О рынке суперяхт и чартера с Евгением Кочманом

Что происходит сегодня на рынке моторных суперяхт? Какие верфи занимают лидирующее положение? Каковы основные тренды? Что заказчики рассматривают в качестве важнейших критериев при выборе судна? На эти темы нам удалось поговорить с Евгением Кочманом, который редко дает интервью. Его компания Imperial Yachts (Монако) занимается проектированием, строительством и менеджментом крупных яхт и входит в число европейских лидеров в этом сегменте.

 

• Евгений, как сегодня, в довольно сложное время, поживает рынок суперяхт?

Неплохо, если не сказать хорошо. Определенно можно говорить, что в сегменте судов длиной 100 м и выше кризис не проявляется вообще: я абсолютно уверен в этом. На тех немногих верфях, которые могут удовлетворить потреб-ности клиентов и выполнить заказ на постройку такого судна, заметна высокая активность заказчиков. В сегменте 40–75 метров наблюдается некоторый спад, как и в кластере яхт серийных или semi custom длиной до 40 метров. Но в последнее время и здесь есть признаки оживления рынка.

IMPERIAL YACHTS

Созданная в 2000 году компания с головным офисом в Монако и офисами на крупных европейских верфях, входит в число мировых лидеров в сфере яхтенного менеджмента. Imperial Yachts, занятая проектированием, строительством, финансированием, управлением и чартером крупных яхт, отличается высоким профессионализмом своих сотрудников в разных областях судостроения. Среди верфей, где реализованы проекты Impеrial Yachts, — Lürssen, Abeking & Rasmussen, Blohm and Voss, Nobiskrug, Oceanco, Amels, Damen, Benetti. Компания руководила созданием яхт, удостоенных самых престижных наград.

EVENT

Один из серии дизайнерских эскизов, созданный мастерами студии Лауры Сесса при разработке стилистической концепции этой яхты 

• Вы могли бы цифрами обрисовать ситуацию?

Пожалуйста, цифры. Согласно Global Order Book, где учтены суперяхты, строящиеся на верфях мира, количество заказов на 2015 год составляет 476 против 489 прошлого года. При незначитель-ном снижении (2,5%) числа корпусов следует отметить рост совокупной длины заказов — статистика учитывает такой показатель: он составил 374 метра, что немало. В постройке находятся 23 проекта длиной более 100 м; в 2013 году таких было 19. Похожая ситуация и на рынке брокеражных судов: общее число яхт, поменявших своих владельцев, превысило 260. Спрос на суда длиной от 30 до 40 метров вырос на 26%, а в сегменте более 40 метров — на 32%. Активность наблюдается и в сегменте рефита судов… В общем, цифры вселяют оптимизм.

• Какие верфи или страны можно считать лидерами индустрии?

На передовых позициях — за счет количества верфей — остаются итальянцы; общая длина строящихся там яхт более 10 километров! В сегменте до 40 метров задают тон англичане: они опередили американцев и итальянцев — по совокупной длине корпусов и числу заказов. Голландские верфи лидируют в категории от 50 до 80 метров, активно строя яхты semi-custom. У них в передовиках Amels/Damen, Oceanco, Heesen и Feadship. За последние годы на Amels построили особенно много корпусов, а Oceanco — единственная верфь в Голландии, где есть мощно-сти для строительства яхт более 110 метров, и мы гордимся нашим совместным проектом — 85-метровой яхтой Y708.

На фото: Моторная яхта EVENT (Amels 199) на этапе достройки в доках верфи. 

В диапазоне от 90 метров — и, безусловно, по качеству — в авангарде немецкие верфи, среди которых можно выделить Lürssen. Верфь обла-дает значительными мощностями и солидным ресурсом, что позволяет ей полностью выпол-нить пожелания клиентов. Отмечу еще Abeking & Rasmussen — одну из старейших немецких верфей, где недавно мы спустили на воду яхту ROMEA длиной 82 метра.

• А как насчет конкуренции со стороны американских или азиатских верфей?

Здесь можно ответить кратко: особенного их давления в Европе и России не ощущается. А суперяхт, построенных на верфях США, в Европе вообще единицы…

• Что главенствует в суперяхте: технические характеристики, общий дизайн или интерьер от известного ателье?

Яхта, как и любое судно, имеет набор взаимо-связанных качеств. Важны мореходность, скорость, запас хода; безусловно значимы показатели безопасности, насыщенность современным оборудованием. Но и дизайн, внешний и интерьерный, играет большую роль в эстетическом восприятии и ощущении комфорта — физического и психологического. Успешны те производители яхт, кто грамотно сочетает в проекте все эти ключевые аспекты.

