Испанский путь

7000 километров исключительной береговой линии и чудесный климат обеспечили Испании место среди лучших стран Средиземноморского региона в плане яхтинга. Но может ли здоровая индустрия держаться только на этом?

Текст Антон Черкасов

Сдавних времен Великой империи и Непобедимой армады в крови испанцев все еще теплится любовь к судоходству, хотя ее изрядно потеснил футбол, и морская культура страны тихо катится под уклон. Если отбросить войны и диктатуру Франко, то за последние 20 лет спад в отрасли проявился наиболее сильно. Экономические потрясения и неудачная налоговая политика привели к тому, что произведенные в Испании лодки теперь редко увидишь за пределами страны, а владельцы крупных яхт до недавнего времени отказывались от живописных маршрутов вдоль Коста-Бравы в пользу иных регионов.

Общая картина

Большинство испанских верфей — маленькие компании, и производят они небольшие, преимущественно традиционные суда, спрос на которые на внутреннем рынке остается более или менее постоянным. Традиционные рыбацкие йауты, катера-RIB и надувная «мелочь» составляют львиную долю продаж на домашнем рынке в первую очередь из-за того, что до последнего времени для них было гораздо проще и дешевле найти стоянку. Ряд более крупных компаний с брендами вроде Rodman, Astondoa, Belliure, Faeton и Menorquin/Sasga выпускает круизные яхты и даже успешно экспортирует их в другие страны Евросоюза, однако объемы экспорта значительно меньше, чем у лидирующих французских, итальянских и британских верфей. Сегодня в стране остался лишь один производитель морских двигателей Solé, который к тому же использует блоки Mitsubishi, Nissan и Deutz.

«Большинство наших верфей строят лодки длиной от 2,5 до 20 м, хотя бывают и крупные заказы, но никто не выпускает более 2–3 корпусов в год, — поясняет Компани Марторей, президент Ассоциации яхтенной индустрии Испании (ADIN). — К сожалению, по сравнению с крупными индустриальными ассоциациями ключевых европейских стран, ADIN слишком мала и с трудом оказывает влияние на правительство. У наших членов слишком маленькие бюджеты, чтобы совместно развернуть мощную деятельность, плюс существуют проблемы в плане организации и взаимного доверия. В итоге в стране долгое время практически отсутствовали целевые программы по развитию яхтинга и увеличению экспорта».

Яхтинг и государство

Испанские законы настолько несовершенны, что производителям очень трудно выполнить все экспортные требования.

"С одной стороны, государство готово частично оплачивать издержки верфей по выходу на североамериканский рынок, — поясняет Марторей, — но объем поддержки не превышает 20%, тогда как оставшиеся 80% все равно являются непосильным грузом для большинства производителей. Например, чтобы участвовать в генуэзской выставке, нам нужно собрать минимум семь компаний. Тогда государство покроет 40% расходов, но бюджеты маленьких верфей не выдерживают и этого".

Помимо ADIN, в Испании работает относительно молодая Национальная ассоциация морских компаний (ANEN), которая также пытается продвигать яхтинг в качестве недорогого семейного отдыха, поскольку большая часть населения живет в рамках стереотипа, будто это удел исключительно богачей. Одно из важнейших направлений работы ANEN — лоббирование снижения налогового бремени на владельцев яхт.

Мешают развитию индустрии также и внутренние политические и экономические противоречия между регионами Испании, а государство заинтересовано в импорте продукции исключительно за пределы Евросоюза. В этом есть резон, поскольку соревноваться с соседями, которые производят и продают в десять раз больше яхт, очень сложно.

Яхтенный туризм

Вместо развития индустрии Испания сконцентрировалась на туризме и пытается реализовать свой географический потенциал за счет развития яхтенной инфраструктуры и чартера, чтобы привлечь на свою территорию как можно больше гостей, особенно тех, кто приходит на суперяхтах.

Самыми популярными яхтенными центрами страны являются Коста-Брава, Валенсия, Барселона, Аликанте и, конечно же, Балеарские острова. Здесь оживленно не только летом, но и зимой, поскольку не ушедшие на Карибы суперяхты предпочитают дожидаться сезона в крупных городах, где есть необходимый сервис и не скучно команде. Количество причальных мест для крупных прогулочных судов в стране перевалило за тысячу, и в начале ноября я лично наблюдал в Барселоне такие известные суперяхты, как ISA Papi du Padi, Lürssen Hermitage и Amels Sea Rhapsody. Кстати, там же сейчас стоит на ремонте классическая яхта Тары Гетти Blue Bird, а самыми известными компаниями, оказывающими услуги рефита, являются Astilleros de Mallorca и Marina Barcelona.

