Едем тише, копаем глубже

В феврале на выставке в Майами компания Volvo Penta представила новый привод Forward Drive (FWD) — транцевую колонку с соосными тянущими (направленными вперед) винтами. В этом необычном гибриде инженеры совместили лучшие технологии, использованные в проверенных временем поворотно-откидных колонках DPS и днищевых IPS.

Немного предыстории

Интересно, что первый прототип FWD шведы разработали еще в 1997 году, задолго до появления приводов IPS, однако характеристики колонки с развернутым в обратную сторону редуктором их не удовлетворили, и все силы были брошены в работу над днищевым приводом. Но вот пришло время вытащить из ящика старые наработки: сигналом к этому послужил взрывной рост сегмента спортивных буксировщиков, эпицентр которого образовался в США.

«Мы хотели занять новую нишу в доселе неосвоенном сегменте рынка и обеспечить рост продаж именно за счет инноваций, — рассказывает Марк Хадлстон, представитель американского подразделения Volvo Penta. — Вейксерфинг стремительно набирает популярность во всем мире, а, например, в некоторых штатах использовать для этого вида спорта катера с подвесными моторами или транцевыми колонками противозаконно».

Теория и практика

Чтобы спроектировать хороший буксировщик, недостаточно просто развернуть редуктор на откидной колонке. Конструкторам необходимо тщательно поработать над обводами корпуса, продумать балластные цистерны и специальные транцевые плиты. По сути, перед инженерами стоит противоположная привычной задача — сделать судно, которое будет создавать высокую волну заданной формы, теряя при этом в скорости и экономичности.

Известно, что тянущие винты работают в невозмущенном ламинарном потоке, поэтому более эффективны в отношении ускорения, максимальной скорости и топливной экономичности. Это подтверждает практика, и днищевые колонки Volvo Penta IPS уже прочно обосновались в ряду силовых приводов катеров наравне с винтами на гребных валах и обычными транцевыми колонками. Винты Forward Drive, по сравнению с винтами колонки DPS, смещены на 670 мм к носу судна и оказываются под транцем, в зоне повышенного давления, что может влиять на их КПД. Еще большее влияние оказывает повышение сопротивления редуктора за счет изменения его формы и увеличения скорости набегающего потока от работающих винтов. В итоге по максимальной скорости катер с FWD будет несколько уступать такой же лодке с DPS, но эту незначительную потерю компенсируют многочисленные плюсы.

Преимущества привода

FWD обладает увеличенным диапазоном угла откидки и создает контролируемую симметричную высокую волну для вейкбординга и вейксерфинга с любой стороны корпуса. Это особенно актуально для неискушенных любителей водного спорта, поскольку для получения нужной волны профессиональные катера-буксировщики с одним гребным винтом требуют от пилота сложных навыков управления балластным танком, специальным устройством-«плугом» и транцевыми плитами. Помимо того, симметричная волна удобна для райдеров как с правосторонней, так и левосторонней стойкой.

FWD совмещает лучшие технологии, примененные на колонках DPS и IPS

«С момента презентации FWD в Майами мы уже получили положительные оценки от прессы и спортсменов, хотя пока работаем с ограниченным кругом верфей, — поясняет Марк Хадлстон. — На начальном этапе внедрения нового привода мы контролируем производителей, чтобы покупатели могли получить продукт именно с теми характеристиками, которые были задуманы. Мы не выпустим на рынок продукт, которым не сможем впоследствии гордиться».

Производство

К началу лета на разных верфях уже были разработаны 12 моделей катеров с FWD, и Volvo Penta поставила для них около 150 моторов. Сборку колонок компания осуществляет на своем заводе в США, и на сегодня спрос на них превышает возможности производства.

«В этом году FWD будет поставляться с новыми бензиновыми моторами объемом 4,3 л и 5,3 л, в следующем году к ним добавится еще один обновленный агрегат объемом 6,2 л, — рассказывает Всеволод Гаврилов, директор Volvo Penta в России. — Что касается дизельных установок, то FWD легко можно сопрягать с моторами D3, и в будущем мы займемся этим».

На фото: Тестовая Chris-Craft Carina 21 c VPFD показала мягкий ход и очень хорошую управляемость.

Рынку также придется год или два подождать появления первых моделей катеров с двумя приводами FWD и нового джойстика для них. К сожалению, из-за специфического положения винтов относительно транца существующий джойстик для колонок DPS работает не так, как хотелось бы, и шведы занимаются его доработкой. Приобретать FWD пока могут только ОЕМ-компании (Original Equipment Manufacturer — производитель конечного продукта), причем исключительно в комплекте с мотором. О том, станет ли возможен апгрейд колонки DPS на FWD путем замены редуктора, в Volvo Penta пока не говорят. Стоить новый привод будет примерно столько же, сколько и поворотно-откидная колонка DPS.

Информация к размышлению

Любопытно, что в ходе испытаний FWD конструкторы cтолкнулись с тем, что катера с поперечными реданами и гидролыжей управляются не так, как хотелось бы, и сейчас идет активный сбор статистических данных по разным корпусам, чтобы повысить эффективность привода.

«Днище катеров с поперечными реданами обтекается водой по-другому; смещая винты в нос, мы вводим их в зону турбулентности. Сейчас мы работаем над общими рекомендациями по установке FWD на таких катерах», — поясняет Всеволод Гаврилов.

— Использование FWD позволяет получить катер, который может практически все и дает много преимуществ по сравнению с обычными буксировщиками. 

Российские яхтсмены непременно зададутся вопросом: что происходит с FWD при столкновении с препятствием вроде дрейфующих у поверхности воды бревен, которые не так уж редко встречаются на наших водоемах? Проведенные Volvo Penta краш-тесты показали, что характер повреждений снабженного системой автоматической откидки привода соответствует таковому у колонок DPS, поэтому опасаться какой-то особенной уязвимости FWD не стоит. 

