Швартовка на ветру

Самый лучший день на воде может быть испорчен стрессом, когда по возвращении в марину швартоваться придется при внезапном усилении ветра, хотя еще с утра, как говорится, ничто не предвещало.

Сильный ветер при швартовке — то, чего более всего опасаются владельцы моторных яхт. Солидная по площади надстройка в сочетании с относительно небольшой подводной частью корпуса делают глиссирующие суда куда более подверженными ветровому воздействию, чем парусные яхты с тяжелым килем. Ситуацию усугубляет непредсказуемость ветра вблизи берега. Так часто происходит в гористой местности с жарким климатом, например, на Средиземном море, где нисходящие потоки воздуха «стекают» c гор резкими шквалами и могут застать врасплох неосмотрительных яхтсменов. В открытом море ветер более или менее стабилен, но чем ближе к побережью, тем вероятнее порывы и изменение его направления, особенно в маринах, где на ветер влияют строения и причальные конструкции. Поэтому главная задача шкипера — тщательно спланировать действия и проинструктировать команду до того, как вы зайдете в зону ограниченного маневрирования.

Оценка ситуации

• Первое — следует понять, что происходит с ветром и куда он вас сносит. Это даст возможность определить зоны потенциальной опасности. Постоянно контролируйте ситуацию и оценивайте, где вы можете оказаться, если что-то пойдет не так.

• Главное — найти сбалансированное положение лодки по отношению к ветру (нейтральную позицию), где вы сможете при необходимости находиться максимально долго вне опасности. Обычно это положение, когда ветер дует в корму.

• Учитесь держать нос яхты под контролем без использования подруливающего устройства. Да, оно полезно, но нужно уметь управлять лодкой только при помощи двигателей, так, чтобы подрулька оставалась лишь вспомогательным инструментом. Не стоит полагаться на нее полностью — при сильном ветре мощности устройства может не хватить, чтобы удержать лодку в нужном положении.

• Заходя в незнакомую марину, убедитесь, что хорошо понимаете, где ваше место швартовки. Прикиньте, при заходе ветер будет помогать или мешать вам, то есть «заталкивать» на место или, наоборот, выдавливать.

• Если ветер порывистый и совсем невыгодного направления, поищите другое место для швартовки.

• Следите за положением кормы. Особенности движения моторных лодок относительно центра вращения таковы, что, если ветер «сдувает» нос в направлении опасности, а вы резко перекладываете штурвал в противоположную сторону, — к опасному объекту, который хочется обойти, начинает двигаться корма.

• Наметьте себе стартовую позицию, идеально — ниже по ветру от того места, куда вы намереваетесь встать. Таким образом, к месту вы будете подходить против ветра. Большинство неудачных попыток швартовки связаны как раз с ошибочным выбором стартовой точки.

План действий

Оценив ситуацию, постарайтесь, чтобы ветер оказался вашим союзником, а не противником. Используйте его как преимущество, точно так же, как вы пользуетесь течением, которое помогает двигаться в нужном направлении. Особый интерес в этом смысле представляют порывы ветра, и нужно уметь «читать» их заранее. Обращайте внимание на индикаторы вокруг, в особенности выше по ветру:

• флаги и ветровые конусы в марине;

• флаги и вымпелы на соседних лодках;

• мачты парусных яхт (на клотике часто есть ветроуказатель);

• натяжение швартовов других яхт (тоже может подсказать направление ветра);

• рябь на поверхности воды (чем она заметнее и чем темнее вода, тем сильнее ветер на этом участке).

Умение читать порывы ветра и делать упреждающие маневры — бесценный навык, который надо практиковать каждый раз, когда вы выходите на воду.

Инструктаж команды

После того как вы разработали стратегию швартовки, нужно составить максимально простой план действий для команды, чтобы минимизировать стресс.

• Держите в голове алгоритм подхода; это позволит увидеть все ключевые моменты и объяснить их команде.

• Убедитесь, что ваши помощники знают, какой швартов задавать первым. Обычно тот, что с наветренной стороны лодки: если ветер в нос, первым задают носовой швартов, если с кормы — соответственно, кормовой.

• Нужно ли швартов крепить на причале или накинуть на кнехт и вернуть на борт?

• Будет ли вся работа проходить на борту или кто-то из команды должен сойти со швартовом на причал?

• Если нужно сойти, договоритесь о четком сигнале, когда именно это делать.

• Условный сигнал лучше подать рукой: в ветреный день докричаться иногда трудно.

• Делайте все спокойно, не торопясь — при стрессе риск совершить ошибку увеличивается.

• Донесите до команды, что подвести судно к месту швартовки — работа шкипера, остальным нужно только задать швартовы, когда лодка уже на месте. Не стоит совершать героические прыжки на берег — это может привести к травме.

• Последнее и самое важное: составьте запасной план действий на случай, если от основного придется отказаться, и определитесь, когда именно вы смените тактику.

Реализация плана

По возможности используйте ветер в качестве тормоза, чтобы гасить инерцию лодки. Часто это означает, что удобнее всего пройти мимо места швартовки, развернуться и подходить с другой стороны, чтобы ветер не сносил вас к опасности. Затем используйте технику подхода кормой, как показано на этой странице.

Новости

Выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!»

13 августа в Санкт-Петербурге, в Нарышкином бастионе Петропавловской крепости, откроется выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!». Выставка пройдет в рамках «Балтийской яхтенной недели», одного из крупнейших парусных событий в России.

Новости

Can-Am X Race: мечты сбываются

Подиум второго этапа квадросерии Can-Am X Race 2018 удивил многих заядлых болельщиков соревнования. Гонка в очередной раз показала: всё будет — cтоит только проявить терпение, старание и, конечно же, поверить, что удача обязательно придет.

Новости

Балтийская яхтенная неделя — 2018

С 13 по 19 августа в Санкт-Петербурге во второй раз пройдет «Балтийская яхтенная неделя». На этот раз мероприятие приурочено к 300-летию основания первого в мире яхт-клуба «Невский флот», который был создан Петром Великим в городе на Неве в 1718 году.
По теме

Плата за комфорт

Наш аппетит в отношении комфорта на борту яхты не знает границ. Но как поведут себя этакие плавучие хоромы на волнении?

Заветные бухты

Нейл Мак Эван, капитан: «Если знать места, посещение боат-шоу в Каннах и Монако можно легко совместить с отдыхом вдали от туристических толп».

На это не жалко!

Нередко владельцы яхт идут на дополнительные траты и оборудуют свои суда различными полезными системами, повышающими их возможности.

Спешить и успеть

Антон Черкасов: Участникам суперяхтенного бизнеса постоянно приходится «гнать зайца дальше», чтобы быть готовым к перемене вкусов заказчиков.