Яхта на Балтике

Важно помнить, что ваша яхта имеет право находиться в водах Евросоюза не более 18 месяцев.

Текст Ирина Липовецкая

Редакцию MBY часто спрашивают о правилах пересечения морских границ и условиях пребывания яхты за рубежом. Информацию можно почерпнуть из официальных источников, а здесь я хочу рассказать о практическом опыте яхтсменов на примере Финляндии — первой страны на пути в Европу морем для живущих в Петербурге владельцев яхт, да и для многих других.

Отправляясь на яхте под российским флагом за рубеж, уведомите таможенные органы о прибытии на территорию ЕС. В Финляндии очно это удастся сделать только в Хельсинки. При пересечении границы вблизи Котки вы будете общаться с пограничниками — на островах Хаапасаари и Сантио таможни нет. Уведомление можно отправить по электронной почте на адрес etp.boatinfo@tulli.fi. Укажите название яхты, бортовой номер, флаг, VIN, правообладателя по процедуре (тот, кто подписывает декларацию), срок пребывания в ЕС и пункт вывоза. Скорее всего, вам не ответят, но письмо послужит доказательством вашей законопослушности при каких-либо разногласиях с властями. При выходе из зоны ЕС повторите те же действия. Обычно владельцы яхт, не планирующие долгое пребывание в ЕС, это не выполняют.

Решив на время покинуть лодку, на тот же электронный адрес следует продублировать информацию, дополнительно указав место стоянки лодки и срок вашего отсутствия. Будьте готовы к тому, что на обратном пути при пересечении границы, заявив о лодке,  вам придется предъявить документы на яхту и ответить на вопрос о ее статусе на территории ЕС. Если вы известили таможню о своем отъезде, волноваться не следует. В противном случае придется потратить какое-то время на общение с властями. По возвращении следует известить таможню о своем прибытии и еще раз подтвердить сроки вывоза лодки из ЕС.

Соблюдая законы, вы избавите себя от многих проблем. Но практика при этом остается критерием истины 

Отдельный вопрос — документы. Помимо судовой роли и яхтенной лицензии, у вас могут спросить регистрацию яхты, страховку «от третьих лиц», лицензию оператора VHF, доверенность или другой документ на право управления лодкой (если владелец не вы). На лодке под российским флагом желательно иметь перевод судового билета, заверенный нотариусом или печатью, например, яхт-клуба. Пограничники (Coast Guard) могут дополнительно проверить наличие спасательного оборудования, пиротехники, а также навигационных карт.

На стоянке в гавани вас тоже могут побеспокоить. Полиция вправе поинтересоваться регистрационными документами на лодку, паспортами и визами экипажа, сроками пребывания в ЕС и маршрутом. Налоговые службы может заинтересовать уплата НДС и ваше гражданство. Однако на Балтике с такими прецедентами яхтсмены не сталкивались. Также в балтийских водах контролирующие органы не заинтересует ваша недвижимость в ЕС и другая собственность, тогда как на Средиземном море наличие недвижимости может привести к требованию уплаты НДС на лодку: налоговая служба заподозрит в вас резидента.

Важно помнить: ваша яхта имеет право находиться в водах Евросоюза не более 18 месяцев. В случае превышения этого срока без законных оснований вас могут вынудить заплатить НДС за лодку (самое легкое наказание) или ее конфисковать и взыскать штраф (другая крайность).

Некоторые полагают, что в свое отсутствие могут передать управление лодкой резиденту ЕС. Это не так: яхта находится в режиме временного ввоза с неоплаченным НДС, и у вас нет такого права. Да и какой здравомыслящий иностранец встанет к штурвалу лодки, если на борту нет вас или кого-то не из числа граждан ЕС, занесенных в судовую  роль? Аварийные ситуации не в счет.

В заключение — о морских границах. Они, конечно, существуют, но особенно тщательно на Балтике за ними следят, пожалуй, только шведы. Если вы идете из Калининграда, на вас могут обратить внимание польские и литовские пограничники. Тем не менее, приближаясь к территориальным водам какой-либо из стран, будьте готовы доложить по рации, кто вы, откуда и куда идете. Но в любом случае никаких формальностей при пересечении границ стран ЕС не существует.

Новости

Не отпускайте лето

Турецкий Бодрум хорош не только летом, но и с приходом первых холодов.

Новости

Российские катера — в шорт-листе Best of Boats!

Впервые за время существования премии Best of Boats Award в число финалистов вошли лодки российского производства.

Стиль жизни

Осень в Петербурге: пять причин влюбиться

Консьержи петербургского «Гранд Отеля Европа» назвали целых пять причин, по которым стоит купить билет на "Сапсан" и отправиться в Северную столицу.
По теме

О форме и содержании

Хорошая яхта — это не только изящные линии, оригинальное остекление надстройки и эффектные интерьеры. Хорошая яхта — это, прежде всего, мореходное судно.

Закон есть закон!

Владельцы яхт, которые заходят на своих судах в Европу, как правило, осведомлены о налоговом аспекте их эксплуатации в ЕС. Однако благодаря «свободному хождению информации» бытует немало мифов, и, на первый взгляд, вопрос выглядит сложным и запутанным. Вот некоторые аспекты, связанные с европейским НДС в отношении яхт.

Дуга окружности

Компания Rafnar создала уникальный корпус, используя идеи изобретателя позапрошлого века.

По ту сторону планеты

Писать о яхтенной индустрии Австралии довольно занятно: австралийцы — отличные яхтсмены, но просьба с ходу назвать какой-нибудь австралийский бренд обычно вызывает легкое замешательство. Давайте разбираться, на чем же стоит яхтенная репутация страны.