MBYдизайн: Гонка за рекордом

Время от времени мировой гоночный флот пополняется  новыми оригинальными конструкциями. Как создают парусную лодку Botin 65, претендующую войти в число самых быстрых гоночных яхт планеты?

Текст Ольга Селезнева

На верфи King Marine в Валенсии близки к завершению работы по строительству новой яхты класса Mini Maxi (проект Botin 65). Это второй корпус серии; первой стала яхта Caro с теми же обводами, спущенная на воду в 2013 году и уже успевшая побить рекорд скорости в трансатлантическом переходе ARC. Новая лодка обещает показать еще более выдающиеся скоростные качества.

Концепция, проектант, верфь

Как рассказал MBY менеджер проекта Евгений Киланов, изначально яхта задумывалась в качестве гоночно-круизной с возможностью участия в регатах, где соревнуются яхты класса Mini Maxi: Rolex Sydney Hobart, Middle Sea Race, Newport Bermuda Race и др. Заказчиком выступил российский бизнесмен, увлеченный путешествиями и гонками под парусом.

Штурвал

Для этого проекта тщательно разрабатывали штурвал; его необычная конструкция должна была подчеркнуть  исключительность яхты.

При заказе проекта рассматривались кандидатуры нескольких дизайнеров, и выбор пал на компанию Botin Partners. Это дизайн-бюро базируется в испанском городе Сантандере и известно созданием яхт, которые побеждали на Giraglia Rolex Cup, в гонках класса TP52 и многих других. Botin Partners также работало над лодками для Volvo Ocean Race: в портфолио дизайн-бюро яхты для команд Puma и Camper/ETNZ, занявших вторые места в VOR 2008/09 и 2011/12.

Испанскую верфь King Marine выбирали из шести топовых верфей, в числе которых были британская Green Marine, австралийская McConaghy Boats, новозеландская Yachting Development и другие. Главным критерием выбора было соотношение цены, качества и максимально короткого срока постройки. Как и у Botin Partners, у верфи King Marine также большой послужной список в области создания самых быстрых яхт в мире. Здесь строились лодки VO 70 Telefonica Blue и Telefonica Black,  успешно выступавшие в Volvo Ocean Race 2008/09 и 2011/12; две яхты AC 72 команды Artemis Racing для Кубка «Америки»; а также яхта Phoenix, занявшая 2-е место в 2014 году в гонках класса TP52.

Новая яхта проекта Botin 65 предельно экстремальная: всё во имя скорости!

В качестве технического супервайзера выступил итальянский гонщик Демис Алькарас, известный победами в международных регатах. Несмотря на то, что Кing Marine пользуется высокой репутацией, надзор Демиса, еженедельно посещавшего верфь с самого начала строительства, позволил достичь максимально возможного качества исполнения.

Особенности дизайна

Эта лодка обещает стать самой быстрой в мире парусной яхтой в 65-футовом классе — согласно расчетам, ее скорость должна превысить 30 узлов. В качестве прототипа была взята яхта Caro, построенная по тому же проекту Botin 65 верфью Knierim (Гамбург). В конце 2013 года яхта побила рекорд трансатлантического перехода в своем классе. В ходе гонки ARC (Atlantic Rally for Cruisers) она прошла дистанцию от острова Гран-Канария до острова Сент-Люсия за 10 дней 21 ч 25 мин. и 10 с, перекрыв предыдущий результат более чем на 8 часов. Создатели новой яхты этот рекорд планируют превзойти. Но за счет каких конструктивных изменений?

Caro — лодка больше круизная, а новую яхту решили сделать предельно экстремальной. Для нее выбрали более спортивный рангоут Southern Spars. Площадь парусов сохранили, слегка увеличив геннакер, но сами паруса теперь North Sails 3Di (по мнению экспертов, лучшие на сегодня). Использовали новейшие модели палубного оборудования и системы гидравлики. Большой запас остойчивости избавляет от  необходимости откренивать легкий корпус экипажем в 20–25 человек.

