Испанский путь

7000 километров исключительной береговой линии и чудесный климат обеспечили Испании место среди лучших стран Средиземноморского региона в плане яхтинга. Но может ли здоровая индустрия держаться только на этом?

Текст Антон Черкасов

Сдавних времен Великой империи и Непобедимой армады в крови испанцев все еще теплится любовь к судоходству, хотя ее изрядно потеснил футбол, и морская культура страны тихо катится под уклон. Если отбросить войны и диктатуру Франко, то за последние 20 лет спад в отрасли проявился наиболее сильно. Экономические потрясения и неудачная налоговая политика привели к тому, что произведенные в Испании лодки теперь редко увидишь за пределами страны, а владельцы крупных яхт до недавнего времени отказывались от живописных маршрутов вдоль Коста-Бравы в пользу иных регионов.

Общая картина

Большинство испанских верфей — маленькие компании, и производят они небольшие, преимущественно традиционные суда, спрос на которые на внутреннем рынке остается более или менее постоянным. Традиционные рыбацкие йауты, катера-RIB и надувная «мелочь» составляют львиную долю продаж на домашнем рынке в первую очередь из-за того, что до последнего времени для них было гораздо проще и дешевле найти стоянку. Ряд более крупных компаний с брендами вроде Rodman, Astondoa, Belliure, Faeton и Menorquin/Sasga выпускает круизные яхты и даже успешно экспортирует их в другие страны Евросоюза, однако объемы экспорта значительно меньше, чем у лидирующих французских, итальянских и британских верфей. Сегодня в стране остался лишь один производитель морских двигателей Solé, который к тому же использует блоки Mitsubishi, Nissan и Deutz.

«Большинство наших верфей строят лодки длиной от 2,5 до 20 м, хотя бывают и крупные заказы, но никто не выпускает более 2–3 корпусов в год, — поясняет Компани Марторей, президент Ассоциации яхтенной индустрии Испании (ADIN). — К сожалению, по сравнению с крупными индустриальными ассоциациями ключевых европейских стран, ADIN слишком мала и с трудом оказывает влияние на правительство. У наших членов слишком маленькие бюджеты, чтобы совместно развернуть мощную деятельность, плюс существуют проблемы в плане организации и взаимного доверия. В итоге в стране долгое время практически отсутствовали целевые программы по развитию яхтинга и увеличению экспорта».

Яхтинг и государство

Испанские законы настолько несовершенны, что производителям очень трудно выполнить все экспортные требования.

"С одной стороны, государство готово частично оплачивать издержки верфей по выходу на североамериканский рынок, — поясняет Марторей, — но объем поддержки не превышает 20%, тогда как оставшиеся 80% все равно являются непосильным грузом для большинства производителей. Например, чтобы участвовать в генуэзской выставке, нам нужно собрать минимум семь компаний. Тогда государство покроет 40% расходов, но бюджеты маленьких верфей не выдерживают и этого".

Помимо ADIN, в Испании работает относительно молодая Национальная ассоциация морских компаний (ANEN), которая также пытается продвигать яхтинг в качестве недорогого семейного отдыха, поскольку большая часть населения живет в рамках стереотипа, будто это удел исключительно богачей. Одно из важнейших направлений работы ANEN — лоббирование снижения налогового бремени на владельцев яхт.

Мешают развитию индустрии также и внутренние политические и экономические противоречия между регионами Испании, а государство заинтересовано в импорте продукции исключительно за пределы Евросоюза. В этом есть резон, поскольку соревноваться с соседями, которые производят и продают в десять раз больше яхт, очень сложно.

Яхтенный туризм

Вместо развития индустрии Испания сконцентрировалась на туризме и пытается реализовать свой географический потенциал за счет развития яхтенной инфраструктуры и чартера, чтобы привлечь на свою территорию как можно больше гостей, особенно тех, кто приходит на суперяхтах.

Самыми популярными яхтенными центрами страны являются Коста-Брава, Валенсия, Барселона, Аликанте и, конечно же, Балеарские острова. Здесь оживленно не только летом, но и зимой, поскольку не ушедшие на Карибы суперяхты предпочитают дожидаться сезона в крупных городах, где есть необходимый сервис и не скучно команде. Количество причальных мест для крупных прогулочных судов в стране перевалило за тысячу, и в начале ноября я лично наблюдал в Барселоне такие известные суперяхты, как ISA Papi du Padi, Lürssen Hermitage и Amels Sea Rhapsody. Кстати, там же сейчас стоит на ремонте классическая яхта Тары Гетти Blue Bird, а самыми известными компаниями, оказывающими услуги рефита, являются Astilleros de Mallorca и Marina Barcelona.