Стандартные тянущие винты можно без проблем заказать через авторизованные сервис-центры Volvo Penta, а на сам привод распространяется гарантийная программа «2+3 года» (первые два — на весь привод, следующие три — на основные компоненты).

Несмотря на то, что FWD разрабатывали в первую очередь для буксировщиков, в Volvo Penta непрерывно поступают запросы от верфей, которые хотят устанавливать эту колонку на обычные, неспециализированные прогулочные катера. На деле FWD действительно оказался весьма универсальным приводом, который подходит для спорта, рыбалки и отдыха.

«Хотя FWD и проигрывает в скорости обычным колонкам, на классических корпусах с ним существенно увеличивается управляемость за счет того, что точка приложения упора винтов смещена в нос, ближе к центру тяжести корпуса, — поясняет Всеволод Гаврилов. — Для яхтсменов-любителей это существенный момент».

Личные впечатления

Я провел полчаса за штурвалом Chris-Craft Carina 21 с двигателем Volvo Penta V8  5.3l (300 л. с.) и полностью разделяю эту точку зрения: при маневрировании на высоких скоростях возникает ощущение, будто лодка оборудована парой IPS и держится за воду настолько крепко, насколько это возможно. При крайне малом радиусе циркуляции на максимальной скорости о проскальзывании корпуса даже не идет речи, и лодка с простой геометрией корпуса воспринимается как спортивный болид.

На фото:  Regal 2100 RX — еще одна из первых моделей катеров с Volvo Penta Forward Drive.

К началу лета на разных верфях уже были разработаны 12 моделей катеров с FWD

Более того, выход на режим глиссирования занимает у Carina 21 всего 4 секунды (электроника fly-by-wire отрабатывает без задержки), а на разгон до максимальных 43 узлов уходит 20 секунд — тоже весьма неплохо!

Владельцам катеров с FWD придется смириться с некоторыми сложностями при их перевозке на трейлере, поскольку винты и часть редуктора максимально поднятой колонки остаются ниже днища. Этот фактор также накладывает ограничения на возможность оставить лодку на осушке.

Вейксерфинг

Популярная разновидность катания за катером-буксировщиком путем использования энергии скольжения по кильватерной волне от идущего впереди катера (по аналогии с классическим серфингом на прибойной океанской волне). От вейкбординга отличается тем, что применяемый здесь короткий фал райдеру нужен только для старта из воды и разгона (далее фал он бросает). Доска для вейкбординга не имеет ножных креплений. Для создания требуемой волны катера-буксировщики оборудуют балластными системами и специальными устройствами; также используется смещение пассажиров на борт для создания крена — асимметричная посадка корпуса вызывает увеличение высоты волны за транцем.

Кто против?

В качестве критических аргументов со стороны вейксерферов можно услышать замечания про горячий выхлоп в направлении спортсмена и металлические части колонки, которые могут представлять опасность на лодках без купальной платформы.

«Эта критика имеет мало общего с реалиями, — отвечает Всеволод Гаврилов. — Все любительские катера оснащены транцевой платформой, которая закрывает колонку, а на профессиональных буксировщиках с их плитами и «плугами» опасных металлических элементов не меньше. Что касается выхлопа, то он смешивается с водой охлаждения двигателя и через ступицу обтекателя выбрасывается далеко за корму, и райдер не чувствует запаха».

FWD в России

Учитывая растущую популярность всевозможных видов серфинга и бординга, возникает резонный вопрос: появится ли новый привод на отечественных катерах?

«Сначала мы полагали, что FWD для России не актуален, но сейчас ясно видим, как стремительно развивается сегмент буксировщиков, — говорит Всеволод Гаврилов. — В этом виде спорта профессиональная ниша очень узкая, но обычные люди, не обладающие специальными знаниями, тоже хотят заниматься вейксерфингом на простых катерах. Полагаю, Forward Drive легко приживется в России и получит широкое применение».

Стиль жизни

Все — в спа!

Спа-комплекс Pride Beauty & Spa в закрытом загородном клубе Pride Wellness Club (Жуковка) приглашает на процедуры.

Новости

Новый дилерский центр "Ауди Центр Авилон"

15 апреля 2019 года "Audi Россия" объявила об открытии нового дилерского центра "Ауди Центр Авилон" в Москве, входящего в состав одного из крупнейших в России автомобильных холдингов «Авилон».

Новости

Концерт Глории Гейнор в Yalıkavak Marina

22 июня 2019 года состоится торжественное открытие нового сезона в Yalıkavak Marina в Бодруме, в честь которого знаменитая американская певица Глория Гейнор даст эксклюзивный концерт.
По теме

Швартовка на ветру

Самый лучший день на воде может быть испорчен стрессом, когда по возвращении в марину швартоваться придется при внезапном усилении ветра, хотя еще с утра, как говорится, ничто не предвещало. Главная задача шкипера в данной ситуации — тщательно спланировать действия и проинструктировать команду заранее.

Фокус бизнеса — отдых

Американский производитель навигационного оборудования компания Garmin стремится стать лидером во всех направлениях своей деятельности.После 25 лет роста в морском секторе она вплотную приблизилась к этой цели.

Ночь на якоре

Хоть сколько-нибудь продолжительный поход на яхте подразумевает ночевки на борту. Понятно, почему многие предпочитают стоянку на якоре. Помимо большей доступности и экономии денег, ночь на якоре — это тишина и романтика.

Морское пиратство в Юго-Восточной Азии набирает обороты

Количество пиратских нападений в Юго-Воточной Азии резко увеличилось. За 9 месяцев этого года зафиксировано на 38% больше случаев, чем за аналогичный период 2014 года.