Наше королевство

Швеция всегда входила в десятку самых яхтенных стран мира и раньше многих поняла, что в XXI веке этот вид отдыха приобретет новые формы. 

Текст и фото Антон Черкасов

Около двух тысяч лет назад древнегерманское племя свеев назвало свои земли svear rike, что на их языке означало «наше королевство». В средние века этих искусных мореходов уже называли шведами, а флот их маленькой страны готовился к господству на Балтике. С тех пор минуло много штормов, но любовь к морю, как и прежде, передается шведами из поколения в поколение, разве что неповоротливые драккары их предков сменились парусными и моторными яхтами.

«По сравнению с коммерческими проектами в других областях, строительство яхт — очень странный бизнес»

По данным Национальной ассоциации яхтенной индустрии Sweboat, в Швеции увлекаются яхтингом около 2,5 млн человек, и каждый третий бывает на воде хотя бы раз в сезон. Однако прошли те времена, когда люди уходили всей семьей путешествовать на лодке по островам на несколько недель; теперь шведы проводят на борту в среднем не более двух ночей, а днем в основном посещают кафе и рестораны, которых за последнее десятилетие вокруг Стокгольма заметно прибавилось.

На фото:  Алехандра и Пьедер Асплунд  (вверху) ушли из телекоммуникационного бизнеса в яхтенную индустрию и основали компанию Agapi Boating. Agapi 950 представляет собой редкий пример семейного каютного катера-RIB, рассчитанного на северные акватории.

«Наблюдаются два четких тренда, — поясняет Йонас Готберг, коммерческий директор Nimbus Boats. — Одни предпочитают уходить в море надолго и проводить там время, другим лодка нужна для кратковременных выходов, чтобы, например, добраться до ресторана, съездить к друзьям или искупаться. Десять лет назад все они представляли собой единое сообщество, но сегодня дифференцировались».

Интересно, что на примере современной Швеции Европа наблюдает формирование нового поколения потребителей, которые считают, что жечь много топлива политически некорректно. Эти люди гордятся тем, что их машины и яхты могут развивать высокую скорость, но при этом потребляют умеренное количество горючего, оказывая минимальное негативное влияние на окружающую среду. Соответственно, они предъявляют совершенно новые требования к лодкам, и производители вынуждены к этому прислушиваться: времена, когда они диктовали условия, прошли.

Жечь топливо уже не модно, и новому поколению нужны другие яхты

Прежде к «дальним кордонам» Стокгольмского архипелага, на долю которого приходится половина из 60 тысяч шведских островов, отваживались ходить только просоленные «парусники». Теперь же, когда благодаря GPS-навигации даже новичок способен вести судно сложными узкими фарватерами, моторные лодки тоже забираются достаточно далеко. По своей природе шведы вообще очень любят путешествовать и охотно отправляются в дорогу, например, в кемперах; они любят другие виды активного отдыха, поэтому яхтингу преданы не все. Но два прошедших лета вселили в шведскую яхтенную индустрию оптимизм, поскольку благодаря отличной погоде люди массово вернулись на воду. По словам Хансе Торслунда, менеджера Стокгольмского боат-шоу, покупательскому спросу также способствовали относительно низкие ставки по кредитам и невысокая инфляция. Однако на фоне повышения цен на недвижимость бизнесмены опасаются, что низкий процент по ипотечным кредитам и слабая кредитно-денежная политика могут привести к возникновению финансового пузыря, поэтому относятся к росту индекса потребительского доверия с некоторой долей скепсиса.

Сверху вниз, слева направо: Многочисленные кафе и рестораны повсеместно выросли на островах Стокгольмского архипелага, став главной целью многих яхтсменов. В Швеции по воде ходит всё, даже экскурсионные автобусы! Покататься после учебы или работы на водном велосипеде или каноэ для шведской молодежи в порядке вещей.

«Эта деятельность всегда сопряжена с рисками, — поясняет Йонас Готберг. — Но у Nimbus очень сильный в финансовом отношении новый владелец, который весьма заинтересован в том, чтобы не просто строить яхты, но и зарабатывать на этом. Не думаю, что за последние пять лет это хорошо получалось у многих, и, учитывая тенденцию, 2015 год для нас станет одним из первых прибыльных».

После экономического кризиса 2008 года для сокращения издержек некоторые из скандинавских верфей приняли решение о переносе производства в страны с относительно дешевой рабочей силой вроде Эстонии и Польши.

