Yachtmaster: Спасение с воздуха

MBY продолжает публиковать серию материалов для тех, кто хочет улучшить свои шкиперские навыки и быть готовым к встрече с морем. Как действовать, если вас собираются спасать с яхты вертолетом?

Текст Джон Мендес Фото Лестер МакКарти

Яхтинг — занятие в целом не самое опасное, однако на борту любой лодки могут возникнуть проблемы. Иногда весьма серьезные: травма или болезнь члена команды или технические неполадки с самим судном. В подобных случаях береговые службы могут организовать оказание «скорой помощи», которая часто предполагает использование поисково-спасательных вертолетов. Конечно, в сложной ситуации осознавать, что к тебе уже вылетел вертолет, весьма отрадно, но, поверьте, главное испытание еще впереди.

Безопасная транспортировка человека с судна на вертолет — сложный и весьма напряженный процесс как для капитана яхты, так и для пилота. Важно заранее знать, как может развернуться ситуация и как эффективно помочь экипажу вертолета оказать вам помощь.

Мы решили разобраться в этом и объединились с командой поисково-спасательного вертолета, чтобы опробовать основные методы спасания, применяемые для прогулочных судов.

Исходные данные

Возможно, для береговой охраны пролива Солент все выглядело просто и буднично, но нам так совершенно не казалось, когда метрах в семи над нашей лодкой начал совершать маневры AW139 — один из вертолетов береговой охраны. Это достаточно новая машина, поступившая на службу в спасательный флот в 2008 году. Она способна летать со скоростью 140 узлов, а по максимуму разгоняется до 167 узлов. Оба опробованных нами способа спасания требуют навыков, высокой концентрации и четкого взаимодействия команды яхты и экипажа вертолета.

Когда вертолет над лодкой, шум невообразимый, а палубу накрывает водяной пылью

Заход на позицию

Для начала спасательная команда попросила нас идти курсом 300°, под углом 30° к направлению ветра, дувшего в правый борт. Это давало пилоту наилучший обзор, когда он держался по левому борту от нас. В день тренировки сила ветра была около 6 баллов по шкале Бофорта; в этих условиях нас попросили поддерживать скорость 6 узлов. Такая скорость судна в сочетании с ветром давала вертолету возможность зависнуть над яхтой, не используя двигатель на полную мощность, так как ветер обеспечивал достаточную подъемную силу. Задача рулевого — сконцентрироваться на удержании судна на курсе, что непросто, когда всего в 6–7 метрах над тобой висит вертолет. Однако это абсолютно необходимо, поскольку постоянный курс и скорость дают пилоту вертолета устойчиво движущуюся площадку для «прицеливания». Кстати, это гораздо удобнее по сравнению с неподвижным судном.

Справляемся с паникой

Первым сюрпризом стал шум. Конечно, спасательная команда постарается подготовить вас заранее, но когда вертолет висит над головой, уровень шума просто сумасшедший. Вы ничего не слышите, даже если орать прямо в ухо. Второй неприятный момент — брызги. Когда вертолет подлетает, поток воздуха от лопастей винта ударяет в воду, накрывая брызгами кормовую часть лодки. Этот тонкий соленый туман скрыл все на борту, включая нашего фотографа Лестера с его камерой.

Проводник

Береговая охрана Солента использует два способа высадки спасателя на борт судна. В первом случае опускается вспомогательный трос-проводник с прикрепленным к нему грузом; вес груза зависит от силы ветра. Как только на лодке ловят груз, вертолет сдает немного назад так, чтобы вы, стоя в кормовой части лодки, смогли начать втягивать трос. При этом обязательно нужно надеть спасательный жилет и пристегнуться. Перчатки тоже не помешают, поскольку в штормовую погоду трос может обжечь вам ладони.

Обращение с проводником

Крайне важно не крепить вспомогательный трос ни к чему на лодке! Лучше сложить его в ведро. Выбирайте трос, и когда на вертолете решат, что этого достаточно, к вам спустят спасателя на основном тросе. Его опустят до уровня воды, потом вам нужно втянуть его на лодку. Спасатель пристегнут карабином и к вспомогательному тросу: это обеспечивает ему точное «приземление». Ступив на борт, он отстегивает основной трос.

Возврат проводника

Вертолет выберет трос-проводник обратно, поэтому, когда вам подадут сигнал, начинайте травить трос, позволяя оператору на лебедке контролировать скорость. Обычно вертолет сдает немного назад, так что расстояние между ним и лодкой увеличивается. Когда вы вытравили трос до груза, поднимите груз повыше, чтобы оператор на лебедке мог увидеть, что трос закончился. Этот метод используется для высадки спасателя на борт, но его также могут позже использовать для спуска носилок и подъема пострадавшего на борт вертолета.

