выбору дилера

К удовольствию (и смятению) новичков, спектр предложений лодок сегодня очень широк — на любой вкус и кошелек. Яхты с похожими характеристиками выпускают разные верфи, и зачастую непросто понять преимущества и недостатки того или иного варианта. Осмотрительный покупатель, конечно, побывает на яхтенных выставках и попытается сравнить модели. Но это может только усугубить растерянность: на одном стенде ему объяснят, что лучше Hanse яхты нет, на соседнем он услышит то же про Bavaria, на третьем — о Jeanneau и т.  д. Похожий сюжет ждет его и с моторными яхтами.

Выскажу крамолу: на мой взгляд, большой разницы между лодками одной категории/типа от разных брендов нет. Конечно, они разнятся конструкцией и отделкой, но приличный базовый уровень качества обеспечивают все европейские массовые бренды, и различия между моделями скорее стилистические (для меня они отходят на второй план). А любые принципиальные улучшения лодки по сравнению с продукцией конкурентов находят отражение в цене.

Формирование цены

Цена на яхту берется не из воздуха. Прежде чем составить прайс-лист на новую лодку, специалисты верфи уточняют собственные затраты, калькулируют услуги контрагентов и поставщиков, учитывают разные опции, анализируют рынок, изучают конкурентов. Процесс ценообразования многоступенчатый, но все довольно прозрачно, и покупатель в состоянии узнать рекомендованную цену на яхту и опции от верфи-производителя.

Многие верфи открыто публикуют прайс-листы; позже, общаясь с дилерами, вы сможете опираться на эти цены. Некоторые компании, выпускающие в основном яхты категории custom и semi custom, прайс-листы не тиражируют. Здесь разумное решение — посетить верфь: информация на непонятных интернет-сайтах, от знакомых и даже продавцов может быть существенно искажена.

На яхтенных выставках бренды нередко представляют местные дилеры. Порой цены в их прайс-листе могут оказаться завышенными, на что есть свои причины. К примеру, небольшие голландские верфи предлагают дилерам самим назначать надбавку к заводской цене — просто потому, что верфи в большинстве своем ориентированы на внутренний рынок и не в состоянии дать специальную скидку. Стоит ли в таком случае гнаться за низкой ценой и обращаться непосредственно на верфь, мы поймем дальше.

Цены на яхты в нынешних условиях не обрушились; они либо остаются на прежнем уровне, либо понемногу растут

Имея представление о рекомендованной цене и том, как она формируется, уже можно рассматривать варианты и скидки. Скидку лучше оценивать не в конкретной сумме, а в процентах от стоимости, дабы не путаться в яхтах с различной комплектацией.

Теперь о ценах в условиях стагнации рынка. К разочарованию некоторых «аналитиков», цены на яхты не обрушились; они либо остаются на прежнем уровне, либо понемногу растут. Это объяснимо: в отличие от автомобилей, яхты строят преимущественно по контракту, острой необходимости в срочной реализации при таком раскладе у верфи нет, так что можно рассчитывать на скидку не более 6–10%. Возможно, вам повезет попасть в какую-то специальную программу, стимулирующую производство, и тогда скидка окажется больше (пример — программа Early Bird верфи Hanse). Ничего секретного в таких проектах нет: информация о них общедоступна, и дилер обязан предоставить скидку покупателю.

На фото: Моторная яхта Princess 39 (Великобритания). Длина 13 м. Стоимость от € 392 000 (на верфи)

Выбор дилера

Неопытные судовладельцы при выборе яхты охотно «клюют» на бренд и скидку. Эти условия необходимые, но не достаточные. Заключение сделки — не конец ваших приключений, а лишь их начало, а какими они будут: изматывающими или приятными, — зависит от дилера.

Важно сразу понять: даже если вы возьмете самую дорогую модель от производителя с безупречной репутацией, в первые годы эксплуатации обязательно проявятся определенные проблемы — столь сложное техническое сооружение, как яхта, насыщенное современным оборудованием, к тому же установленным вручную, нуждается в настройке, в регулярном обслуживании. Избежать таких хлопот невозможно, но надежный дилер — шанс их минимизировать. Для этого постарайтесь собрать перед покупкой максимум информации о продавце. Пообщайтесь в марине с другими судовладельцами, желательно — имеющими яхту того же бренда. Яхтсмены редко довольны своим дилером; скорее можно услышать, что «все они не очень», но кто-то окажется «получше». Других вариантов просто нет. Пусть такие отзывы вас не пугают: мы редко ценим по достоинству тех, кого привлекаем в помощь для решения сложных вопросов, да еще за деньги. Та из компаний, которую пренебрежительно охарактеризовали как «получше», скорее всего, вполне профессиональная. Внимательно отнеситесь к фактам: если компания давно на рынке, имеет приличный офис, в марине постоянно присутствует кто-то из сотрудников, они реагируют на запросы владельцев яхт и оказывают им поддержку, — с такой стоит сотрудничать.

Убедитесь, что вам помогут организовать и сопутствующий покупке сервис: перегон яхты к месту базирования, оформление регистрации или — при необходимости — временного ввоза, проведение таможенных платежей или банковский депозит. Если вы меняете одну лодку на другую, имеет смысл увязать покупку новой с продажей старой тоже у одного дилера.