Низкая инфляция и кредитные ставки оживили интерес к яхтам

«О том, чтобы строить наши лодки в Швеции, речь не шла изначально, так как их цена была бы неконкурентоспособной, — рассказывает Пьедер Асплунд, в прошлом генеральный директор южноамериканского подразделения Ericsson, в 2006 году основавший компанию Agapi Boating. — Мы попытались работать с Китаем, однако там сложно контролировать качество производства. В итоге мы пришли к сотрудничеству с польской верфью Delphia, где нашли оптимальное соотношение цены и качества».

«Состоятельные шведы, как и представители других северных наций, охотно приобретают недвижимость, летние дома в теплых странах вроде Испании, — добавляет Ларс-Оке Риден, главный редактор яхтенного журнала Batliv. — Соответственно, крупные яхты им логичнее покупать не дома, а по месту отдыха. Что касается мелких катеров, которые можно “штамповать” где угодно, то из-за дороговизны производства Швеции сложно конкурировать со странами Восточной Европы».

Однако спасение в выводе производства видят не все; например, Nimbus Boats выбрала диаметрально противоположную стратегию.

«Каждая из наших яхт на сто процентов произведена в Швеции, — подчеркивает Йонас Готберг. — Без сомнения, это усложняет борьбу с конкурентами, но такова наша стратегия, которая выражена в слогане “Почувствуйте разницу”. Вместо наращивания объемов производства мы сфокусировались на качественном нишевом продукте».

За последние пять лет пик производства яхт пришелся на 2010 год, когда всего в стране было выпущено 8330 лодок. В 2013 году Sweboat зарегистрировала почти двукратный спад, но спустя год положение немного выровнялось, и в Швеции построили уже немногим больше 6000 корпусов.

Наибольший рост продаж сейчас наблюдается в сегменте алюминиевых катеров длиной 4–7 м. Для производителей вроде Anytec и Alukin прошлый год оказался достаточно удачным, и покупателей лодок такого типа они делят на две четкие группы. Первым нужны крепкие, недорогие в эксплуатации катера с мощными подвесниками, чтобы быстро добираться до островов, где находятся их дачи. Вторые относятся к числу профессионалов, которые работают на архипелаге. Активность также наблюдается и в сегменте небольших стеклопластиковых прогулочных лодок, где набирают популярность боурайдеры.

Сверху вниз, слева направо: Йонас Готберг, коммерческий директор Nimbus Boats, на выставке в Каннах. Небольшие яхты типа Coupe составляют в Швеции основную массу флота прогулочных судов со стационарными двигателями. Ключевой фактор развития яхтинга — хорошая инфраструктура, и в Швеции с ней все в порядке. 

На сегодня в стране насчитывается около 900 тыс. прогулочных судов всех «мастей и калибров», но на моторные и парусные яхты с каютами приходится всего лишь 20% флота. В последние годы продать в Швеции бывшую в эксплуатации парусную яхту было крайне сложно, да и с новыми дела шли туго, поскольку у людей становится все меньше времени ходить под парусом. Например, еще в 2008 году в стране ежегодно продавалось более 900 парусников, а пятью годами позже их число упало аж до 60 корпусов. С января по июнь 2015 года на экспорт было произведено всего 73 парусные яхты, 216 моторных яхт со стационарными двигателями и 1246 лодок с подвесными моторами и иными движителями, причем большая их часть ушла в соседнюю Норвегию. При этом показатели импорта значительно превысили экспорт — 172, 1546 и 7258 корпусов соответственно, а лидерство среди ввозимых судов занимают финские, немецкие, французские и произведенные в Китае лодки.

Швеция ведет активную торговлю яхтами с соседями

«Экспорт составляет важную часть нашего бизнеса, — поясняет Йонас Готберг, — и главными рынками являются страны Северной Европы, Франция и Турция. Также мы работаем с Китаем, Тайванем и США, но пока это скорее стратегический расчет на будущее, нежели большой объем сбыта».

К сожалению, в процессе недавнего экономического кризиса Швеция потеряла несколько сильных брендов, включая Nord West и Najad; эти верфи много лет строили очень хорошие яхты, но оказались неготовыми к возврату кредитов в полном объеме по внезапному требованию банков.

«Я всегда считал, что строительство яхт, например по сравнению со сферой телекоммуникаций, — это в высшей степени странный бизнес, — признается Пьедер Асплунд. — Большинство верфей, которые мне знакомы, постоянно теряют деньги или в лучшем случае работают в ноль. Возможно, лишь Beneteau и Jeanneau удается немного зарабатывать на массовом продукте, но остальные ничего не получают. Удивительно, как в яхтинге по сей день существуют сотни верфей, ведь по правилам большого бизнеса, если ты не в плюсе, то моментально вылетаешь.

