Квалификация капитана

Выходя в море на своей яхте, да еще с приглашенной командой, вы должны быть абсолютно уверены, что в любой ситуации на борту действия капитана и экипажа будут профессиональными и адекватными. Уверен, вы не сможете себе даже представить, что за штурвалом самолета, на котором вы летите с семьей, окажется пусть способный, но самозванец! А вот с яхтами такое случается сплошь и рядом.

Возможно, кто-то скажет, что это абсолютно разные случаи. Пусть так, но вопрос безопасности в плавании стоит весьма остро. Статистика пестрит печальными примерами не только в открытом море в шторм — это крайний случай, но прямо у берега и в хорошую погоду. Возможностей «почудить» на яхте достаточно. И дело не в том, что электронная навигация до безобразия разбаловала судоводителей: должность яхтенного капитана стала доступной почти любому, кому хватит смелости заявить работодателю, что он и есть тот капитан, который ему необходим.

Это относится не только к России, но практически ко всей Европе, за исключением, пожалуй, Англии. Не буду касаться и лодок длиной более 24 метров: там, как правило, работают настоящие профессионалы. 

"Ваш капитан — это лицо вашей яхты, особенно за границей"

Заметную лепту в снижение уровня профессионализма внесли различные американские школы, свободно раздающие капитанские «корочки». Обладателей таких сертификатов капитана в России, думаю, уже больше тысячи, английские лицензии наперечет, а некоторые владельцы удостоверений ГИМС даже плохо помнят, откуда взялись их документы.

Отдельная когорта капитанов — бывшие «адмиралы железного флота». На собеседовании они предъявляют кипу разных документов, что производит впечатление на работодателя. Только скромно умалчивают, что это учебные дипломы, либо рабочие, но просроченные. И уж точно они не помнят, когда последний раз проходили курсы повышения квалификации.

Все это сказано не для того, чтобы умалить профессиональные качества наших капитанов, среди которых немало умных и способных судоводителей: хочу обратить внимание владельцев яхт на необходимость ежегодного тренинга своих команд.

С разной степенью, но почти все худо-бедно справляются с управлением яхтой, а с остальными обязательными дисциплинами знакомы, как правило, на уровне догадок и действуют по наитию. Проложить маршрут на карте — именно проложить, а не нарисовать, определить свое место без подсказки электроники и просто оперативно вычислить расстояние для некоторых представляет сложность! О существовании правил радиообмена знают все, но многие понаслышке, и корректный радиообмен на английском — загадка для абсолютного большинства! А ведь капитан — это лицо вашей яхты, особенно за границей.

Аббревиатура STCW (Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers) знакома многим. Но о том, что эта международная конвенция предусматривает обязательный ежегодный курс для любого моряка, почему-то никто не задумывается. Когда ваш капитан его проходил? Скорее всего, никогда, а ведь от этого зависит ваша безопасность!

Еще один важный аспект — медицинская помощь. Яхта — это вам не вертолет, быстро вернуться в цивилизацию на ней не получится. Посему на борту должен быть кто-то, кто представляет, что делать в экстренной ситуации. Даже простое отравление или аллергия могут доставить серьезные неприятности в случае бездействия.

Хочу пожелать владельцам яхт грамотных капитанов, среди прямых обязанностей которых — подтверждать свои навыки и умения. А вы не должны забывать это требовать от капитана, хотя и собственные знания вам не помешают!

Новости

Вечера Чайковского в ресторане «Европа» Гранд Отеля Европа

Изысканный ужин в сопровождении классической музыки и балета станет незабываемым впечатлением о пребывании в Гранд Отеле Европа.

Стиль жизни

Недремлющее око

Красота и сияние кожи, отличное настроение, бодрость духа и готовность к покорению новых вершин, начинается с чистого и увлажненного воздуха.

Путешествия

От Леванте до Поненте

От шикарного Портофино до гостеприимных марин Ривьера ди Поненте… Лигурийское побережье не может оставить равнодушным.
По теме

Если все не так...

Яхтинг — не самое стрессовое занятие, за исключением финального аккорда — швартовки в марине. Ранее мы выясняли, как максимально просто ошвартоваться. Но даже самые матерые из нас не застрахованы от ошибок, поэтому здесь мы рассмотрим варианты действий на случай, если все пошло не так, как намечалось.

Приказано не перечить!

Борис Лашков: В результате неотрегулированных взаимоотношений владельца яхты и капитана могут возникнуть самые парадоксальные ситуации.

Удача или глупость?

Все мы совершаем ошибки, только некоторые, похоже, не учатся на своих собственных.

Yachtmaster: Спасение с воздуха

MBY продолжает публиковать серию материалов для тех, кто хочет улучшить свои шкиперские навыки и быть готовым к встрече с морем. Как действовать, если вас собираются спасать с яхты вертолетом?