На RIB’е за рыбой

Я прошел свой путь «эволюции рыболова» — от деревянной гребной лодки, нескольких «резинок» и «Прогресса» с «Вихрем» до современных надувных лодок с мотором иностранного производства. Все это было в моей жизни и постепенно сменилось двумя катерами длиной 5,5 и 9 м, с запасом топлива более сотни литров, на которых уже можно совершать дальние походы с комфортной ночевкой на борту. Я мог бы назвать это плановым развитием, однако… И сегодня я часто выхожу на воду не на катере с парой сотен «лошадей» на транце, а на небольшой лодке со скромным подвесником мощностью 20 л. с. Впрочем, такую я выбирал вполне осознанно и под конкретные задачи.

Автор Дмитрий Матвеев

Там, где круизер не пройдет

Серьезная проблема владельцев больших катеров — отсутствие удобных для спуска лодки мест. Парадоксально, но даже на популярных у рыболовов базах, куда они приезжают десятками и даже сотнями, нет хороших слипов. Потому спуск и подъем катера требует не только мощного автомобиля, но и мастерства водителя. Наверное, такую ситуацию можно счесть «производной» от дорог, которые вблизи крупных городов все же стали строить.

Но не только отсутствие спусков зачастую ставит под сомнение целесообразность использования большой лодки в конкретном месте. Дефицит причальных мест при сложном подходе непосредственно к берегу — проблема не меньшая. В наших северных широтах далеко не везде преобладает песчаное дно, а кто захочет пробить корпус на камнях?! Фактически единственный выход — оставлять лодку на оборудованной стоянке и уже оттуда совершать переходы к интересным местам. Но и это не всегда возможно. Во-первых, часть таких мест изолированы или труднодоступны с «большой воды», во‑вторых, нет смысла держать катер там, куда приезжаешь всего пару раз в году.

В одном из выпусков МВМ я рассказывал о поездке в Карелию, в районы разливов озер зоны Беломорканала. В таких местах на большой лодке попросту не развернуться: акватория ограничена, много мелей, велик риск налететь на камни — обставлен лишь основной фарватер. Лодку на воду легко не спустить, стоять особенно негде, у берега предельное мелководье…

Отсутствие удобных спусков к воде осложняет использование больших лодок для рыбалки

Тогда мы передвигались на надувных лодках, а этот вид водного транспорта при некоторых преимуществах имеет и существенные недостатки. Главное достоинство — возможность перевозки в багажнике — реализуется с натяжкой. То есть перевозить, конечно, можно, но с учетом мотора, снастей, припасов и всего остального места для рыболовов в машине попросту не остается. Да и ходовые качества надувной лодки длиной даже 4 м далеки от желаемых. Скорость низкая, волну держит плохо, туча брызг.

Моя «любовь» к надувным лодкам закончилась несколько лет назад во время перехода проливом Бьеркезунд (Финский залив). Тогда дунул шквал, но волна, впрочем, не поднялась более метра. При движении по волне в какой-то момент моя надувная лодка (3,8 м) просто скатилась вниз и врезалась в основание следующей волны. Спустя мгновение на нос хлынул поток воды и моментально залил кокпит. Конечно, никакой угрозы затопления не было — стоило немного прибавить оборотов, как большая часть воды тут же вылилась через транец, захватив с собой несколько приманок и что-то еще, а остатки минут через пять ушли через сливной клапан. Все бы ничего, только на пайоле лежала сумка с моим фотоаппаратом и сменный, весьма недешевый объектив. В результате комплект стоимостью больше 80 тыс. руб. мгновенно «захлебнулся». Отремонтировать его не удалось и пришлось отдать за копейки на запчасти.

И сегодня во время частых путешествий со мной всегда довольно дорогая камера. Мы с командой ловим и спиннингом у берега, и «на дорожку», и полноценным троллингом в определенных местах занимаемся — и снимаем все это. Только пользуемся теперь лодками другого типа.

RIB для неофитов

Я помню, какую массированную информационную атаку начали в СМИ производители RIB’ов 12–15 лет назад, продвигая тогда еще довольно новый для нашего рынка тип лодок. Некий симбиоз надувной лодки и обычного катера! Десятки статей в журналах, тест-драйвы, показы на выставках, массовые соревнования. Однако и спустя десять лет этих лодок не стало заметно больше на водоемах. Почему? На этот вопрос у меня нет ответа. Видимо, должно пройти больше времени, чтобы сообщество полностью восприняло RIB’ы, а возможно, этого не случится никогда. Но многие мои друзья, кто начинал на «классической» надувнушке, уверяли, что надоели им «резинки», они хотят жесткий корпус, и пересаживались на катера (неважно, алюминиевые или пластиковые).