Посмотрите, в каком положении сейчас три лидирующих шведских бренда. Nimbus — два банкротства за последние несколько лет, они борются, но вряд ли сейчас получают прибыль; Delta — мощная новая марка, но ее владелец, которого я хорошо знаю, делает деньги в других областях; Anytec — также два банкротства за пять лет, и новый владелец, бывший профессиональный хоккеист, постоянно вливает деньги в компанию, да еще и судится с прежним хозяином. Все они выпускают хорошие лодки, но если оценивать эффективность бизнеса, то возникает большой вопрос».

По словам Йонаса Готберга, сейчас, вслед за длинной и опасной рецессией, началось постепенное оживление рынка. Nimbus по-прежнему остается одним из самых продаваемых в Швеции брендов, но теперь инженеры и дизайнеры компании сосредоточились на обновлении ключевой линейки Coupe, которая всегда составляла костяк продаж.

«Чтобы начать зарабатывать деньги, нам нужно объединиться под крышей национальной Ассоциации и расширять границы рынка подобно тому, как это делают финны», — подчеркивает Пьедер Асплунд. Эту задачу шведским производителям помогает выполнять Sweboat, которая лоббирует интересы индустрии на государственном уровне и облегчает верфям участие в местных и зарубежных выставках.

На фото: В водах Стокгольмского архипелага есть место всем судам от мала до велика.

Шведы вообще любят объединяться для решения насущных проблем: например, их круизная Ассоциация является одним из самых больших яхтенных сообществ в мире (более 42 тыс. участников) и занимается популяризацией морских путешествий. Параллельно с этой организацией действует Шведский яхтенный союз, который решает вопросы безопасности яхтинга, и Шведская парусная федерация, продвигающая парусный спорт.

Возможно, шведская яхтенная индустрия и уступает по эффективности таковым в Финляндии и Франции, но в ближайшие полсотни лет у нее есть шанс стать номером один по количеству использующих биотопливо прогулочных судов. Дело в том, что шведы помешаны на экологии и активнее всех в Европе отказываются от бензина в пользу спиртов, метана и биодизеля. Пока «зеленые» планы касаются в основном наземного транспорта, но едва критический порог будет преодолен, они примутся за яхты. И не сомневайтесь — у них это получится, ведь неспроста Швеция дала миру три десятка нобелевских лауреатов.

Досье

•  Рост ВВП 2,1% (2014 г.)

•  Прогноз роста ВВП в 2015 г. 2,5%

•  Уровень инфляции –0,18%

•  Уровень безработицы 8,5%

•  Население 9,7 млн

•  Длина береговой линии 2700 км (без островов); 8000 км (с учетом островов)

•  Число марин 1500

•  Число яхт-клубов >1000 (свыше 250 000 членов)

Новости

В Петербурге наградят лучших яхтсменов

В Северной столице пройдет ежегодная церемония вручения премии за заслуги в области парусного спорта «Яхтсмен года Санкт-Петербурга».

Стиль жизни

Ёлка в Pride Wellness Club — 15 декабря!

Pride Wellness Club в подмосковной Жуковке XXI приглашает погрузиться в атмосферу новогодней сказки.

Яхты

Princess X95

Недавно верфь Princess Yachts обнародовала первые сведения о моторной яхте X95, с которой начнется новая линейка бренда.
По теме

Приглашение к путешествию

В начале XVI века моряк и путешественник Фернан Магеллан совершил первое кругосветное плавание. Прошло без малого 500 лет, и теперь его имя носит целая линейка яхт итальянской верфи Azimut. Знакомьтесь: новая модель Azimut Magellano 66.

День открытых дверей у Amels

7 ноября во Флиссингене состоялся День открытых дверей, организованный голландской верфью Amels. Любители роскоши, а также сотрудники чартерных компаний воспользовались редкой возможностью заглянуть внутрь одной из крупнейших суперяхтенных верфей Европы.

Положительная динамика

Наблюдая в течение нескольких лет развитие модели Nord Star 37 Patrol, можно отметить безусловную положительную во всех смыслах динамику процессов.

Едем тише, копаем глубже

Технический прогресс движется с ошеломляющей скоростью. И нередко бывает так, когда только-только появившиеся новинки тут же встречают живой отклик участников рынка. Ранее мы уже упоминали о приводе VP Forward Drive. Теперь же рассмотрим агрегат внимательнее.