В яхте ROMEA, строительством которой мы занимались последние четыре года, помимо прочего, шикарные интерьеры в стиле контемпорари от известнейшего британского дизайнера Теренса Дисдейла, а на борту есть все, что считается сегодня самым востребованным. У нас за плечами большой и положительный опыт работы с известными во всем мире дизайнерами: Тимом Хейвудом и Эспеном Ойно, Альберто Пинто и Лаурой Сесса, Франсуа Зуретти, Марком Берриманом, Андрю Лэнгтоном. Правильный выбор дизайнеров позволяет нам получать премии «Лучшая яхта года» — за ARKLEY (60 м, верфь Lürssen, 2010 г.), EVENT (60 м, Amels, 2014 г.), Oceanco Y708 (85 м, 2013 г.). Компаний, которые могут похвастаться подобными достижениями, не так много. Так что интерьеры, архитектурный облик, самая современная техника и технологии — при создании яхты в ход идет весь доступный арсенал средств.

На фото: Моторная яхта ROMEA (длина 82 м, 2015 г.), построенная на верфи Abeking & Rasmussen. Разработкой экстерьерного и интерьерного дизайна занималась студия Terence Disdale Design, Великобритания.

• Каковы основные тренды яхтинга — в дизайне, технологиях, инжиниринге?

Тренды связаны с модой и стилем, предопределены развитием технологий и оборудования. Что касается яхтенной архитектуры, то наряду с экстравагантными формами в море мы наблюдаем доминирующие классические силуэты. Что касается яхтенных интерьеров, сейчас в моде стиль контемпорари. Трендом можно назвать предельную насыщенность судов электронными системами — навигационными, развлекательными, бытовыми. Как тренд можно рассматривать увеличение длины яхт — в заказах клиентов и развитии модельных рядов верфей. Еще — инвестиции компаний в научные исследования и внедрение технологий, совмещение на верфях постройки новых судов с рефитом.

У нас за плечами огромный опыт работы с самыми известными дизайнерами мира 

Требования к яхтам растут — к техническим характеристикам, к безопасности, оснащению. На яхтах свыше 90 метров клиенты хотят увеличить число кают и гостей, в связи с чем проекты создают в соответствии с Passenger Yacht Code, что позволяет принять 12 гостей и более. Далеко не все верфи имеют возможность строить по этим технологиям. Уже становится нормой желание иметь тренажерный зал, спа-комплекс, кинотеатр, большой beach club. Здесь многое зависит от размеров судна: крупная яхта дает больше возможностей для реализации различных идей. Но разместить все это при длине даже 100 м непросто. Сейчас актуальны shadow vessels — суда сопровождения яхт со всевозмож-ными водными игрушками на борту, и это тоже тренд. У нас был опыт строительства такого судна с верфью Damen — для транспортировки подводной лодки, вертолета и водных игрушек. Теперь судно используют по всему миру.

• Как за последнее время изменились клиенты и их вкусы?

Я много лет работал с разными клиентами, иностранцами и русскими, и хочу развеять миф о необразованности соотечественников. Наши клиенты — из числа самых требовательных и знающих. Они быстро научились многому и четко понимают, что им нужно: качество, безопасность и ликвидность яхты в будущем. Они неплохо ориентируются в рынке, умеют добиваться резонной цены, выбирают лучших дизайнеров, доверяют их вкусу. Любопытно, что известные яхты, принадлежавшие российским заказчикам, неоднократно получали престижные премии. При этом замечу: для определенной группы клиентов яхта давно уже не является предметом роскоши. Нередко встречается, что у кого-то во владении крупная водоизмещающая яхта для переходов и комфортных путешествий на небольшой скорости, и есть вторая — для быстрого передвижения. Это понятно: добраться из Монако в Сен-Тропе или Канны намного удобнее на яхте, чем на машине или вертолете. Бывает, что одна яхта базируется в Карибском бассейне, а вторая — в Европе, чтобы судно было «под рукой» там, где оно потребуется.

• Imperial Yachts занимается яхтенным менеджментом. Вероятно, спектр ее задач шире, чем у брокерской компании?

Безусловно. Яхтенный брокер может ограни-читься подбором готового судна под требования заказчика, согласованием цены, сроков передачи и списка опций, участвовать в подготовке контрактной документации и… все. Яхтенный менеджмент подразумевает гораздо больший объем работ, и сложность их совершенно иного уровня. Начиная с составления вместе с заказ-чиком требований к будущей яхте, поиска дизайнеров для создания ее облика и стилистики интерьеров, инженерного бюро для разработки технического проекта и чертежей, верфи, которая возьмется за постройку… Верфь лучше выбирать со стабильным экономическим положением; для защиты интересов заказчика следует понимать тонкости национального законодательства, знать основных субподряд-чиков, контролировать составление сметы.