Действительно, многие воспринимают RIB скорее как надувную лодку, хотя, если говорить о ходовых качествах, она ближе к катеру. И потому мой выбор пал именно на RIB. Моя задача — без особых затруднений доставить лодку на место и спустить на воду даже в труднодоступном месте. При этом на маленьких водоемах и речках я бываю редко, чаще мы путешествуем по крупным озерам и заливу среди островов и в шхерах. То есть в местах, граничащих с открытой акваторией, когда случаются переходы по открытой воде. Поэтому требования к мореходности лодки самые серьезные, да еще в сочетании с мобильностью и легкостью.

Небольшой RIB дает такую возможность. Лодка легкая: достаточно вплотную подъехать к воде, и можно вынести ее на руках. Перевозка на трейлере освобождает багажник автомобиля от многих вещей, включая двигатель (устанавливать мотор при транспортировке обычной надувной лодки не рекомендуется). Преимущества и в расходе топлива на суше: для транспортировки не требуется мощный автомобиль, а расход на трассе в целом заметно меньше, чем при перевозке лодки даже 5,5 м. Сравнивать RIB’ы по расходу топлива на воде с большими лодками не буду: безусловно, 20 л. с. и 200 л. с. — не одно и то же. Только мощные катера служат своим целям, и это отдельная история.

Многие ошибочно воспринимают RIB просто как вариант надувной лодки

По ходовым качествам корректнее сравнивать RIB’ы с лодками близкой мощности. И тут у лодок с жестко-надувным корпусом проявляется ряд существенных преимуществ. Жесткий корпус обладает всеми мореходными качествами полноценного катера. Углубляться в различия между стеклопластиком и легким сплавом здесь не будем, но о своих предпочтениях скажу. Пластик позволяет получить более «отточенные» обводы (выгода в скорости и мореходности), мягче воспринимает удары волны, не «звенит» (комфорт), его легче ремонтировать… По совокупности всех обстоятельств я и предпочитаю стеклопластик.

Однако, независимо от материала корпуса, преимущества жесткого днища перед днищем лодки надувной (даже если оно само надувное) замечаешь сразу. На тест-драйвах среди динамических характеристик отмечают время выхода на глиссирование и скорость при различной загрузке. Безусловно, эти параметры важны, и все же для комфортного путешествия в первую очередь я рассматриваю мореходность, остойчивость, надежность и удобство. Очевидно, что лодка-RIB с выверенной геометрией корпуса и правильными реданами и при выходе на глиссирование, и по скорости даст фору классической надувной. Как следует из серии тестов, при сопоставимой массе и одинаковом подвесном моторе мощностью 15 л. с. RIB длиной 3,6 м быстрее обычной надувнушки на 10–15%, при этом разница в скорости растет вместе с нагрузкой. Следствие — лучшие показатели по части экономичности. У этих лодок выше маневренность, что позволяет лавировать среди волн, если уж случилось попасть в непогоду.

Преимущества жесткого днища перед днищем лодки надувной замечаешь сразу

Один из главных, на мой взгляд, недостатков классических надувнушек — высокая забрызгиваемость. Многие владельцы оборудуют свои лодки специальными «юбками» на носу, тем самым ухудшая доступ к этой части судна. Лодки-RIB по природе своей (килеватость 12–16°, конструкция крепления баллона к корпусу) «брызгаются» только на жесткой волне, и в них чувствуешь себя значительно комфортнее.

Наконец, небольшие размеры — преимущество перед крупными лодками. Можно забраться в самые сложные места: на каменные гряды, мелкие банки, в заросшие бухты или коряжник. Словом, туда, где часто скрывается рыба и шансы на ее поимку велики. В такие «райские кущи» на большом катере просто не зайти, а попасть туда можно, только пройдя значительное расстояние по открытой воде, иногда в условиях волнения.

