Яхтинг за Великой стеной

Считается, будто китайцы совершенно иначе, нежели европейцы, представляют себе яхтинг, поскольку долгое время жили вне этого явления и не обладают необходимыми знаниями и опытом. Но время идет, и Китайская империя начинает приобщаться к водным видам спорта и отдыха.

Текст Антон Черкасов

При всем нынешнем обилии информации о Китае многое происходящее там остается для нас загадкой. Мы попытались разобраться, чем живет яхтенная индустрия континентальной части страны, не затрагивая такие специфические темы, как Тайвань и Гонконг, которые заслуживают отдельного разговора.

Китайские сюрпризы

В КНР стремительно растет число очень богатых людей. В 2013 году Китай вышел на второе место в мире по количеству миллионеров — 2 378 000 человек; это на 82% (!) больше, чем годом ранее. Причем половина китайских миллионеров, согласно исследованиям Barclays и Ledbury Research, планирует в течение ближайших пяти лет переехать в другие страны, а яхты покупают менее 1% этих людей. Причин относительно низкого спроса несколько: негативное отношение к приобретению яхты как следствие национальной культуры, высокие налоги (до 40% на импортные суда) и слабое яхтенное законодательство. Кроме того, далеко не везде яхта может доставлять удовольствие: побережья и крупные реки сильно загрязнены, забиты коммерческими и прочими судами, поэтому многие предпочитают держать лодки в Гонконге, где к тому же инфраструктура более развита.

Яхты покупают менее 1% многочисленных китайских миллионеров

За период с 2006 по 2010 год яхтенная индустрия КНР выросла практически с нуля до $ 3,4 млрд (рост составил 732%). В стране стремительно прибывает численность среднего класса (15%  работающего населения, ежегодный прирост 1%), и хотя многие из этих людей не могут позволить себе Rolls-Royce, они проявляют интерес к яхтам и стремятся приобретать в первую очередь сравнительно недорогие модели местного производства стоимостью $ 80–160 тыс.

На выставках мне доводилось слышать от представителей европейских верфей и дизайнеров, что китайцы пользуются яхтами совершенно иначе, чем в Европе. Им чужды длительные круизы и проживание на борту; яхта служит прежде всего для развлечений с друзьями и клиентами по бизнесу. Салоны используют для караоке, танцев, настольных игр и в качестве кинотеатров, поэтому тамошние предпочтения относительно планировок и дизайна весьма своеобразны. Погуляли, повеселились — и домой: ночевать на борту яхты обитателям Поднебесной не надо.

Есть у КНР и такая проблема. Долгое время весь мир воспринимал страну как производителя дешевого ширпотреба, и далеко не все потенциальные покупатели готовы принять тот факт, что их роскошная яхта сделана в Китае. Действительно, по европейским и американским меркам качество китайских лодок не всегда удовлетворительное, однако местные верфи неуклонно эволюционируют в этом отношении, в том числе прибегая к опыту иностранных специалистов. С другой стороны, есть люди, готовые пожертвовать, например, детализацией отделки интерьера, но получить за свои деньги яхту существенно большей длины, чем можно построить в Европе. При всем этом Китай уже вошел в десятку крупнейших стран-производителей яхт длиной более 24 м и активно создает новые бренды с собственным дизайном, быстро сокращая разрыв с Европой не только в качестве, но и в цене.

Погуляли, покатались — и домой: ночевать на борту яхты  не принято

Состояние рынка

Сегодня объединенный яхтенный рынок Европы и США составляет 95% мирового. Китай быстрее Старого и Нового Света оправился от экономического кризиса 2008 года, и многие крупные производители посчитали, что масштабная экспансия в Азию поможет им пережить тяжелые времена. Но рост яхтенного рынка в КНР начался еще в 2005 году, а к 2020 году его оборот по самым скромным оценкам должен достичь $ 10 млрд (около 100 000 яхт), а по наиболее смелым — даже $ 30 млрд. Вопрос в том, готова ли к этому страна.

В Китае 2013 год был назван Годом морского туризма. В плане по развитию этого направления тогда особо фигурировало становление яхтинга и сопутствующей инфраструктуры. На тот момент в стране было зарегистрировано порядка 3000 яхт, то есть одно судно на 452 000 человек. Для справки: в Италии, к примеру, это соотношение 1:100. Однако нужно учитывать, что из-за несовершенного законодательства в КНР «проживает» значительное число незарегистрированных яхт.

За последние три года темпы роста ВВП Китая снижались и за 2014 год составили 7,4%, однако правительство расценивает эту в целом негативную тенденцию как возможность перевести дух. Помимо прочего, некоторое снижение темпов роста яхтенного рынка в КНР за последние годы продиктовано введением режима экономии в государственных компаниях и антикоррупционными программами. Интересно, что некоторые игроки рынка даже рады этому, поскольку считают, что у индустрии будет время на осмысление достигнутого, а у людей — на обучение яхтингу.

