Яхтинг за Великой стеной

Считается, будто китайцы совершенно иначе, нежели европейцы, представляют себе яхтинг, поскольку долгое время жили вне этого явления и не обладают необходимыми знаниями и опытом. Но время идет, и Китайская империя начинает приобщаться к водным видам спорта и отдыха.

Текст Антон Черкасов

При всем нынешнем обилии информации о Китае многое происходящее там остается для нас загадкой. Мы попытались разобраться, чем живет яхтенная индустрия континентальной части страны, не затрагивая такие специфические темы, как Тайвань и Гонконг, которые заслуживают отдельного разговора.

Китайские сюрпризы

В КНР стремительно растет число очень богатых людей. В 2013 году Китай вышел на второе место в мире по количеству миллионеров — 2 378 000 человек; это на 82% (!) больше, чем годом ранее. Причем половина китайских миллионеров, согласно исследованиям Barclays и Ledbury Research, планирует в течение ближайших пяти лет переехать в другие страны, а яхты покупают менее 1% этих людей. Причин относительно низкого спроса несколько: негативное отношение к приобретению яхты как следствие национальной культуры, высокие налоги (до 40% на импортные суда) и слабое яхтенное законодательство. Кроме того, далеко не везде яхта может доставлять удовольствие: побережья и крупные реки сильно загрязнены, забиты коммерческими и прочими судами, поэтому многие предпочитают держать лодки в Гонконге, где к тому же инфраструктура более развита.

Яхты покупают менее 1% многочисленных китайских миллионеров

За период с 2006 по 2010 год яхтенная индустрия КНР выросла практически с нуля до $ 3,4 млрд (рост составил 732%). В стране стремительно прибывает численность среднего класса (15%  работающего населения, ежегодный прирост 1%), и хотя многие из этих людей не могут позволить себе Rolls-Royce, они проявляют интерес к яхтам и стремятся приобретать в первую очередь сравнительно недорогие модели местного производства стоимостью $ 80–160 тыс.

На выставках мне доводилось слышать от представителей европейских верфей и дизайнеров, что китайцы пользуются яхтами совершенно иначе, чем в Европе. Им чужды длительные круизы и проживание на борту; яхта служит прежде всего для развлечений с друзьями и клиентами по бизнесу. Салоны используют для караоке, танцев, настольных игр и в качестве кинотеатров, поэтому тамошние предпочтения относительно планировок и дизайна весьма своеобразны. Погуляли, повеселились — и домой: ночевать на борту яхты обитателям Поднебесной не надо.

Есть у КНР и такая проблема. Долгое время весь мир воспринимал страну как производителя дешевого ширпотреба, и далеко не все потенциальные покупатели готовы принять тот факт, что их роскошная яхта сделана в Китае. Действительно, по европейским и американским меркам качество китайских лодок не всегда удовлетворительное, однако местные верфи неуклонно эволюционируют в этом отношении, в том числе прибегая к опыту иностранных специалистов. С другой стороны, есть люди, готовые пожертвовать, например, детализацией отделки интерьера, но получить за свои деньги яхту существенно большей длины, чем можно построить в Европе. При всем этом Китай уже вошел в десятку крупнейших стран-производителей яхт длиной более 24 м и активно создает новые бренды с собственным дизайном, быстро сокращая разрыв с Европой не только в качестве, но и в цене.

Погуляли, покатались — и домой: ночевать на борту яхты  не принято

Состояние рынка

Сегодня объединенный яхтенный рынок Европы и США составляет 95% мирового. Китай быстрее Старого и Нового Света оправился от экономического кризиса 2008 года, и многие крупные производители посчитали, что масштабная экспансия в Азию поможет им пережить тяжелые времена. Но рост яхтенного рынка в КНР начался еще в 2005 году, а к 2020 году его оборот по самым скромным оценкам должен достичь $ 10 млрд (около 100 000 яхт), а по наиболее смелым — даже $ 30 млрд. Вопрос в том, готова ли к этому страна.

В Китае 2013 год был назван Годом морского туризма. В плане по развитию этого направления тогда особо фигурировало становление яхтинга и сопутствующей инфраструктуры. На тот момент в стране было зарегистрировано порядка 3000 яхт, то есть одно судно на 452 000 человек. Для справки: в Италии, к примеру, это соотношение 1:100. Однако нужно учитывать, что из-за несовершенного законодательства в КНР «проживает» значительное число незарегистрированных яхт.

За последние три года темпы роста ВВП Китая снижались и за 2014 год составили 7,4%, однако правительство расценивает эту в целом негативную тенденцию как возможность перевести дух. Помимо прочего, некоторое снижение темпов роста яхтенного рынка в КНР за последние годы продиктовано введением режима экономии в государственных компаниях и антикоррупционными программами. Интересно, что некоторые игроки рынка даже рады этому, поскольку считают, что у индустрии будет время на осмысление достигнутого, а у людей — на обучение яхтингу.

