По ту сторону Канала

Со времен колониальной эпохи, когда «неприступными стенами Британии были деревянные борта ее кораблей», минуло много лет, но тесная связь этого островного государства с морем не прерывается. Про английскую яхтенную индустрию, ее верфи и выставки написаны сотни статей, в том числе и в нашем журнале, посему в этом небольшом обзоре мы коснемся лишь самых свежих тенденций.

Текст Антон Черкасов, Motor Boat & Yachting UK, International Boating Industry

Несколько лет назад кривая развития британского яхтенного рынка вышла на плато и пока не стремится вверх. Из-за усиления евро дорогие брокеражные лодки ушли на другую сторону Ла-Манша, в континентальную Европу, а многие яхтсмены стали пересаживаться на яхты меньшей длины и выставили свои суда на продажу по заведомо низкой цене, чтобы избавиться от расходов на их содержание. Да и вообще в стране заметно уменьшилось число тех, кто готов тратить большие деньги на яхты. Это ударило по производителям: одни верфи обанкротились, другие были перекуплены, третьи приостановили работу до лучших времен.

Тем временем выжившие игроки извлекли из сложившейся ситуации полезный урок и сделали упор на предложения semi-custom: теперь почти любую британскую моторную яхту можно по крайней мере меблировать по своему вкусу без больших дополнительных затрат. Тяжелые времена заставили производителей изменить подход: если раньше верфь при создании лодок полагалась прежде всего на собственное видение того, что нужно людям, теперь пришло время чутко прислушиваться к пожеланиям этих самых людей. Даже мелкие верфи идут навстречу заказчикам и предлагают разные цвета гелькоута и отделочных материалов, не требуя за это дополнительные деньги.

Пауза в заказах заставила многие компании пересмотреть производственный процесс и повысить эффективность труда. Обновлению парка станков и инвестициям в новые модели способствовали рекордно низкие проценты по кредитам. Сегодня позиции «большой тройки» — Princess, Sunseeker и Fairline — выглядят достаточно прочными, поскольку эти известные бренды пользуются мировой популярностью и получают основную прибыль от продаж крупных моделей за рубежом.

После успешного входа в сектор супер-яхт Princess Yachts продолжает целенаправленно инвестировать немалые средства
в М-Class, параллельно с яхтами длиной 30–40 метров выпуская 19 моделей от 39 до 98 футов. Компания, принадлежащая французской группе LVMH и отмечающая в этом году свое 50-летие, заняла 107-е место среди 250 самых успешных частных компаний Великобритании в своем кластере. Princess Yachts активно осваивает внешние рынки и прошлым летом заключила партнерские отношения c Pacific Leisure Boat Ltd, чтобы еще повысить уровень продаж в Китае и других азиатских странах. Хотя у Princess и так достаточно большой процент возвращающихся клиентов (до 70%), верфь последовательно продолжает выстраивать тесные отношения с покупателями, заботясь о том, чтобы те имели доступ к высококачественному сервису в любой точке мира.

Низкие ставки по кредитам позволили производителям взять тайм-аут

Гораздо лучше по сравнению с полным радикальных перемен 2013 годом пошли дела у Fairline: в 2015 году верфь надеется вернуть себе прежние позиции на рынке моторных яхт и показать прибыль. В прошлом году частная компания Better Capital выкупила миноритарную долю акций у RBS (Королевский Банк Шотландии) и стала единственным владельцем Fairline. Это позволило ей перевести £ 48,8 млн кредитов верфи в акции с нефиксированным доходом общей стоимостью £ 6,4 млн. К концу года Fairline смогла распродать складские запасы, связывавшие ее по рукам и ногам, и сконцентрировалась на создании восьми новых моделей, которые выйдут в течение трех лет. Сейчас книга заказов верфи расписана на полгода вперед на яхты длиной до 50 футов и на девять месяцев — для крупных
круизеров.