Гарантийные обязательства

Готовясь подписать контракт на покупку новой, только со стапеля, лодки, заказчик пребывает в восторге от нее и от себя и гарантийные обязательства читает через строчку. И очень зря: при внимательном изучении такого документа нередко выясняется, что производитель дает гарантию ТОЛЬКО на корпус и установку оборудования. С корпусом, поверьте моему опыту, проблемы возникают крайне редко, да и ситуация, когда «телевизор открутился от переборки», — скорее из ряда курьезов. А вот отказы двигателя или навигационной системы время от времени случаются. Вот тут неожиданно может выясниться, что верфь «ни при чем», и обращаться придется сразу к производителю. В этом случае дилер должен взять на себя роль менеджера и отстаивать ваши интересы.

Рынок яхт весьма многообразен: можно найти  лодки, близкие по длине, но разных типов и стоимости

В начале 2000-х годов, соскучившись по парусу, я решил приобрести круизную Bavaria 49. Принимал лодку в словенском Копере: собрал друзей, закатил настоящий праздник предвкушения. После оформления всех документов наконец вышли в море. Но счастье было недолгим: спустя полчаса работы двигатель Volvo Penta TAMD22 (105 л. с.) замолчал. Словенцы отбуксировали нас в марину, осмотрели мотор. Выяснилось, что развалился коленвал. Еще оказалось, что контракт предусматривает по гарантийному случаю бесплатные запчасти, но не доставку; то есть в перспективе на новехонькой лодке я мог получить двигатель после капремонта, да еще прилично за это доплатив. Выручил дилер, компания Golden Comet Marine. Ее сотрудники проделали громадную документальную работу и решили вопрос с верфью. В итоге на мою лодку бесплатно поставили новый двигатель, с которым я довольно долго путешествовал.

«Заграница нам поможет»

При покупке яхты для эксплуатации за границей к выбору дилера надо подходить особенно внимательно.

На выставке или на верфи вас обязаны отправить к российскому дилеру или к региональному — туда, где лодка будет находиться. Так поступают солидные бренды. Дальше выбор за вами: если планируете много путешествовать, то лучше выбирать дилера где-нибудь в центре предполагаемого района плаваний.

Внимательно изучите контракт: в документе должны быть указаны штрафные санкции за несоблюдение сроков поставки, условий приемки, гарантийного обслуживания. Не всегда, но часто западные бизнесмены при возникновении каких-либо проблем не сделают ни на полшага больше, чем прописано в контракте. А если вы уйдете из региона ответственности дилера, он забудет о вас раньше, чем скроются за горизонтом ходовые огни вашей яхты.

На фото: Траулерная яхта Selene 42 Europe  (Китай). Длина 13,7 м. Стоимость от € 420 000 (на верфи)

Если вам все-таки удобнее обратиться к российскому дилеру, но вы планируете ходить на лодке за границей, убедитесь, что ваш дилер сумеет договориться с местными службами. Как правило, поддержание гарантии стоит определенных денег, и компании просто делятся друг с другом парой процентов; вам же это даст уверенность, что вашей лодкой будут заниматься. Особенно это важно в мелочах: чтобы не пришлось бегать по турецким, например, окраинам в поисках умельца, способного починить гальюн, обсудите такие вопросы заранее. На мой взгляд, заказ у российского дилера яхты для эксплуатации за рубежом — разумное решение. Главное, чтобы у него были серьезные бизнес-партнеры в нужном регионе: на цене это не сказывается, а для судовладельца — весомая польза.

Готовя эти заметки, я вовсе не стремился напугать потенциальных владельцев лодок текущими сложностями и грядущими проблемами. Моя цель совсем иная — попытаться объяснить читателю важность выбора правильных партнеров в этом непростом бизнесе, чтобы новая яхта доставляла своему владельцу максимум удовольствия без серьезных хлопот. Хотя хлопоты с любой лодкой — дело обычное.

Новости

 Что нам готовит новый день

Отвечаем на вполне закономерные вопросы наших читателей и партнеров.

Яхты

Pearl Yachts

Интересная британская верфь, которая строит лодки столь же практичные, сколь и необычные.

Стиль жизни

Новый Continental GT V8 — скоро в шоу-руме Bentley Москва-Волгоградский

Новая версия Bentley Continental GT V8, оснащенная 4-литровым бензиновым двигателем последнего поколения, появится в шоу-руме Bentley Москва-Волгоградский Авилон уже в начале второго квартала 2020 года.
По теме

Едем тише, копаем глубже

Технический прогресс движется с ошеломляющей скоростью. И нередко бывает так, когда только-только появившиеся новинки тут же встречают живой отклик участников рынка. Ранее мы уже упоминали о приводе VP Forward Drive. Теперь же рассмотрим агрегат внимательнее.

Морское пиратство в Юго-Восточной Азии набирает обороты

Количество пиратских нападений в Юго-Воточной Азии резко увеличилось. За 9 месяцев этого года зафиксировано на 38% больше случаев, чем за аналогичный период 2014 года.

Испанский путь

7000 километров исключительной береговой линии и чудесный климат обеспечили Испании место среди лучших стран Средиземноморского региона в плане яхтинга. Но может ли здоровая индустрия держаться только на этом?

Закон и море

Суперяхты находятся почти у самой вершины пирамиды мирового потребления. Будучи баснословно дорогими, они требуют к себе особого отношения, в том числе с юридической точки зрения.