Статистика

2014 год принес хорошие перемены для всей яхтенной индустрии Испании. За первые 9 месяцев было продано на 4% меньше яхт, однако их общая стоимость выросла на 13% (171 млн евро). По данным Генерального директората морского флота Испании (DGMM), с января по сентябрь было зарегистрировано на 12,8% больше прогулочных судов (3756 шт., пик регистрации традиционно приходится на июль), чем за тот же период 2013 года, и лидируют в этом плане по-прежнему Каталония, Андалусия и Балеарские острова.

Наибольшим спросом в стране пользуются лодки длиной до 8 м; вместе с гидроциклами они составляют 90% регистрируемого флота. За девять месяцев 2014 года был отмечен существенный рост регистрации новых яхт длиной 12–16 м (29%), однако их общее число не превысило сотню. По статистике в Испании наиболее популярны моторные яхты (42% регистрируемых судов), но в прошлом году их немного нагнали парусники (21%). Вторичный рынок также пришел в движение, и объем повторной регистрации вырос в среднем на 10–20%.

Сдвинулся с мертвой точки и чартер: с января по сентябрь 2014 года было арендовано более 350 судов — это даже больше, чем в докризисном 2007 году! Причиной такого скачка стала отмена непопулярного налога 12% на роскошь, который был введен в 2009 году и распространялся на все чартерные яхты длиной свыше 24 м. Теперь в территориальных водах Испании работает в два раза больше крупных яхт, чем в 2013 году, и их флот продолжает расти. Более того, недавно был отменен закон, заставлявший работающие на территории Испании чартерные яхты длиной более 45 футов иметь флаг одной из стран Евросоюза, и многие компании вздохнули с облегчением.

Будущее

Три года назад яхтенная выставка в Барселоне — пожалуй, самое значимое яхтенное событие страны — переехала из сухих павильонов в марину Порт Велл, и это послужило серьезным стимулом. В октябре 2014 года там показали около 650 яхт и зафиксировали более 54 000 посетителей. Среди них оказалось не менее трети профессионалов, много французов, немцев, англичан и наших соотечественников, которые уже давно полюбили Испанию за прекрасную природу и, что более существенно, за относительно недорогую недвижимость. На боат-шоу витали оптимистичные настроения, и специалисты единодушно отмечали, что яхтенная индустрия Испании в 2014 году подала новые признаки жизни, как и экономика страны в целом.

Есть и другая приятная новость: Конгресс депутатов принял поправки к закону, которые освобождают от необходимости иметь лицензию на управление моторными судами длиной до 5 м с двигателем до 15 л. с. и парусниками длиной до 6 м, при условии, что они используются в светлое время суток и на удалении не более 2 миль от марины. Наблюдая пример Германии, где отмена прав привела к взрывному росту продаж в сегменте малых судов, испанские производители надеются ощутить тот же эффект и увидеть оживление парусных школ.

Если в ближайшее десятилетие мир не накроет очередной глобальный кризис, у нас появится интересная возможность проследить, как эволюционная кривая яхтенной индустрии Испании устремится вверх. Несмотря на многочисленные трудности, испанцы смогли добиться отмены неразумных налогов и убедить государство в том, что популяризация яхтинга в перспективе принесет в казну гораздо больше денег, чем драконовские поборы. Хороший пример для подражания, не так ли? 

Новости

Абсолютный рекорд продолжительности сотрудничества

Марка Škoda уже 26-й год поддерживает чемпионат мира по хоккею IIHF, который в этом году проходит в Дании с 4 по 20 мая.​ В 2017 году сотрудничество между чешским брендом и Международной федерацией хоккея на льду было занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самое продолжительное в истории мировых спортивных состязаний.

Новости

Ulysse Nardin и PROyachting: продолжение партнерства

Легендарная швейцарская часовая мануфактура Ulysse Nardin и ведущий российский яхтенный проект PROyachting в рамках партнерского соглашения на сезон-2018 учредили главный приз в серии регат Wednesday Night Race — часы серии Marine Torpilleur.

Новости

За лодкой — на "Водный мир"

В период с 29 июня по 1 июля 2018 года на территории Международного Московского Яхтенного Порта (Московская обл., г. Долгопрудный) уже в девятый раз будет проходить ежегодная ярмарка продаж яхт и катеров «Водный мир», организованная Яхт-клубом МРП и Международным Московским Яхтенным Портом.
По теме

Новинка от отечественного производителя

Компания Baikal Yachts Group представила в январе 2016 года новую разработку - яхту Baikal 16, которая сочетает в себе мореходные качества траулерных яхт и внутреннее пространство хаусбота.

Гарантия спасения?

Игрок на рынке спасательного оборудования претендует на приоритет в создании персонального маячка с GPS-навигацией.

Плата за комфорт

Наш аппетит в отношении комфорта на борту яхты не знает границ. Но как поведут себя этакие плавучие хоромы на волнении?

За дальним пределом

Чем интересна первая суперяхта Amels Limited Editions 242 с необычным названием Plvs Vltra?