Вместе с тем, с каждым годом рынок все больше фрагментируется: теперь китайцам важнее не просто владеть яхтой (часто без особых причин, больше для демонстрации статуса), а приобрести судно по своим потребностям, будь то рыболовная, гоночная или прогулочная лодка. Они начинают понимать, что, например, экспедиционная яхта дает возможность совершить кругосветку, а на катамаране можно принимать больше гостей. На фоне «статусных» владельцев постепенно появляется все больше тех, кто влюбляется в океан и приобретает лодку, чтобы оказаться ближе к природе.

Производственный сектор

Яхтенным рынком Китая движет, в первую очередь, производство, которое многократно перекрывает пока еще слабый спрос. Всего 15 лет назад единственными «яхтами», которые строили в КНР, были речные стеклопластиковые суда для извоза туристов: никаких особенных интерьеров, мастер-кают и прочих «излишеств». Сегодня в стране, входящей в тройку лидеров мирового коммерческого судостроения, более 300 верфей, которые в основном строят недорогие лодки длиной до 9 м. Мелкие и средние компании, помимо прогулочных яхт и катеров, производят рыболовные траулеры и быстроходные лодки для рабочих целей. Отсутствие узкой яхтенной специализации позволяет им во время глобальных экономических потрясений быстро переключаться, например, на госзаказ, сохраняя персонал, производство и доход. По возможности они стараются наращивать длину своих судов, но львиную долю продаж все же составляют маломерки (7–15 м). А те верфи, которые строят исключительно яхты, принадлежат государству или иностранцам. На сегодня самый крупный кластер яхтенного судостроения расположен в городе Пингша: основанный в 2002 году Zhuhai Pingsha Yacht Industrial Park насчитывает уже порядка 60 верфей и производителей комплектующих.

Что касается иностранцев, то в Китае размещены заводы около 50 зарубежных брендов, ибо производственные затраты там на 20–30% ниже, чем в Европе или США. Многие производители подвесных моторов, включая Mercury Marine, Suzuki и Yamaha, давно открыли в Китае собственные мощности. В 2005 году туда пришла корпорация Brunswick, которая инвестировала $ 12,6 млн в завод в Zhuhai, где началось производство катеров Sea Ray (при этом 90% материалов поставлялось из США).

Помимо верфей, в КНР как на дрожжах растут производители яхтенных комплектующих. Тем не менее ключевые узлы и агрегаты, например двигатели, по большей части импортируются, поскольку заказчики хотят видеть на своих лодках оборудование известных брендов с развитым сервисом.

Импорт и экспорт

Объем импорта и экспорта продуктов яхтенной индустрии в Китае ежегодно растет. Местные дилеры продвигают более сотни иностранных брендов, а лидирующими экспортерами прогулочных судов в КНР являются Италия, Великобритания и Франция. Европейские компании осознают потенциал китайского рынка: они понимают, что в краткосрочной перспективе он пока не способен принести им значительную прибыль, но очень важно «застолбить» место и максимально повысить узнаваемость своего бренда, чтобы к моменту, когда рост достигнет пика, быть во всеоружии. Некоторые компании идут дальше простого маркетинга. К примеру, совсем недавно итальянская Mondo Marine приобрела долю китайской верфи Sease Yacht Co. Ltd, расположенной в Сучжоу. В результате сделки Sease Yacht стала дилером Mondo Marine и будет принимать участие в строительстве трех стеклопластиковых яхт длиной 54–88 футов.

Не менее интенсивен и обратный процесс. Воспользовавшись кризисом 2008 года, мощные китайские корпорации начали активно скупать ликвидные активы в США и Европе. Эта тенденция в полной мере затронула и яхтенную индустрию. Первой крупной «добычей» стала Ferretti Group, 75% которой приобрела Shandong Heavy Industry Group — Weichai Group (общие вложения € 374 млн). За ней последовала Sunseeker Yachts — корпорация Dalian Wanda Group купила компанию за € 320 млн., и Sanlorenzo, 22,99% которой отошло к Sundiro Holding Group, инвестировавшей € 20 млн.

Экспорт китайских лодок в Россию составляет 5-6% общего объема

С каждым годом все больше китайских компаний участвуют в международных выставках, хотя участники европейского рынка порой все еще поглядывают на них с подозрением. В Китае же главным считается Китайское Международное боат-шоу (Шанхай), следом за которым идет выставка в Хайнане — основное событие на тему суперяхт в Азии; помимо них, есть еще около 40 региональных выставок.