Подъем пострадавшего

Пострадавшего, который травмирован, но может самостоятельно стоять, спасательная команда поднимет на борт вертолета вместе со спасателем на основном тросе при помощи второго стропа. Строп имеет скользящий карабин, чтобы можно было отрегулировать диаметр петли под конкретного человека. Достаточно просто ухватиться руками за свою часть стропа — и вас поднимут на вертолет. Как ни странно, подъем проходит почти незаметно: только что вы стояли на палубе — и вот уже парите в небе.

Если пострадавший находится в воде и/или имеет серьезные травмы, используется метод подъема «двойной петлей». Она пропускается через подмышки и под коленями пострадавшего, что позволяет поднимать его в полугоризонтальном положении. Это особенно важно для человека, который пробыл в воде некоторое время. Дело в том, что внезапный прилив крови к нижней части тела, когда пострадавшего вытаскивают из воды, может привести к потере сознания, сердечному приступу и даже смерти.

Из холодной воды человека поднимают почти горизонтально: отток крови вниз может привести к смерти

Операция занимает всего четыре минуты, так что будьте внимательны и четко выполняйте инструкции команды вертолета. Метод применим на любых судах: парусных и моторных, движущихся и неподвижных. Его преимущество состоит в том, что вспомогательный трос-проводник с грузом позволяет легче контролировать спуск спасателя и последующий подъем.

Метод прямой высадки

Второй метод больше подходит для моторных судов: отсутствие мачт, парусов и такелажа снижает риск запутывания троса. Также этот метод годится для судов длиной от 10 метров: размеры и масса делают их достаточно устойчивой площадкой, на которую нацеливается пилот. Первоначальный подлет выглядит похоже, но вам не опускают трос с грузом — пилот вертолета просто занимает позицию над судном и опускает спасателя почти до уровня воды. Оператор лебедки подсказывает пилоту, куда двигаться, буквально сантиметр за сантиметром, так что спасатель может опуститься прямо на кормовую платформу (как это было в нашем случае) или, на более крупных судах, — на флайбридж.

На небольших вертолетах, которые сейчас преимущественно используют как спасательные, у пилота есть хоть и ограниченная, но возможность видеть лодку. Более старые вертолеты Sikorsky настолько крупные, что когда машина зависает над лодкой, пилот фактически находится не над судном, а впереди, поэтому его действия полностью зависят от инструкций оператора лебедки.

Поможем береговой охране

В заключение — наша благодарность береговой охране пролива Солент и потрясающей команде работавшего с нами вертолета. Отдельное спасибо Essex Shipyard за предоставленную нам для тренировки яхту Fairline Targa 38.

И еще один момент… Береговая охрана нуждается в регулярной практике, и вы вполне можете оказаться полезными спасателям. Когда с вами свяжутся по УКВ и попросят «ассистировать» во время тренировок по отработке действий при спасании, не отказывайтесь от такой впечатляющей возможности. Поверьте, это может стать одним из самых захватывающих приключений в вашем яхтенном опыте. Не говоря уже о том, что каждому яхтсмену полезно знать, как на практике происходит сложная спасательная операция при помощи вертолета.  

Новости

Субботний вечер. И вот опять...

Солист легендарной группы «Секрет» Максим Леонидов, «Балет парусов», «Национальная парусная лига», губернаторский смотр яхт, фотовыставки и мастер-классы... В Петербурге продолжается насыщенная событиями «Балтийская яхтенная неделя»

Новости

Завершилась десятая Ярмарка продаж яхт и катеров «Водный мир»

С 5 по 7 июля 2019 года на территории «Международного Московского Яхтенного Порта» проходила X Ярмарка продаж яхт и катеров «Водный мир», вызвавшая огромный интерес у посетителей.

Новости

Новый выпуск вышел из печати!

Свежий номер (№ 58) журнала Motor Boat & Yachting Russia вышел из печати.
По теме

Фокус бизнеса — отдых

Американский производитель навигационного оборудования компания Garmin стремится стать лидером во всех направлениях своей деятельности.После 25 лет роста в морском секторе она вплотную приблизилась к этой цели.

Борьба со стихией

Американские горки - это, по-вашему, страшно? Предлагаем стать членом экипажа датского пожарного судна и подумать еще раз.

Едем тише, копаем глубже

Технический прогресс движется с ошеломляющей скоростью. И нередко бывает так, когда только-только появившиеся новинки тут же встречают живой отклик участников рынка. Ранее мы уже упоминали о приводе VP Forward Drive. Теперь же рассмотрим агрегат внимательнее.

Удача или глупость?

Все мы совершаем ошибки, только некоторые, похоже, не учатся на своих собственных.