Дуга окружности

Компания Rafnar создала уникальный корпус, используя идеи изобретателя позапрошлого века.

Действие первое: зал совещаний в Rafnar

Сидя в офисе Rafnar в промозглом Рейкьявике, я рассматривал модели катеров с радикально новыми корпусами, разработанными в этой исландской компании. Кто бы мог подумать, что вдохновением для инженеров послужила инновационная парусная лодка шведского изобретателя Фредрика Люнгстрома, чьи работы я изучал в колледже 37 лет назад! Я не оговорился: две скоростные лодки, способные разгоняться до 40 узлов, которые мне предстояло тестировать совместно с береговой охраной Исландии, частично унаследовали геометрию корпуса водоизмещающего парусника.

Оссур Кристенссон, главный идеолог нового корпуса под названием ОК, — весьма интересный джентльмен, сменивший в своем увлечении яхтингом множество лодок — от канадского каноэ до 40-метровой моторной яхты. И хотя геометрия корпуса Оссура значительно отличается от базовой идеи XIX века, исландский конструктор подчеркивает, что на его создание повлияли именно идеи Люнгстрома.

Фредрик Люнгстром придумывал совершенно разные вещи, но корпус с названием «дуга окружности» относится к числу наименее известных его работ. Основываясь исключительно на логике,
он предположил, что если заставить обтекающую корпус воду менять направление максимально плавно, то возмущение потока будет минимальным. Согласно той же логике, кроме прямой линии, наименьшее возмущение потока будет иметь место вдоль дуги окружности. Но не подумайте, что это относится лишь к форме шпангоутов, — батоксы также представляют собой изогнутые линии.

Именно этот принцип лежит в основе запатентованного корпуса Rafnar OK. Сперва даже не думаешь, что, помимо форштевня необычной формы, «сломов» борта и «хитрых» реданов-брызгоотбойников (см. фото справа), у этого 10-метрового катера-RIB столь сложная геометрия днища. Но если внимательно посмотреть внутрь матрицы корпуса, все становится понятным.

Rafnar не утверждает, что такой корпус отличается низким сопротивлением и обеспечивает экономию топлива. Основное преимущество корпусов «дуговой» геометрии в том, что у них более комфортное по сравнению с корпусами «глубокое V» движение по волне. Они не теряют контакта с водой, не прыгают по гребням, более устойчивы на ходу. Короче говоря, в условиях волнения такое судно отличается лучшей мореходностью. Чтобы доказать это, компания отдала катер на тест (3000 миль!) исландской береговой охране и пригласила нас.

Действие второе: раздевалка в Rafnar

Перед поездкой в Исландию я купил классную куртку Musto Arctic Pro, однако желание надеть ее на тест быстро пропало, когда в Рейкьявике разыгралась январская пурга. Нас обязали натянуть «дутые» спаскостюмы и надеть прочные шлемы. Похожий на желтого хоббита, я направился к причалу, чтобы сесть на борт прототипа RIB Leiftur, чей корпус поблескивал ледяной коркой.

Первое, что тут же замечаешь, — при выходе на глиссирование отсутствует горб сопротивления. Для прогулочных судов, нынче сплошь оборудованных умными системами автоматического управления дифферентом, это не столь критично: их владельцы обычно выбирают максимальные хода. Однако для рабочих лодок отсутствие горба крайне важно. Возможность двигаться и совершать любые маневры на заданной скорости, например, позволяет спасателям четко подойти к движущемуся судну без опасения внезапно потерять скорость и в самый неподходящий момент сойти с глиссирования. Согласитесь, и для обычных яхтсменов такие качества судна были бы нелишними.

В сравнении, скажем, с 10-метровым RIB’ом Scorpion катер Leiftur намного плотнее контачит с водой, но мне до сих пор непонятно, чем это объясняется: геометрией корпуса, весом или тем и другим. В снаряженном состоянии Leiftur весит четыре тонны против трех у заправленного Scorpion с парой таких же подвесных моторов Yamaha. Лично я считаю, что вес тут играет гораздо меньшую роль, чем форма корпуса, и расчет инженеров оказался верным.

На воде лодка ведет себя абсолютно предсказуемо: даже при полной перекладке штурвала на 40 узлах с последующей крутой циркуляцией ход катера остается абсолютно ровным. Прыжки на кильватерной волне, виражи на гребнях волн лодка выполняла столь же невозмутимо — форма корпуса действительно обеспечивает несравнимо высокий комфорт пассажирам.

Я также испытал 12-метровую Thorbjorg, которая похожа на RIB, однако по факту является обычной лодкой с мощным привальным брусом. Она вела себя по большей части так же, как и Leiftur. Thorbjorg выходит на глиссирование с минимальным изменением дифферента и оставляет за собой непривычно невысокую волну. Интересно, что обе лодки создают больше брызг, чем обычный RIB, однако вода, как правило, не попадает на борт даже в ветреную погоду.

Прототип Thorbjorg был спроектирован и построен не столь идеально, поскольку при производстве многочисленных тестовых моделей Rafnar старается экономить время и деньги, используя технологию формовки методом напыления смеси смолы и рубленого стекловолокна. Недостаток этого метода — меньшая прочность конструкции при той же толщине, поэтому при контакте с высокими волнами корпус ощутимо вибрировал.

