ИГИЛ на Средиземном море

Могут ли исламские террористы атаковать прогулочные яхты на Средиземном море?

Из-за чего суета?

Некоторое время назад в газете The Sunday Times появилась статья «Яхтсмены рискуют подвергнуться нападению ИГИЛ в море», где высказывалось предположение, что владельцы суперяхт могут оказаться целями исламской террористической организации. В статье приводились цитаты британского контр-адмирала Криса Пэрри, который сказал: «Яхтинг окажется под угрозой. Будь я одним из тех супербогатых людей, призадумался бы о собственной физической безопасности». Он также добавил, что террористы ИГИЛ вооружены гораздо лучше сомалийских пиратов, имеют «ракеты класса “земля–воздух”» и «неиссякаемый запас боевиков».

Может ли такое случиться?

Для оценки серьезности этих заявлений и вероятности нападения ИГИЛ на яхтсменов яхтенная ассоциация MYBA привлекла консультационно-аналитическую компанию Dryad Maritime. Вскоре был опубликован 12-страничный отчет, в котором специалисты Dryad Maritime оценили уровень риска для судоходства как «низкий» и подчеркнули, что вероятность нападения на суперяхты «весьма невысока». Обоснованием стали отсутствие морской инфраструктуры, выучки членов ИГИЛ и тот факт, что сейчас их приоритетом является сухопутная операция в Ливии.

Более того, ИГИЛ никогда не выдвигала угроз с упоминанием суперяхт, хотя судоходство в Средиземноморском регионе включено в их пропаганду. Анализ всемирной базы данных по терроризму, который провела Dryad Maritime, показывает, что из 98 000 террористических атак за последние 40 лет лишь 199 затрагивали морские цели, причем большая их часть связана с повстанческим движением тамильских «тигров» на Шри-Ланке, распущенным в 2009 году.

Помогут ли антипиратские патрули наподобие тех, что действуют у берегов Сомали, в случае появления ИГИЛ на Средиземном море?

О нечастых подобных нападениях с террористическими или пиратскими целями говорит и статистика страховой компании Pantaenius. Многие яхтсмены приобретают у них полисы, покрывающие пиратство, но пока никто из 65 000 страхователей не обращался за компенсацией.

Даже если ИГИЛ организует плацдарм в Ливии и обратит внимание на Средиземное море, многочисленные работающие в этом регионе антитеррористические группы не допустят нападений на частные прогулочные суда. Так, Агентство Европейского союза по безопасности внешних границ располагает семью боевыми кораблями и пятью самолетами, действующими у ливийского побережья.

«Сейчас сложилась нездоровая и неточная картина того, что может угрожать судоходству в регионе Средиземного моря, — поясняет Иен Миллен, исполнительный директор Dryad Maritime. — Очевидно, что определенных портов и прибрежных областей вроде Ливии и Сирии следует избегать, но рассказы о том, что Средиземноморье вот-вот падет жертвой волны террористических атак на воде, не подтверждаются реальными фактами».

Где существует риск?

Пока Средиземное море остается защищенным от нападений, но тем яхтсменам, кто собирается отправиться в далекое путешествие, стоит планировать маршрут с осторожностью. В октябре прошлого года компания Marine Armor System, занимающаяся вопросами безопасности на море, сообщила, что вдобавок к Сомали, Аденскому заливу и Суэцкому каналу число нападений увеличилось в водах Нигерии, Индонезии и Малайзии. Интересно, что при этом Dryad Maritime оценивает риск террористических атак на Средиземном море «не выше, чем в Нью-Йорке, Париже или Лондоне».

Тем не менее отчет Dryad все же рекомендует капитанам не подходить к берегам Ливии ближе чем на 75 миль, избегать пересечения главных миграционных путей между ливийским побережьем и итальянским островом Лампедуза из-за «большого числа отчаявшихся мигрантов, которые, стремясь спастись, могут потопить маленькую яхту».

Лучший способ защиты от нападений

Нелетальные меры включают лазерные сдерживающие устройства, которые ослепляют нападающих, или дезориентирующий гликолевый туман. Тем, кто хочет быть на шаг впереди, Marine Armor System предлагает пуленепробиваемые жалюзи для суперяхт.

Многочисленные охранные предприятия (вроде MIRIS International) практикуют различные схемы — от спецподготовки экипажа до эскортирования яхт на особо опасных переходах. Некоторые компании даже предлагают провести полную оценку защищенности судна от нападений еще на стадии постройки, что частенько выливается в оборудование различного рода убежищ и «бункеров».

Нередко владельцы яхт, идущих по опасным акваториям, нанимают вооруженную охрану.

«Оружие рассматривается в качестве необходимого превентивного средства, — пояснят Кейт Симпсон из частного охранного предприятия Ironside Associates. — Некоторым не нравится эта идея, однако нужно понимать, что мы берем его не столько для стрельбы, сколько в целях предупреждения. Если нападающие видят вооруженный персонал в бронежилетах и агрессивных позах, они отступают».

Новости

Субботний вечер. И вот опять...

Солист легендарной группы «Секрет» Максим Леонидов, «Балет парусов», «Национальная парусная лига», губернаторский смотр яхт, фотовыставки и мастер-классы... В Петербурге продолжается насыщенная событиями «Балтийская яхтенная неделя»

Новости

Завершилась десятая Ярмарка продаж яхт и катеров «Водный мир»

С 5 по 7 июля 2019 года на территории «Международного Московского Яхтенного Порта» проходила X Ярмарка продаж яхт и катеров «Водный мир», вызвавшая огромный интерес у посетителей.

Новости

Новый выпуск вышел из печати!

Свежий номер (№ 58) журнала Motor Boat & Yachting Russia вышел из печати.
По теме

Закон есть закон!

Владельцы яхт, которые заходят на своих судах в Европу, как правило, осведомлены о налоговом аспекте их эксплуатации в ЕС. Однако благодаря «свободному хождению информации» бытует немало мифов, и, на первый взгляд, вопрос выглядит сложным и запутанным. Вот некоторые аспекты, связанные с европейским НДС в отношении яхт.

Проверки на борту

Многие думают, что перед выходом на воду вполне можно ограничиться беглым осмотром двигателей. Мы же предпочитаем проверять и другие позиции из числа жизненно важных. Для удобства составьте список регулярных проверок и следуйте ему всякий раз, когда соберетесь провести день на воде.

Скажи-ка, дядя...

Какими бы красивыми и совершенными ни казались нам современные яхты, в отношении технологий, материалов и дизайна наша индустрия существенно отстает от более продвинутых массовых сегментов вроде автомобилестроения.

Дорого и медленно?

Дэвид Марш: За сталью закрепилась репутация материала, пригодного исключительно для тихоходных судов, но дизайнерам и строителям скоростных лодок стоит учитывать ее плюсы.