Квалификация капитана

Выходя в море на своей яхте, да еще с приглашенной командой, вы должны быть абсолютно уверены, что в любой ситуации на борту действия капитана и экипажа будут профессиональными и адекватными. Уверен, вы не сможете себе даже представить, что за штурвалом самолета, на котором вы летите с семьей, окажется пусть способный, но самозванец! А вот с яхтами такое случается сплошь и рядом.

Возможно, кто-то скажет, что это абсолютно разные случаи. Пусть так, но вопрос безопасности в плавании стоит весьма остро. Статистика пестрит печальными примерами не только в открытом море в шторм — это крайний случай, но прямо у берега и в хорошую погоду. Возможностей «почудить» на яхте достаточно. И дело не в том, что электронная навигация до безобразия разбаловала судоводителей: должность яхтенного капитана стала доступной почти любому, кому хватит смелости заявить работодателю, что он и есть тот капитан, который ему необходим.

Это относится не только к России, но практически ко всей Европе, за исключением, пожалуй, Англии. Не буду касаться и лодок длиной более 24 метров: там, как правило, работают настоящие профессионалы. 

"Ваш капитан — это лицо вашей яхты, особенно за границей"

Заметную лепту в снижение уровня профессионализма внесли различные американские школы, свободно раздающие капитанские «корочки». Обладателей таких сертификатов капитана в России, думаю, уже больше тысячи, английские лицензии наперечет, а некоторые владельцы удостоверений ГИМС даже плохо помнят, откуда взялись их документы.

Отдельная когорта капитанов — бывшие «адмиралы железного флота». На собеседовании они предъявляют кипу разных документов, что производит впечатление на работодателя. Только скромно умалчивают, что это учебные дипломы, либо рабочие, но просроченные. И уж точно они не помнят, когда последний раз проходили курсы повышения квалификации.

Все это сказано не для того, чтобы умалить профессиональные качества наших капитанов, среди которых немало умных и способных судоводителей: хочу обратить внимание владельцев яхт на необходимость ежегодного тренинга своих команд.

С разной степенью, но почти все худо-бедно справляются с управлением яхтой, а с остальными обязательными дисциплинами знакомы, как правило, на уровне догадок и действуют по наитию. Проложить маршрут на карте — именно проложить, а не нарисовать, определить свое место без подсказки электроники и просто оперативно вычислить расстояние для некоторых представляет сложность! О существовании правил радиообмена знают все, но многие понаслышке, и корректный радиообмен на английском — загадка для абсолютного большинства! А ведь капитан — это лицо вашей яхты, особенно за границей.

Аббревиатура STCW (Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers) знакома многим. Но о том, что эта международная конвенция предусматривает обязательный ежегодный курс для любого моряка, почему-то никто не задумывается. Когда ваш капитан его проходил? Скорее всего, никогда, а ведь от этого зависит ваша безопасность!

Еще один важный аспект — медицинская помощь. Яхта — это вам не вертолет, быстро вернуться в цивилизацию на ней не получится. Посему на борту должен быть кто-то, кто представляет, что делать в экстренной ситуации. Даже простое отравление или аллергия могут доставить серьезные неприятности в случае бездействия.

Хочу пожелать владельцам яхт грамотных капитанов, среди прямых обязанностей которых — подтверждать свои навыки и умения. А вы не должны забывать это требовать от капитана, хотя и собственные знания вам не помешают!

Новости

 Что нам готовит новый день

Отвечаем на вполне закономерные вопросы наших читателей и партнеров.

Яхты

Pearl Yachts

Интересная британская верфь, которая строит лодки столь же практичные, сколь и необычные.

Стиль жизни

Новый Continental GT V8 — скоро в шоу-руме Bentley Москва-Волгоградский

Новая версия Bentley Continental GT V8, оснащенная 4-литровым бензиновым двигателем последнего поколения, появится в шоу-руме Bentley Москва-Волгоградский Авилон уже в начале второго квартала 2020 года.
По теме

Яхта на Балтике

Ирина Липовецкая: Так выглядит катер финской морской полиции. Законопослушным гражданам встреча с ним ничем не грозит. Важно помнить, что ваша яхта имеет право находиться в водах Евросоюза не более 18 месяцев.

О форме и содержании

Хорошая яхта — это не только изящные линии, оригинальное остекление надстройки и эффектные интерьеры. Хорошая яхта — это, прежде всего, мореходное судно.

Дорого и медленно?

Дэвид Марш: За сталью закрепилась репутация материала, пригодного исключительно для тихоходных судов, но дизайнерам и строителям скоростных лодок стоит учитывать ее плюсы.

Испанский путь

7000 километров исключительной береговой линии и чудесный климат обеспечили Испании место среди лучших стран Средиземноморского региона в плане яхтинга. Но может ли здоровая индустрия держаться только на этом?