Если гребные винты подвесников Yamaha (250 л. с.) идеально подходили для Leiftur, винты массивных транцевых колонок Konrad не всегда хорошо справлялись с передачей мощности от двух стационарных моторов по 500 л. с. Ситуацию усугубляла нечетко работающая система регулировки угла откидки колонок; здесь могли бы помочь транцевые плиты или интерцепторы, однако, к нашему удивлению, ни одна из лодок не была оборудована чем-либо подобным. Хотя эти устройства нам не понадобились, было бы полезно изучить порой непредсказуемую реакцию судна со столь неординарными обводами на сочетание формы корпуса, загрузки, бокового ветра, транцевых плит и угла наклона приводов.

Хьюго Андреа

Я понимаю, почему Rafnar выбрала в качестве тестовой платформы 10-метровый RIB, хотя большинство крупных катеров с надувным бортом хорошо ведут себя на воде. Настоящим достижением будет создание солидного глиссирующего круизера, который сможет легко справляться с волной.

Действие третье: главный офис береговой охраны

Вернувшись в теплый офис береговой охраны в Рейкьявике, мы услышали впечатления его сотрудников от проведенного ими длительного тестирования, проходившего в открытых всем ветрам прибрежных водах Исландии.

Если коротко, то Leiftur показал настолько выдающиеся способности, что они заказали первый серийный корпус катера, который во многом схож с испытанным прототипом. Изменения в серии коснулись положения топливного бака (его сместили в корму), увеличения высоты надводного борта (в носовой части) и применения технологии вакуумной инфузии при формовке стеклопластика. Уверен, все это значительно улучшит катер.

Что будет дальше, пока неясно. Береговая охрана уже обсуждает заказ лодок большей длины, а в Rafnar твердо уверены, что такая геометрия корпуса подойдет прогулочным и коммерческим судам любого типа и размеров. Более того, исландцы уже построили 15-метровую яхту с днищевыми колонками Zeus под названием Jokla и показали наброски модельного ряда прогулочных судов длиной до 35 м!

Однако у 35-метровой моторной яхты с максимальной скоростью, скажем, 25 узлов и развивающего 40 узлов 10-метрового RIB’а совершенно разные величины относительной скорости (числа Фруда. — Прим. MBY). Время покажет, будет ли корпус Rafnar OK работать столь же эффективно на таких крупных судах. А пока Rafnar создал нечто действительно уникальное — в современном мире это большое достижение!

Удивительно, что идея создания корпуса Rafnar родилась благодаря работам скандинавского изобретателя, известного своими паровыми котлами высокого давления.

Фредрик Люнгстром родился в Стокгольме в 1875 году и был всесторонне эрудированным талантливым конструктором, инженером и промышленником. Люнгстром также придумал чрезвычайно простое популярное парусное вооружение (фото внизу), которое носит его имя. Оно без штагов и гика; рифы берут, закручивая парус на вращающуюся мачту, а увеличение скорости в бакштаг дают два полотна (слоя) паруса.

Другое изобретение Люнгстрома — корпус «дуга окружности» — известно гораздо меньше. Руководствуясь практическими соображениями, он использовал деревянные шпангоуты с одинаковым радиусом дуги окружности, прочные и несложные в производстве. Еще одним важным фактором было направление потока воды: Люнгстром считал, что резкое изменение вектора создает дополнительное сопротивление, а значит требуется поверхность с постоянной кривизной. Rafnar использовала эту идею, радикально изменив большую часть площади днища своих катеров.

Новости

PROyachting: итоги вечерних регат сезона-2018

В первых числах октября состоялись финальные регаты вечерних серий гонок на Водном стадионе, организованные компанией PROyachting.

Новости

Yalıkavak Marina — для каждого ребенка!

25 октября в отеле The Raffles Hotel одна из лучших в Средиземноморье Yalıkavak Marina примет участие в благотворительном вечере, организованном ЮНИСЕФ под лозунгом "Для каждого ребенка".

Стиль жизни

Москва. Яхтенный сезон закрыт

6 октября в московском Royal Yacht Club состоялось торжественное закрытие яхтенного сезона, организованное совместно с журналом Motor Boat & Yachting.
По теме

С Фредриком Селандером о перспективах Volvo Penta

Трудно представить современный мир прогулочных яхт без компании Volvo Penta. Это один из тех «бурлаков», что год за годом тянут лямку прогресса в своей рыночной нише. Продукты Volvo Penta можно хвалить или ругать, но то, что шведы за последние 20 лет сделали для развития яхтинга, достойно огромного уважения.

Легкая жизнь на воде

Ряды лодок привычных типов давно пополнились хаусботами. Предлагаемые для продажи и чартера, они неизменно находят свои экипажи. Рассмотрим модели Nordic Season 32 и 42.

Яхтенный проект: от идеи до спуска

Проектирование и строительство яхты — это сложные многоэтапные процессы, требующие не только технических знаний и опыта, но и умения ориентироваться в ситуации.

Плата за комфорт

Наш аппетит в отношении комфорта на борту яхты не знает границ. Но как поведут себя этакие плавучие хоромы на волнении?