Вместе с тем, с каждым годом рынок все больше фрагментируется: теперь китайцам важнее не просто владеть яхтой (часто без особых причин, больше для демонстрации статуса), а приобрести судно по своим потребностям, будь то рыболовная, гоночная или прогулочная лодка. Они начинают понимать, что, например, экспедиционная яхта дает возможность совершить кругосветку, а на катамаране можно принимать больше гостей. На фоне «статусных» владельцев постепенно появляется все больше тех, кто влюбляется в океан и приобретает лодку, чтобы оказаться ближе к природе.

Производственный сектор

Яхтенным рынком Китая движет, в первую очередь, производство, которое многократно перекрывает пока еще слабый спрос. Всего 15 лет назад единственными «яхтами», которые строили в КНР, были речные стеклопластиковые суда для извоза туристов: никаких особенных интерьеров, мастер-кают и прочих «излишеств». Сегодня в стране, входящей в тройку лидеров мирового коммерческого судостроения, более 300 верфей, которые в основном строят недорогие лодки длиной до 9 м. Мелкие и средние компании, помимо прогулочных яхт и катеров, производят рыболовные траулеры и быстроходные лодки для рабочих целей. Отсутствие узкой яхтенной специализации позволяет им во время глобальных экономических потрясений быстро переключаться, например, на госзаказ, сохраняя персонал, производство и доход. По возможности они стараются наращивать длину своих судов, но львиную долю продаж все же составляют маломерки (7–15 м). А те верфи, которые строят исключительно яхты, принадлежат государству или иностранцам. На сегодня самый крупный кластер яхтенного судостроения расположен в городе Пингша: основанный в 2002 году Zhuhai Pingsha Yacht Industrial Park насчитывает уже порядка 60 верфей и производителей комплектующих.

Что касается иностранцев, то в Китае размещены заводы около 50 зарубежных брендов, ибо производственные затраты там на 20–30% ниже, чем в Европе или США. Многие производители подвесных моторов, включая Mercury Marine, Suzuki и Yamaha, давно открыли в Китае собственные мощности. В 2005 году туда пришла корпорация Brunswick, которая инвестировала $ 12,6 млн в завод в Zhuhai, где началось производство катеров Sea Ray (при этом 90% материалов поставлялось из США).

Помимо верфей, в КНР как на дрожжах растут производители яхтенных комплектующих. Тем не менее ключевые узлы и агрегаты, например двигатели, по большей части импортируются, поскольку заказчики хотят видеть на своих лодках оборудование известных брендов с развитым сервисом.

Импорт и экспорт

Объем импорта и экспорта продуктов яхтенной индустрии в Китае ежегодно растет. Местные дилеры продвигают более сотни иностранных брендов, а лидирующими экспортерами прогулочных судов в КНР являются Италия, Великобритания и Франция. Европейские компании осознают потенциал китайского рынка: они понимают, что в краткосрочной перспективе он пока не способен принести им значительную прибыль, но очень важно «застолбить» место и максимально повысить узнаваемость своего бренда, чтобы к моменту, когда рост достигнет пика, быть во всеоружии. Некоторые компании идут дальше простого маркетинга. К примеру, совсем недавно итальянская Mondo Marine приобрела долю китайской верфи Sease Yacht Co. Ltd, расположенной в Сучжоу. В результате сделки Sease Yacht стала дилером Mondo Marine и будет принимать участие в строительстве трех стеклопластиковых яхт длиной 54–88 футов.

Не менее интенсивен и обратный процесс. Воспользовавшись кризисом 2008 года, мощные китайские корпорации начали активно скупать ликвидные активы в США и Европе. Эта тенденция в полной мере затронула и яхтенную индустрию. Первой крупной «добычей» стала Ferretti Group, 75% которой приобрела Shandong Heavy Industry Group — Weichai Group (общие вложения € 374 млн). За ней последовала Sunseeker Yachts — корпорация Dalian Wanda Group купила компанию за € 320 млн., и Sanlorenzo, 22,99% которой отошло к Sundiro Holding Group, инвестировавшей € 20 млн.

Экспорт китайских лодок в Россию составляет 5-6% общего объема

С каждым годом все больше китайских компаний участвуют в международных выставках, хотя участники европейского рынка порой все еще поглядывают на них с подозрением. В Китае же главным считается Китайское Международное боат-шоу (Шанхай), следом за которым идет выставка в Хайнане — основное событие на тему суперяхт в Азии; помимо них, есть еще около 40 региональных выставок.