Одновременно велась борьба с весом. Заказчик захотел изменить стилистику яхты, перенеся акцент с круизного на гоночный уже в процессе строительства, поэтому было решено отказаться от полноценного камбуза и трех гальюнов. Убрали системы кондиционирования, носовое подруливающее устройство, многие элементы мебели, как передвижной, так и структурной. На счету был каждый килограмм, поэтому практически всё на борту сделано из карбона, причем максимально облегченного: применена технология pre-preg Nomex. Углепластик использован в конструкции корпуса и палубы, в зонах с высокой нагрузкой. Но тик на палубе оставили — хотелось сохранить классический «джентльменский» вид яхты. К тому же в долгих морских переходах и гонках, когда вокруг только вода и карбон, тик дает экипажу ощущение тепла и дополнительный эмоциональный заряд.

Интерьер

В процессе строительства концепция яхты изменилась, из-за чего пришлось убрать все лишние/тяжелые элементы. Однако, в отличие от большинства «пустых» внутри гоночных яхт, в итоге получился  уникальный симбиоз спортивного болида и стильной, функциональной «начинки», задающий новые стандарты в индустрии яхтенного спорта. Предусмотрено даже отопление (Webasto) — на случай гонок в низких широтах и огибания мыса Горн.

Интерьер

Хотя яхта и строится как спортивный болид для победы в гонках, она не столь аскетична внутри, как может показаться. Интерьер включает две каюты в корме, носовую каюту, салон. В общей сложности на борту 12 спальных мест — койки и спортивные гамаки, плюс гальюн и душ.

Одна из самых больших проблем, возникшая еще на ранней стадии, была связана как раз с разработкой интерьера. Для выполнения этого заказа сначала пригласили известного дизайнера Лоренцо Ардженто в расчете на то, что проектом он будет заниматься сам. Позже выяснилось, что всю работу выполнял один из рядовых сотрудников его офиса, который попросту заимствовал те или иные распространенные решения. То, что увидели заказчик и представители верфи, никак не соответствовало поставленной цели: для уникальной лодки требовался такого же уровня оригинальный интерьер, но вовсе не стандартные конструкции. В результате был приглашен российский дизайнер Стас Трацевский.

Смена дизайнера затормозила процесс строительства на четыре месяца, но дело того стоило. Стас специализируется на интерьерах жилых домов, но уже первые его эскизы были встречены с большим одобрением. Интерьер, по словам Евгения Киланова, выполнен в стиле ретрофутуризма, а вдохновение дизайнер черпал... из фильмов о капитане Немо. Отдельная его заслуга в том, что весь ансамбль выполнен со скрытой подсветкой…

Оборудование

То, что концепция предусматривала создание суперлодки, вызвало немало дополнительных сложностей в процессе проектирования и постройки.

Многое из оборудования разрабатывалось индивидуально, и было важно обеспечить четкое взаимодействие верфи с компаниями-поставщиками. Например, в отношении рангоута Botin Partners давала основные параметры — длину мачты и гика, допустимый вес, а детализацией занималась уже компания Southern Spars. То же самое с парусным вооружением: имея примерный план раскроя и расчеты, дизайн парусов создавала компания North Sails.

Немало изменений, отразившихся на цикле постройки, коснулось гидравлического оборудования. Яхту создают для самых сложных, пожалуй, экстремальных гонок, когда она может оказаться в любой ситуации, поэтому оборудование, да и сама дублированная система гидравлики, фактически изготовлены так же, как и на яхтах, принимающих участие в Volvo Ocean Race (тоже 65-футовые лодки). Разница в том, что здесь все модифицировано в целях максимального упрощения управления из кокпита.

Ради скорости и надежности в гидравлике минимизировано  управление кнопками

У гоночно-круизной Caro гидравлика рассчитана на управление парусами посредством кнопок. При такой системе с лодкой могут управиться двое, что в круизном режиме — большое преимущество. А вот в гонках — нет: это снижает надежность и скорость управления и может отразиться на гоночных кондициях. Посему было принято решение использовать больше механики, но разработано специальное  программно-аппаратное обеспечение управления парусами для гонок любого вида сложности.