Рыбалка с RIB’а

В большинстве случаев RIB я использую для спиннинговой рыбалки. Например, весенняя ловля кумжи — рыбы, которая держится у самого берега среди камней. Районы ее ловли находятся в 10–15 км от места старта, и большая часть пути пролегает по открытому заливу. Не менее интересна ловля щуки в закрытых бухтах, на грядах и мелях; нередко вместе со щукой там попадается и судак. Иногда мы заходим в устье крупных рек и их притоки, где тоже можно поймать достойную рыбу.

При ловле спиннингом человек, естественно, стоит. И здесь важно, чтобы лодка была более остойчивой. RIB за счет корпуса и баллонов дает эту остойчивость; кроме того, здесь легче маневрировать, если вдруг попадется крупная рыба.

Жесткий корпус RIB’а позволяет легко разместить мобильное оборудование для троллинга

Возможность установки держателей для удилищ и подсачника гарантирует сохранность спиннингов и катушек. Эхолот и плоттер еще более приближают лодку-RIB к полноценному катеру, но ее возможности не стоит переоценивать. Скажем, мой 4-метровый RIB удобен лишь для двух спиннингистов. Впрочем, и на лодке длиной 5–6 м ловить спиннингом втроем не слишком здорово.

Самый популярный, пожалуй, способ ловли на больших акваториях — троллинг. Он может быть очень эффективным в отдалении от берега, но и рыбалка в прибрежной зоне случается весьма нескучной. Для полноценного троллинга с использованием большого количества оснащения и оборудования давно перестали применять исключительно крупные катера — наши умельцы научились приспосабливать для этого и небольшие лодки. Устанавливают тарги под удилища, даунриггеры, вешают планерные катушки. Только здесь бывают свои «но».

Первое — все это оборудование требует места: чем больше предметов на борту, тем меньше места остается для рыболовов. Второе — установка тарги, к примеру, уродует лодку, попутно превращая ее в исключительно троллинговую, что не всегда оправдано. Жесткий корпус RIB’а в этом случае позволяет разместить мобильное и легкосъемное оборудование для троллинга. Небольшие планерные мачты, удилища можно расположить вдоль бортов, избавив себя от лишних затрат и потери и без того ограниченного места для тарги. Главное же преимущество — стоит убрать удилища, планерные мачты, и никто не догадается, что лодку используют для троллинга.

Таким образом, я могу заниматься троллингом на открытой воде, размещая все необходимое снаряжение, и легко переоборудовать лодку под ловлю спиннингом. Быстро перемещаться по водоему, заходить в труднодоступные места, продолжая активный поиск рыбы…

Опыт, сын ошибок

Что ни говори, опыт бесценен. Я часто встречаю непонимание со стороны новичков рыбалки (и не только) в отношении типов лодок. Немало наших рыболовов остаются в плену стереотипов; то, что предлагалось как одно из возможных решений, некоторые считают единственно верным. Так уж сложилось, что, помимо ловли хорошей рыбы, мне нравится разрушать эти стереотипы. Этим я и занимаюсь на страницах журналов и в своих телепрограммах. Рыбалка многогранна, существует немало способов ловли рыбы, а в рамках одного способа — ряд вариантов на выбор. То же можно сказать и о лодках.

А рыболовы… Одни предпочитают идти своим путем, совершая и исправляя собственные ошибки, другие безоглядно ориентируются на мнения экспертов. Какой бы вариант ни предпочли вы, главное — упорно двигаться к своей цели и помнить, что самая большая рыба еще впереди!

Новости

BENETEAU PROJECT E

Французская верфь Beneteau анонсировала выпуск в 2021 году двух уникальных яхт.

Новости

Audi quattro Winter Cup 2020

17 февраля на горнолыжном курорте «Роза Хутор» в Сочи прошла финальная гонка турнира Audi quattro Winter Cup 2020.

Яхты

Absolute 47 Fly

В качестве базовых критериев концепции этого проекта верфь выбрала свет и пространство.
По теме

Ты лети, моя акула

С недавних пор благодаря компании «Армия спорта» в России появилась весьма необычная и эффектная анималистическая водная «игрушка» по имени Seabreacher. Хотите узнать, как устроена и на что способна эта шустрая «рыбешка»?

Движимый солнцем

Компания Solarwave удачно реализовала технологию электродвижения на 62-футовой яхте.

Удочки веером

Тестируем Parker 750 Cabin Cruiser — новую модель универсального круизера, внешне не похожую на прежние модели Parker.

Капитан яхты: кто это?

Многие владельцы яхт толком даже не представляют, что входит в обязанности наемного капитана.