Статистика

2014 год принес хорошие перемены для всей яхтенной индустрии Испании. За первые 9 месяцев было продано на 4% меньше яхт, однако их общая стоимость выросла на 13% (171 млн евро). По данным Генерального директората морского флота Испании (DGMM), с января по сентябрь было зарегистрировано на 12,8% больше прогулочных судов (3756 шт., пик регистрации традиционно приходится на июль), чем за тот же период 2013 года, и лидируют в этом плане по-прежнему Каталония, Андалусия и Балеарские острова.

Наибольшим спросом в стране пользуются лодки длиной до 8 м; вместе с гидроциклами они составляют 90% регистрируемого флота. За девять месяцев 2014 года был отмечен существенный рост регистрации новых яхт длиной 12–16 м (29%), однако их общее число не превысило сотню. По статистике в Испании наиболее популярны моторные яхты (42% регистрируемых судов), но в прошлом году их немного нагнали парусники (21%). Вторичный рынок также пришел в движение, и объем повторной регистрации вырос в среднем на 10–20%.

Сдвинулся с мертвой точки и чартер: с января по сентябрь 2014 года было арендовано более 350 судов — это даже больше, чем в докризисном 2007 году! Причиной такого скачка стала отмена непопулярного налога 12% на роскошь, который был введен в 2009 году и распространялся на все чартерные яхты длиной свыше 24 м. Теперь в территориальных водах Испании работает в два раза больше крупных яхт, чем в 2013 году, и их флот продолжает расти. Более того, недавно был отменен закон, заставлявший работающие на территории Испании чартерные яхты длиной более 45 футов иметь флаг одной из стран Евросоюза, и многие компании вздохнули с облегчением.

Будущее

Три года назад яхтенная выставка в Барселоне — пожалуй, самое значимое яхтенное событие страны — переехала из сухих павильонов в марину Порт Велл, и это послужило серьезным стимулом. В октябре 2014 года там показали около 650 яхт и зафиксировали более 54 000 посетителей. Среди них оказалось не менее трети профессионалов, много французов, немцев, англичан и наших соотечественников, которые уже давно полюбили Испанию за прекрасную природу и, что более существенно, за относительно недорогую недвижимость. На боат-шоу витали оптимистичные настроения, и специалисты единодушно отмечали, что яхтенная индустрия Испании в 2014 году подала новые признаки жизни, как и экономика страны в целом.

Есть и другая приятная новость: Конгресс депутатов принял поправки к закону, которые освобождают от необходимости иметь лицензию на управление моторными судами длиной до 5 м с двигателем до 15 л. с. и парусниками длиной до 6 м, при условии, что они используются в светлое время суток и на удалении не более 2 миль от марины. Наблюдая пример Германии, где отмена прав привела к взрывному росту продаж в сегменте малых судов, испанские производители надеются ощутить тот же эффект и увидеть оживление парусных школ.

Если в ближайшее десятилетие мир не накроет очередной глобальный кризис, у нас появится интересная возможность проследить, как эволюционная кривая яхтенной индустрии Испании устремится вверх. Несмотря на многочисленные трудности, испанцы смогли добиться отмены неразумных налогов и убедить государство в том, что популяризация яхтинга в перспективе принесет в казну гораздо больше денег, чем драконовские поборы. Хороший пример для подражания, не так ли? 

Яхты

Princess F70

На Каннском яхтенном фестивале Princess Yachts провела мировую премьеру Princess F70 — новой флагманской модели своего флайбриджного флота.

Стиль жизни

Виртуальные реалии

Представляя свою продукцию, компания Glancy Fawcett широко использует технологии виртуальной реальности.

Оборудование

Счет за электричество

Крупнейшая выставка оборудования и материалов для производства прогулочных судов METS Trade — это не только место для поиска поставщиков, но и главная сцена, на которой обсуждают проблемы и перспективы яхтенной индустрии.
По теме

Мошенничество на миллион

Общий тюремный срок в 14 лет получили трое мужчин за мошенничество в отношении Princess Yachts на сумму более £1млн.

Проверено морем

После выставки в Каннах в прошлом году мы искали варианты моторной яхты для хорошего друга. При выборе новой лодки бывает полезно посмотреть, как себя «чувствуют» такие же, но уже походившие по морям. И нам попалась именно такая — траулер Selene 66, у которой за кормой больше 22 тысяч миль!

По ту сторону планеты

Писать о яхтенной индустрии Австралии довольно занятно: австралийцы — отличные яхтсмены, но просьба с ходу назвать какой-нибудь австралийский бренд обычно вызывает легкое замешательство. Давайте разбираться, на чем же стоит яхтенная репутация страны.

По ту сторону Канала

Со времен колониальной эпохи, когда «неприступными стенами Британии были деревянные борта ее кораблей», минуло много лет, но тесная связь этого островного государства с морем не прерывается. Про английскую яхтенную индустрию написаны сотни статей, посему в этом небольшом обзоре мы коснемся лишь самых свежих тенденций.