Все суперяхты относятся к категории custom, что подразумевает уникальный проект и соответствующую стоимость результата, поэтому и уровень всех требований чрезвычайно высок. Но и это еще не все: далее идет надзор за постройкой судна, контроль этапных платежей, приемка яхты. За этим может последовать подбор команды яхты и ее подготовка, определение места базирования судна, эксплуатация… В нескольких предложениях я описал работы, которые длятся годами. Вот что такое яхтенный менеджмент, которым занимается наша Imperial Yachts. Кстати, сюда можно добавить еще рефиты и чартер.

• А что сегодня происходит на рынке чартера?

Тема довольно популярная. Нередко люди, прежде чем заказать постройку яхты, отправляются в такие круизы, чтобы на борту во время спокойного, необременительно отдыха с семьей понять, какое судно им требуется. Что называется, совместить приятное с полезным. На текущий момент график работы нашего чартерного флота очень плотный.

На фото: Моторная яхта Event (длина 60 м, 2013 г.), построенная на верфи Amels. Экстерьерный дизайн разработал Тим Хейвуд, интерьеры — студия Лауры Сесса.

• Какими яхтами вы располагаете и что предпочитают российские клиенты?

Мы оперируем флотом современных яхт длиной до 150 метров, построенных на известных верфях, способных ходить в любых акваториях и даже пересекать океаны. Это подразумевает высокий уровень безопасности и комфорта гостей на борту. Яхты сдаются нами в чартер по всему миру — от Аляски, Галапагосских и Карибских островов до Азии, Мальдив и Французской Ривьеры. У нас большой чартерный флот, способный удовлетворить запросы самых требовательных клиентов. Что же касается российских клиентов, то они ничем не отличаются от всех прочих и предпочитают хороший отдых с высоким уровнем сервиса. Предоставить им это — и есть наша задача.

• Есть ли мировая столица суперяхт?

Я считаю такой столицей Монако. В небольшом государстве представлены все крупные брокерские дома мировой яхтенной индустрии и компании, занятые в сфере яхтенного менеджмента, включая нашу Imperial Yachts. В Европе, пожалуй, нет ни одной суперяхты, которая не зашла бы в порт княжества хоть однажды.

• Какие яркие события в мире суперяхт вы ожидаете в ближайшее время?

Каждое появление новой достойной яхты — уже яркое событие. О многих премьерах известно заранее, но увидеть новинку можно только на выставке. Вы приезжайте в Монако на яхтенную выставку, почувствуйте атмосферу праздника, полюбуйтесь новинками — и сами станете частью яркого события — праздника суперяхт. 

Новости

PROyachting: итоги вечерних регат сезона-2018

В первых числах октября состоялись финальные регаты вечерних серий гонок на Водном стадионе, организованные компанией PROyachting.

Новости

Yalıkavak Marina — для каждого ребенка!

25 октября в отеле The Raffles Hotel одна из лучших в Средиземноморье Yalıkavak Marina примет участие в благотворительном вечере, организованном ЮНИСЕФ под лозунгом "Для каждого ребенка".

Стиль жизни

Москва. Яхтенный сезон закрыт

6 октября в московском Royal Yacht Club состоялось торжественное закрытие яхтенного сезона, организованное совместно с журналом Motor Boat & Yachting.
По теме

Победители World Superyacht Awards 2015

В рамках ежегодной церемонии World Superyacht Awards жюри оценивает лучшие моторные и парусные яхты в мире. Судьи посещают номинантов в каждой категории и оценивают их по различным критериям. Победителей 2015 года назвали в минувшие выходные на гала-концерте в Амстердаме.

ISS объявила победителей премии Design & Leadership Award

Во время яхтенной выставки в Форт-Лодердейл прошел 25-й гала-вечер, организованный Ассоциацией International Superyacht Society, во время которого были названы победители премии Design & Leadership Award 2015 (Лучший дизайн и лидерство в индустрии).

Большие и разные

«Для человека, который не знает, куда двигаться, не бывает попутного ветра». Такими словами Сенеки встречает посетителей сайт верфи Nobiskrug. Еще пятнадцать лет назад ее известность редко выходила за пределы Германии, но за этот период компания проделала большой путь, навсегда войдя в историю индустрии суперяхт.

Возместили $20 млн. за пожар на суперяхте

Страховая компания выплатила владельцу $20 млн. после пожара на яхте Barbie в марине Мармариса.