Неплохо чувствуют себя и производители небольших судов вроде Williams Performance Tenders. Молодая семейная компания недавно отпраздновала свой 10-летний юбилей и не испытывает проблем с заказами. За рекордно короткий срок она сумела добиться того, что люди ассоциируют слово «тендер» именно с водометными RIBʹами Williams, а крупные верфи изначально проектируют гаражи моторных и парусных яхт под модели этого бренда. Отчасти это произошло из-за того, что Williams предлагает кастомизацию даже самых маленьких катеров, которая включает подбор соответствующей цветовой схемы, установку подвод-ного освещения и аудиосистем.

Экосистема суперяхт

По оценке Superyacht UK, общий оборот в этом секторе за 2013–14 гг. составил £ 492 млн, показав рост на 7,1% по сравнению с предыдущим периодом. Почти половина компаний отчиталась об увеличении доходов, треть расширила штат; в итоге занятость выросла на 4,1%, достигнув отметки 3700 сотрудников.

Это определенный успех, однако полагать, что английские верфи забиты строящимися суперяхтами, а книги заказов расписаны на годы вперед, не совсем правильно. Конечно, Princess, Sunseeker и, например, Pendennis выпускают крупные яхты, но спрос на них не так высок, как на «голландцев», которые наряду с «итальянцами» и «турками» лидируют в этой области. По объему сегмента суперяхт Англия занимает шестое место в мире, причем строительство новых лодок составляет лишь 20% бизнеса, а остальное приходится на сервис, производство оборудования и сопутствующие услуги. В ближайшем будущем положение дел вряд ли изменится — стоимость входа в производственный сектор крайне высока и сопровождается серьезными рисками, да и мало кто из обеспеченных людей заказывает дорогие лодки неизвестных молодых брендов. Тратить деньги в таких делах нужно осмот-рительно, поэтому выбор клиента почти всегда падает на существующие компании с богатой историей и солидной репутацией.

Однако британские дизайнеры и конструкторы пользуются огромным уважением: их идеи, проекты и знания широко применяются на мировом уровне, и, пожалуй, сложно найти суперяхту, построенную без участия «островитян». Мощный кадровый потенциал уже сам по себе обеспечивает Британии высокие шансы на рост сегмента суперяхт и вместе c развитой экосистемой и умением продавать лодки способен однажды перевести чашу весов на сторону англичан.

Кстати, крупные английские яхты всегда пользовались большой популярностью в России, и британские верфи об этом знали. Однако, по словам основателя Sunseeker Yachts Роберта Брайтуайта, введение экономических санкций против ряда российских компаний, чиновников и бизнесменов негативно сказалось на яхтенной индустрии Соединенного Королевства.

Парусный сектор

По статистике BMF (British Marine Federation), из 2,8 млн британцев, увлекающихся яхтингом, 329 000 человек путешествуют на парусных яхтах средней длины; еще 106 000 занимаются яхтенным спортом, и это без учета тех, кто ходит на динги (388 000 человек!). Прибыль от продажи новых парусных яхт в Англии составляет всего 3,4% от общей прибыли индустрии (менее £ 100 млн), и на верфях заняты чуть более тысячи человек. Интересно, что британские производители парусников в основном фокусируются на дорогих яхтах класса «люкс» и расставляют сети на клиентов, которые уже выросли из массовых серийных европейских моделей и ищут лодки под стать их виллам и автомобилям. Кроме того, некоторые верфи стали строить еще и моторные яхты, чтобы сохранить клиентов — поклонников бренда, чей возраст предполагает более комфортные прогулки по ровной палубе.

В Англии работают порядка 1300 тренеров по парусному спорту

В Англии большой популярностью пользуются деревянные парусники, и число людей и компаний, занимающихся рефитами, восстановлением и строительством классических яхт, постоянно растет. Примечательно, что сейчас дерево снова входит в моду не только в качестве отделочного, но и конструкционного материала. Современные станки позволяют изготавливать клинкерную обшивку и элементы набора с большой точностью, а качественные смолы и краски повышают практические свойства деревянных корпусов, которые теперь не требуют сложного ухода.

