Гарантия спасения?

Как помочь человеку за бортом? Если вы сразу заметили, что кто-то упал за борт, и мгновенно выполнили прописанный в учебниках разворот Уильямсона, то все еще не так страшно. Но представьте, что с момента падения прошло несколько минут, да еще и дело было ночью! В любой из этих ситуаций первоочередная задача — определить точное местонахождение в воде человека.

Семь лет назад мы тестировали несколько систем обнаружения и поразились, насколько трудно бывает отыскать выпавшего с летящей на 20 узлах лодки пассажира, даже если это происходит в условиях контролируемого эксперимента. А на 30 узлах проблема становится гораздо серьезнее: голова человека тотчас пропадает из виду даже среди небольших волн.

Шансы выжить в ледяной воде северных морей у выпавшего за борт человека сокращаются с каждой минутой, поэтому любое устройство, повышающее вероятность спасения в короткий срок, представляется весьма полезным, - Хьюго Андреа.

В 2007 году самой эффективной системой оказался простой радиомаяк марки Sea Marshall. С тех пор на рынке появились более современные приложения, использующие технологию AIS, а недавно обозначился новый игрок с принципиально иным подходом.

На выставке в Дюссельдорфе немецкая компания Seareq представила систему MOBOS (Man-Overboard-Operating-System), заявив, что это первое в своем роде устройство с GPS-навигацией применительно к ситуации «человек за бортом». В отличие от обычных персональных маячков или AIS-маркеров, которые посылают сигнал спасательным службам и судам поблизости, MOBOS уведомляет капитана лодки, с которой выпал человек, и направляет судно в нужную точку. Seareq уже разработала подобную систему под названием ENOS (Electronic Rescue and Locating System) для дайверов, которые всплывают на поверхность далеко от дайв-бота.

MOBOS действует по тому же принципу, но помимо ручной активации, имеет срабатывающий в воде автоматический триггер, связанный с самонадувающимся спасательным жилетом. Активированный маячок немедленно передает сигнал тревоги ультравысокой частоты (УВЧ, 300–3000 МГц) на специальный бортовой приемник, а встроенный GPS-приемник начинает искать сигнал спутника, что обычно занимает около 40 секунд. На судне срабатывает аварийная сигнализация, а приемник, получив координаты с маячка, производит вычисления и прокладывает к нему курс с указанием направления первого поворота, расстояния, места лодки и маячка.

В отличие от других систем, MOBOS не оповещает спасателей и окружающие суда, поэтому, если лодка тонет и на борту никого не осталось, толку от устройства мало.

Критики также указывают, что о падении человека за борт обязательно должна знать береговая охрана и другие суда независимо от того, что в 99% случаев спасти выпавшего за борт пассажира можно самостоятельно. Со своей стороны Seareq заявляет, что в случае неуверенности в собственных силах капитан легко может подать сигнал Mayday по цифровой УКВ-рации, содержащий точные координаты выпавшего за борт пассажира.

Приемник MOBOS поставляется в стационарной или мобильной версии, причем вторая будет весьма кстати для капитанов или владельцев нескольких судов: с устройством, если требуется, можно перейти на тендер и нет нужды втискивать его в заполненную электроникой приборную панель.

Радиус действия сигнала УВЧ меньше, чем УКВ, однако для этого диапазона не требуются длинные антенны, а сигнал лучше проходит через физические преграды, поэтому приемник может находиться внутри рубки. УВЧ-передатчики потребляют больше энергии по сравнению с УКВ, но, учитывая конкретную область применения, это не так критично.

Каждый приемник MOBOS способен отслеживать множество маячков, поэтому практических ограничений по числу членов экипажа нет. Стоимость ресивера составляет £1200, а каждый маячок обойдется еще в £480. Цена по сравнению с традиционными персональными маркерами достаточно высокая, однако эти вложения могут оказаться весьма полезными для людей, проводящих много времени в открытом море, способных к самостоятельным действиям в аварийной ситуации, но желающих подстраховаться.

Радиоконтакт

Эти системы работают на принципе сохранения непрерывной радиосвязи между бортовым приемником и передатчиком в маячке. Если контакт теряется, срабатывает сигнализация, и на картплоттере ставится реперная точка.