Государство и яхтинг

Еще семь лет назад в КНР полностью отсутствовала единая законодательная база, регулирующая регистрацию и эксплуатацию прогулочных яхт, однако с тех пор государство сделало ряд важных шагов. Во-первых, в 2008 году Китайское классификационное общество приняло свод правил (Yacht Construction Rules), по которым проводится сертификация и классификация прогулочных судов для последующей регистрации. Пусть, как в России, они слабо соотносятся с международными стандартами, но все же лед тронулся. Во-вторых, во многих провинциях разрешили регистрировать яхты, владельцами которых выступают нерезиденты, а остров Хайнань превратился в одну из самых открытых и свободных акваторий страны.

В КНР достаточно остро стоит вопрос стандартизации обучения яхтенных профессионалов и общего повышения уровня безопасности мореплавания на прогулочных яхтах. К радости многих владельцев, в 2001 году были введены единые стандарты лицензирования судоводителей, поскольку прежде капитанские «корочки», выданные в одной провинции, не были действительны в другой. Кроме того, принята процедура признания иностранных «прав» (на территории страны они действуют всего семь дней) и получения на их основе национальной лицензии.

Заметны подвижки и в области профессионального образования. Острый дефицит яхтенных конструкторов и дизайнеров заставил китайских производителей собраться вместе и начать диалог с технологическими университетами на предмет ведения специальных курсов. На призыв откликнулись Шанхайский университет Джиа Тонг, Морской университет и университет Хуажонг, заинтересовавшиеся развитием специализированных обучающих программ.

Инфраструктура

В материковом Китае 90 000 озер, 6500 островов и 18 000 км береговой линии — возможностей для яхтинга более чем достаточно. В стране ежегодно увеличивается количество марин и растет вместимость существующих, а владельцы крупных яхт-клубов стремятся получить членство в престижных европейских организациях вроде Yacht Club Monaco. Как и в России, многие марины возводятся не из-за потребности яхтсменов в швартовных местах, а для удорожания прилегающей недвижимости. Однако даже при высокой стоимости членства они не приносят владельцам прямой прибыли.

Одним из самых привлекательных для состоятельных людей мест, где развита яхтенная инфраструктура и прекрасный климат, является остров Хайнань. Именно в престижных хайнаньских маринах стоит около 40% зарегистрированных в Китае яхт. Не менее ценится и другая яхтенная «столица» материкового Китая — город Циндао в провинции Шаньдунь на побережье Восточно-Китайского моря. Десять лет назад здесь мало что знали о яхтах, а сегодня тут принимают этапы Volvo Ocean Race и Clipper Race. Компания Haier, крупный продавец потребительской электроники, чей головной офис находится в Циндао, держит здесь несколько корпоративных лодок, включая Sunseeker 88, которые используются исключительно для бизнес-приемов или в качестве мобильного офиса.

КНР активно создает новую законодательную базу для яхтинга

Яхтинг в среде бизнеса становится популярен и для тимбилдинг-программ, поскольку требует от участников демонстрации лидерских качеств, способности думать и действовать в сложных условиях, что характерно для этого спорта. Кстати, в КНР активно развивают парус, и с 2007 года проводится международная регата CCIR (China Cup International Regatta); в 2014 году в ней участвовали 103 команды из 30 стран мира, включая Россию.

Китайская мудрость гласит: время — лучший помощник в любых делах. Китайцы поспешают не торопясь, и сегодня мы являемся свидетелями новых процессов. Восток и Запад уже обменялись яхтенными посольствами, а теперь выдвинули свои авангарды и ждут момента, чтобы пустить в ход основные силы. Когда это произойдет, весь мир увидит расцвет китайского яхтинга. А пока в Поднебесной все только начинается.

Новости

В Петербурге наградят лучших яхтсменов

В Северной столице пройдет ежегодная церемония вручения премии за заслуги в области парусного спорта «Яхтсмен года Санкт-Петербурга».

Стиль жизни

Ёлка в Pride Wellness Club — 15 декабря!

Pride Wellness Club в подмосковной Жуковке XXI приглашает погрузиться в атмосферу новогодней сказки.

Яхты

Princess X95

Недавно верфь Princess Yachts обнародовала первые сведения о моторной яхте X95, с которой начнется новая линейка бренда.
По теме

Страхование яхты

Страхование яхт — залог спокойствия их владельцев и способ избежать возможных нежелательных последствий.

Если все не так...

Яхтинг — не самое стрессовое занятие, за исключением финального аккорда — швартовки в марине. Ранее мы выясняли, как максимально просто ошвартоваться. Но даже самые матерые из нас не застрахованы от ошибок, поэтому здесь мы рассмотрим варианты действий на случай, если все пошло не так, как намечалось.

Пожалуйте на регистрацию!

Многим ситуация с регистрацией яхт в России кажется весьма туманной. Что полезно знать тем, кто собирается приобрести яхту?

По ту сторону планеты

Писать о яхтенной индустрии Австралии довольно занятно: австралийцы — отличные яхтсмены, но просьба с ходу назвать какой-нибудь австралийский бренд обычно вызывает легкое замешательство. Давайте разбираться, на чем же стоит яхтенная репутация страны.