Одна из самых известных британских парусных верфей — Oyster — почти закончила трехлетнюю реорганизацию, после того как в 2012 году ее приобрела голландская HTP Investments. Трехэтапный процесс включал перенос головного офиса и расширение производственных мощностей двух заводов, на которых строятся парусники длиной от 47 до 115 футов. Благодаря вступлению в игру инвесторов из Нидерландов Oyster избавилась от долгов, обновила модельный ряд и обеспечила себя заказами на ближайшее время.

Оборудование и сопутствующие товары

В прошлом году рынок яхтенного оборудования в Британии начал понемногу набирать обороты, главным образом благодаря росту экспорта в США. Европейские ОЕМ-производители постепенно возвращаются на «острова», хотя их британские поставщики и мелкие компании до сих пор ощущают определенную нестабильность.

Чтобы сохранить положение, ряд компаний начал движение в не связанные с яхтингом области, однако почти все участники рынка единогласно признают: залог будущего успеха состоит в разработке новых продуктов. Бизнес хорошо понимает, что стоит только снизить исследовательскую и маркетинговую активность, идя на поводу пессимистических настроений, как узнаваемость бренда упадет и к началу роста продаж конкуренты неминуемо вырвутся вперед. Результат налицо: более четверти наград на прошлом конкурсе Design Award METS, который проводится в рамках крупнейшей европейской выставки морского оборудования, достались компаниям из Соединенного Королевства. Среди победителей DAME оказались компании Exposure Marine (автоматический фонарь для поиска человека за бортом) и Seabung (устройство для замены кингстонов на воде), а молодой бренд Bluefin LED, который вышел на рынок всего год назад и производит комплекты «умной» подводной подсветки корпуса, получил награду «Продукт года» от Британской ассоциации морской электрики и электроники (BMEEA).

В этом году производители оборудования планируют вырасти на 15–30%

В целом производители оборудования переносят глобальные экономические потрясения чуть легче, чем верфи, поскольку, отказываясь от приобретения новых яхт, люди продолжают вкладывать деньги в рефиты и апгрейд. Внутренние прогнозы многих британских компаний на 2015 год предусматривают рост на 15–30%, двигателем которого должны стать новые уникальные и качественные продукты.

Яхтенные ПТУ

Многие британские политики в своих предвыборных кампаниях щедро раздают обещания увеличить количество рабочих мест для молодежи, твердят о необходимости развивать профессионально-техническое образование для выпускников школ. В этом плане у английской яхтенной индустрии есть чем гордиться: в 2014 году на базе BMF начали обучение 218 человек. Правительство высоко оценило этот вклад, и представители индустрии работают напрямую с Департаментом образования по оптимизации стандартов образовательных программ продолжительностью до четырех лет. Их основной смысл — дать ученикам возможность устроиться на работу: более 90% молодых мастеров получают рабочие места, тогда как среди выпускников университетов таких всего 70%.

Возможностей пройти профессионально-техническое обучение в сфере судостроения в Англии немало — более 15 колледжей по всей стране предлагают закончившим школу подросткам свои программы. Учащиеся проводят в классах всего один день в неделю, тогда как остальное время практикуются на верфях вроде Princess, Broom, Williams, Pendennis, Berthon и в RNLI (Royal National Lifeboat Institution). По статистике 62% компаний — членов BMF ежегодно принимают на работу минимум одного молодого специалиста, тогда как в среднем по стране это значение достигает всего 20%.