Для яхты выбирали самое лучшее оборудование. Если обычный компас можно купить меньше чем за € 500, то здесь он стоит € 5000. Гидравлика Cariboni, палубное оборудование и дельные вещи от Harken, навигационное оборудование — B&G. Наверное, все это оправдано: скорость стоит дорого, и скупиться здесь негоже. Учитывая, что яхта будет принимать участие в сложных офшорных гонках, предусмотрены все мыслимые средства навигации и связи.

Saildrive

Яхта оснащена пропульсивной установкой Saildrive — комбинацией двигателя Volvo Penta D3 мощностью 110 л.с. и днищевой колонки.

Жизнь на воде

Важно понимать, что эксплуатировать столь сложную по конструкции и оборудованию яхту должна квалифицированная команда, и это еще одна особенность проекта. В экипаже могут работать профессионалы по уровню даже выше тех, кто гоняется на регатах Middle Sea Race или Giraglia Rolex Сup. Это должны быть люди, которые увлеченно занимаются парусом всю жизнь.

Что касается заказчика, то он, по всей видимости, из числа тех, для кого скорость значит многое, если не всё. И даже если он не планирует сам постоянно участвовать в регатах самого высокого уровня сложности, то обладание рекордной лодкой должно приносить ему не менее сильные положительные эмоции.

Сейчас новая яхта проекта Botin 65 находится в завершающей стадии монтажа систем и интерьера. Спуск на воду и ходовые испытания запланированы на август 2015 года в марине Victory Bay в Валенсии. Менеджментом проекта и центральным агентом является компания Triumph Yachts, которая не скрывает проект и готова показать яхту всем интересующимся. А нам остается только дожидаться первых результатов.

Новости

Выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!»

13 августа в Санкт-Петербурге, в Нарышкином бастионе Петропавловской крепости, откроется выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!». Выставка пройдет в рамках «Балтийской яхтенной недели», одного из крупнейших парусных событий в России.

Новости

Can-Am X Race: мечты сбываются

Подиум второго этапа квадросерии Can-Am X Race 2018 удивил многих заядлых болельщиков соревнования. Гонка в очередной раз показала: всё будет — cтоит только проявить терпение, старание и, конечно же, поверить, что удача обязательно придет.

Новости

Балтийская яхтенная неделя — 2018

С 13 по 19 августа в Санкт-Петербурге во второй раз пройдет «Балтийская яхтенная неделя». На этот раз мероприятие приурочено к 300-летию основания первого в мире яхт-клуба «Невский флот», который был создан Петром Великим в городе на Неве в 1718 году.
По теме

Кистанов четвёртый на чемпионате мира в классе Финн

По итогам чемпионата мира среди юниоров в олимпийском классе яхт "Финн", что завершился в испанской Валенсии, россиянин Аркадий Кистанов завоевал 4-е место. Победил на испанской воде чех Ондржей Теплый.

Осенняя выставка яхт и катеров в Северной столице

Дорогие друзья и коллеги! Крупнейший российский яхтенный журнал Motor Boat & Yachting снова приглашает вас посетить выставку яхт и катеров St. Petersburg International Boat Show (SPIBS), которая пройдет 3–5 сентября 2015 года в одном из самых представительных яхт-клубов города.

Яхтенный проект: от идеи до спуска

Проектирование и строительство яхты — это сложные многоэтапные процессы, требующие не только технических знаний и опыта, но и умения ориентироваться в ситуации.

Вкус моря

Сразу же после свадьбы Дмитрий и Ирина отправились на гулете в солнечное и увлекательное путешествие по греческим островам. Молодожены рассказали MBY, чем отличается морская Греция от сухопутной, каково проводить медовый месяц на яхте и как отведать все самое вкусное из богатых даров Ионического моря.