Преимущества: простота, компактные передатчики, низкая стоимость.

Недостатки: реперная точка на карте показывает лишь положение судна на момент разрыва связи, а не то место, где находится человек. Сильный ветер, течение и плохая видимость сильно затрудняют поиск.

Устройства: Raymarine LifeTag, NASA MOBi.

Системы DSC

Эти независимые персональные маячки автоматически посылают сигнал MOB Mayday и координаты GPS по 70 каналу УКВ с избирательным цифровым вызовом на все суда, находящиеся в этом районе. Для достижения максимального покрытия сообщение повторяется по 16-му каналу с автоматической голосовой записью.

Преимущества: сигнал передается не на одно, а на все суда в зоне покрытия, не требуется специальный приемник.

Недостатки: ограниченный радиус действия УКВ, не отмечает положение человека на картплоттере.

Устройства: Sea Marshall V100.

Системы AIS

Персональные AIS-маячки посылают сигнал на все оснащенные соответствующими приемниками суда в радиусе четырех миль. Каждый маячок имеет собственный GPS-приемник и транслирует полученные координаты. Некоторые из этих устройств совмещают AIS и DSC для увеличения зоны покрытия.

Преимущества: любое судно с AIS-приемником в радиусе четырех миль получает точку, в которой находится человек, прямо на картплоттер.

Недостатки: ограниченный радиус действия, сигнал могут принимать только суда, оборудованные AIS.

Устройства: Marine Rescue Technologies sMRT V10, McMurdo Smartfind S10/S20.

Системы 121,5 МГц

В отличие от персональных маячков, которые посылают сигнал в спасательные службы на общепринятой мировой частоте 406 МГц, эти маячки используют более локальную частоту 121,5 МГц, чтобы привести спасателей и потерявшее пассажира судно в нужную точку. Для увеличения зоны действия некоторые системы совмещены с AIS.

Преимущества: быстрый и надежный сигнал легко отслеживается ресивером.

Недостатки: необходим специальный приемник и антенна на борту поискового судна.

Устройства: Marine Rescue Technologies Crewguard, Sea Marshall SARfinder 1003 MOB locator.

Яхты

С именем ракеты

На яхтенной выставке в Дюссельдорфе прошла премьера Pershing 8X — быстроходной моторной яхты с корпусом из углепластика и обилием новаторских решений.

Новости

Живи жизнью!

Премьерный показ масштабной ретроспективы в Москве показал, что выставка Фриды Кало и Диего Риверы — важное событие для культурной жизни столицы, и теперь на протяжении двух месяцев она будет радовать петербуржцев и гостей города на Неве.

Яхты

В пику плоским утюгам

«Такая только у меня и у Майкла Джексона», — говорил о своем автомобиле Lincoln Town Car первого поколения Космос Холмогоров, герой культового отечественного сериала. А вот Роберто Кавалли, маститый модельер из мира haute couture, может однозначно утверждать, что такой яхты, как его CCN Freedom, нет больше ни у кого.
По теме

Если все не так...

Яхтинг — не самое стрессовое занятие, за исключением финального аккорда — швартовки в марине. Ранее мы выясняли, как максимально просто ошвартоваться. Но даже самые матерые из нас не застрахованы от ошибок, поэтому здесь мы рассмотрим варианты действий на случай, если все пошло не так, как намечалось.

Дорого и медленно?

Дэвид Марш: За сталью закрепилась репутация материала, пригодного исключительно для тихоходных судов, но дизайнерам и строителям скоростных лодок стоит учитывать ее плюсы.

О флотской чарке

Эти заметки не претендуют на абсолютную полноту исследования, но являются лишь фрагментами пестрого мозаичного полотна, дополняя собой всеобщую историю флота. Какие-то зарисовки вам могут показаться любопытными, и тогда я сочту свою миссию выполненной.

Испанский путь

7000 километров исключительной береговой линии и чудесный климат обеспечили Испании место среди лучших стран Средиземноморского региона в плане яхтинга. Но может ли здоровая индустрия держаться только на этом?