Важно и то, что в колледжах платят в период обучения: минимальная часовая ставка — £ 2,73, к четвертому году она доходит до £ 8,50. По мере карьерного роста годовой доход рабочего третьего высшего уровня на £ 77 000 превышает таковой у молодых людей, не продолживших обучение после школы. Конечно, по английским меркам это не бог весть какие деньги, однако лучше их заработать во время обучения, нежели взять кредит £ 27 000 для оплаты учебы в университете.

Стереотип восприятия, согласно которому подмастерье выполняет только грязную работу для своего наставника, безнадежно устарел. В XXI веке практически всему необходимому для конструирования, постройки и эксплуатации судна можно выучиться в тех самых «ПТУ», к которым с таким презрениям относятся многие в нашей стране. Молодые плотники осваивают работу с тиком в Cockwells, специалисты по стеклопластику практикуются на Princess, а самый активный работодатель, пожалуй, Berthon. Эта верфь из Лимингтона, недавно отмеченная в государственной программе Business is Great, производит и реставрирует различные суда — от классических деревянных парусников до спасательных шлюпок RNLI. Сейчас там заняты 28 учеников, среди которых электрики, механики, маляры, инженеры. Все они получат работу с вероятностью 90%, а каждый второй менеджер Berthon тоже начинал свой профессиональный путь рабочим.

Более четверти наград DAME 2014 досталось компаниям из Англии 

«За последние 10–15 лет наша индустрия сдала позиции по привлечению молодых кадров, — говорит Кейт Лонгман, ответственный за работу с подмастерьями в Berthon. — Нам приходилось буквально упрашивать другие компании снова вводить обучающие программы, и теперь там видят их пользу. В любом случае, полученные за четыре года обучения навыки незаменимы. Вы просто не найдете выпускников вузов с таким же практическим опытом».

Итоги

Британские компании, сумевшие пережить кризис 2008 года и вовремя скорректировавшие стратегию, стали работать эффективнее и чувствуют себя уверенно. Пока яхтенная индустрия Королевства демонстрирует признаки стабильности, оставаясь на одном уровне, однако бизнес с настороженностью ждет результатов парламентских выборов в начале мая. Именно из-за них в конце 2014 года немного активизировались покупатели крупных яхт: возможные перемены во внутренней политике могут сулить рост налогов для состоятельной части общества. Так или иначе, половина игроков рынка сохраняет оптимизм и делает ставки на развитие. А каждый второй — это уже сила! 

Новости

PROyachting: итоги вечерних регат сезона-2018

В первых числах октября состоялись финальные регаты вечерних серий гонок на Водном стадионе, организованные компанией PROyachting.

Новости

Yalıkavak Marina — для каждого ребенка!

25 октября в отеле The Raffles Hotel одна из лучших в Средиземноморье Yalıkavak Marina примет участие в благотворительном вечере, организованном ЮНИСЕФ под лозунгом "Для каждого ребенка".

Стиль жизни

Москва. Яхтенный сезон закрыт

6 октября в московском Royal Yacht Club состоялось торжественное закрытие яхтенного сезона, организованное совместно с журналом Motor Boat & Yachting.
По теме

Новая модель Elling E6

Голландская компания Neptune Marine анонсировала спуск в мае 2016 новой флагманской модели - Elling E6.

Победители World Superyacht Awards 2015

В рамках ежегодной церемонии World Superyacht Awards жюри оценивает лучшие моторные и парусные яхты в мире. Судьи посещают номинантов в каждой категории и оценивают их по различным критериям. Победителей 2015 года назвали в минувшие выходные на гала-концерте в Амстердаме.

Блистательные парусники J-класса возвращаются в America’s Cup.

Последний раз эти яхты гонялись за старейший в мире парусный трофей 80 лет назад.

ISS объявила победителей премии Design & Leadership Award

Во время яхтенной выставки в Форт-Лодердейл прошел 25-й гала-вечер, организованный Ассоциацией International Superyacht Society, во время которого были названы победители премии Design & Leadership Award 2015 (Лучший дизайн и лидерство в индустрии).