Государство и яхтинг

Еще семь лет назад в КНР полностью отсутствовала единая законодательная база, регулирующая регистрацию и эксплуатацию прогулочных яхт, однако с тех пор государство сделало ряд важных шагов. Во-первых, в 2008 году Китайское классификационное общество приняло свод правил (Yacht Construction Rules), по которым проводится сертификация и классификация прогулочных судов для последующей регистрации. Пусть, как в России, они слабо соотносятся с международными стандартами, но все же лед тронулся. Во-вторых, во многих провинциях разрешили регистрировать яхты, владельцами которых выступают нерезиденты, а остров Хайнань превратился в одну из самых открытых и свободных акваторий страны.

В КНР достаточно остро стоит вопрос стандартизации обучения яхтенных профессионалов и общего повышения уровня безопасности мореплавания на прогулочных яхтах. К радости многих владельцев, в 2001 году были введены единые стандарты лицензирования судоводителей, поскольку прежде капитанские «корочки», выданные в одной провинции, не были действительны в другой. Кроме того, принята процедура признания иностранных «прав» (на территории страны они действуют всего семь дней) и получения на их основе национальной лицензии.

Заметны подвижки и в области профессионального образования. Острый дефицит яхтенных конструкторов и дизайнеров заставил китайских производителей собраться вместе и начать диалог с технологическими университетами на предмет ведения специальных курсов. На призыв откликнулись Шанхайский университет Джиа Тонг, Морской университет и университет Хуажонг, заинтересовавшиеся развитием специализированных обучающих программ.

Инфраструктура

В материковом Китае 90 000 озер, 6500 островов и 18 000 км береговой линии — возможностей для яхтинга более чем достаточно. В стране ежегодно увеличивается количество марин и растет вместимость существующих, а владельцы крупных яхт-клубов стремятся получить членство в престижных европейских организациях вроде Yacht Club Monaco. Как и в России, многие марины возводятся не из-за потребности яхтсменов в швартовных местах, а для удорожания прилегающей недвижимости. Однако даже при высокой стоимости членства они не приносят владельцам прямой прибыли.

Одним из самых привлекательных для состоятельных людей мест, где развита яхтенная инфраструктура и прекрасный климат, является остров Хайнань. Именно в престижных хайнаньских маринах стоит около 40% зарегистрированных в Китае яхт. Не менее ценится и другая яхтенная «столица» материкового Китая — город Циндао в провинции Шаньдунь на побережье Восточно-Китайского моря. Десять лет назад здесь мало что знали о яхтах, а сегодня тут принимают этапы Volvo Ocean Race и Clipper Race. Компания Haier, крупный продавец потребительской электроники, чей головной офис находится в Циндао, держит здесь несколько корпоративных лодок, включая Sunseeker 88, которые используются исключительно для бизнес-приемов или в качестве мобильного офиса.

КНР активно создает новую законодательную базу для яхтинга

Яхтинг в среде бизнеса становится популярен и для тимбилдинг-программ, поскольку требует от участников демонстрации лидерских качеств, способности думать и действовать в сложных условиях, что характерно для этого спорта. Кстати, в КНР активно развивают парус, и с 2007 года проводится международная регата CCIR (China Cup International Regatta); в 2014 году в ней участвовали 103 команды из 30 стран мира, включая Россию.

Китайская мудрость гласит: время — лучший помощник в любых делах. Китайцы поспешают не торопясь, и сегодня мы являемся свидетелями новых процессов. Восток и Запад уже обменялись яхтенными посольствами, а теперь выдвинули свои авангарды и ждут момента, чтобы пустить в ход основные силы. Когда это произойдет, весь мир увидит расцвет китайского яхтинга. А пока в Поднебесной все только начинается.

Новости

Объявлена регистрация на 1-й этап RZR CAMP 2018

12–13 мая в Москве на мототреке Бурцево в Москве состоится 1-й этап RZR CAMP.

Новости

SUP для всех!

В рамках развлекательной программы выставки Vladivostok Boat Show X организаторы приглашают всех желающих принять участие в одиночных соревнованиях на SUP-досках.

Новости

Путевки на Africa Eco Race — победителям Can-Am X Race

Первый этап Can-Am X Race 2018 стартует совсем скоро, 27–29 апреля, в Волгоградской области. Два самых успешных пилота квадросерии Can-Am X Race 2018 отправятся на Africa Eco Race 2019.
По теме

Чудесные цилиндры

Может ли пара вращающихся цилиндров устранить качку на 50-футовой яхте?

Спешить и успеть

Антон Черкасов: Участникам суперяхтенного бизнеса постоянно приходится «гнать зайца дальше», чтобы быть готовым к перемене вкусов заказчиков.

Гарантия спасения?

Игрок на рынке спасательного оборудования претендует на приоритет в создании персонального маячка с GPS-навигацией.

Фокус бизнеса — отдых

Американский производитель навигационного оборудования компания Garmin стремится стать лидером во всех направлениях своей деятельности.После 25 лет роста в морском секторе она вплотную приблизилась к этой цели.