С Бьорном Пиллом — о реальных и мнимых угрозах

В 2018 году было зарегистрировано более 200 случаев пиратства и попыток вооруженного ограбления судов, и крупные частные яхты с обилием ценных вещей на борту нередко становятся объектом интереса преступников. Не меньшую ценность представляет информация о владельцах частных прогулочных судов, которая может использоваться для шантажа или промышленного шпионажа, поэтому защита собственности и жизни людей на борту — серьезная задача. О реальных и мнимых угрозах рассказывает Бьорн Пилл, офицер элитного немецкого спецподразделения GSG 9 и бывший телохранитель Ангелы Меркель.

Как сложилось, что бывший телохранитель канцлера Германии оказался в яхтенной индустрии?

Все началось с моей службы в федеральной полиции Германии. В ходе избирательной кампании 2007, 2008 и 2009 годов для обеспечения непосредственной безопасности канцлера Меркель дополнительно потребовались офицеры. Я вызвался добровольцем, и это был мой первый опыт работы телохранителем. Позже я перешел в спецназ, где пилотировал скоростные катера, которые использовались для проникновения на захваченные корабли. Так оформилась моя связь с морем, и спустя 15 лет службы я решил начать работать на себя. Оглянувшись на свой опыт в полиции, рассудил, что лучше всего у меня получится обеспечивать непосредственную безопасность клиентов на воде.

Считается, что когда яхта в море, людям на борту мало что угрожает. Существует ли спрос на подобные услуги?

Проблема в том, что аспект безопасности, особенно в случае супер-яхт, сильно недооценен. Большинство инцидентов не только не попадают в прессу, но даже не доходят до местного полицейского участка, поскольку владелец судна, стремясь сохранять приватность и анонимность, не желает огласки. Поэтому я часто слышу, что на яхтах вполне безопасно, так как с ними ничего плохого не происходит.

Основные опасения людей связаны с пиратами где-нибудь в Красном море, тогда как Карибское и Средиземное моря считаются спокойными. Это не совсем так. Бояться стоит не столько пиратов, сколько, например, организованных преступных группировок, которые следят за владельцами и директорами крупных компаний, пока те отдыхают на яхтах. Люди, которые владеют лодками или берут их в чартер, обычно поддерживают определенный уровень безопасности у себя дома, в автомобилях и во время выхода в свет. Но как только они оказываются на борту, то ошибочно полагают, будто им ничего не угрожает, хотя на самом деле уровень их безопасности падает до критического. И это самое главное, что должны в первую очередь понять наши клиенты, которые недооценивают риски нахождения на яхте.

Раз инциденты случаются, откуда ожидать угрозу? В портах и маринах есть охрана, экипаж несет круглосуточную вахту, да и точек проникновения на крупные яхты не так много… Если, конечно, мы не говорим о людях-пауках и суперменах.

Если честно, проникнуть на территорию порта несложно, и нам удавалось сделать это почти везде, где мы пробовали. Не нужно быть спайдерменом — достаточно просто важно выглядеть: надеть хороший костюм и взять портфель подороже или, скажем, раздобыть униформу, похожую на ту, что носят экипажи. Это проходит даже в сертифицированных портах и маринах, где, как правило, стараются создать особые условия для клиентов, чтобы не мешать им наслаждаться своим хобби. Поэтому охраны там мало, она зачастую не на виду и не проводит проверки, поскольку это нарушает атмосферу безмятежности. В итоге возникает компромисс, и обеспечить 100% безопасности не получается.

Попасть на борт сложнее, поскольку на суперяхтах круглосуточно есть экипаж, а трапы под наблюдением. Злоумышленнику понадобится отыскать другой способ: воспользоваться тендером или швартовным концом, — что, разумеется, может привлечь внимание. Однако это занимает всего несколько секунд и тоже не составляет проблемы. Вопрос в том, зачем им проникать на борт, поскольку вряд ли стоит задача захватить или угнать судно. Как правило, целью становится информация о владельце, желание запугать пассажиров или кража ценностей вроде произведений искусства. Последнее особенно актуально и часто случается в маринах, а не только на якорных стоянках. Но если на борту есть профессионалы, то уровень безопасности можно легко поднять.

Воображение сразу рисует людей в черном… Но ведь для суперяхт это не работает, поскольку пассажиры не должны чувствовать, будто им что-то угрожает.

Здесь есть два подхода: наступательный, когда наши сотрудники носят соответствующую униформу и всем своим видом показывают, что на судне профессиональная охрана и лучше туда не соваться. Во многих случаях это достаточно эффективно. Второй подход — невидимый, когда охрана неотличима от экипажа или находится на соседнем судне, патрулирует порт в гражданской одежде и наблюдает за посетителями. Это в большей степени полицейская тактика, и она обходится дороже, так как требует больше сотрудников.

Насколько эффективны технические средства обеспечения безопасности на яхтах: камеры наблюдения, системы учета людей на борту и т.  п.?

Конечно, новые технологии оказывают свое влияние, и мы отмечаем, что недавно построенные суперяхты гораздо более совершенны в плане безопасности на борту. Это следствие не только технического прогресса, но и требований заказчиков к обеспечению определенного уровня защиты. На мой взгляд, наша работа значительно облегчается, если на борту есть хорошие камеры, оптические и термальные датчики, маячки и прочие решения. Вместе с тем на рынке достаточно средств, которые стоят дорого, но не повышают безопасность, поскольку экипаж не умеет ими пользоваться и правильно интерпретировать информацию.

Обеспечиваете ли вы защиту от прослушивания на борту? Насколько легче или сложнее обнаружить «жучки» и средства для скрытого наблюдения на крупной яхте, чем на вилле или в офисном здании?

Предоставляя услуги клиентам высокого уровня, мы часто сталкиваемся с промышленным шпионажем и необходимостью защиты от прослушивания во время общих собраний и поездок за границу. Мы предлагаем базовую процедуру обнаружения и защиты от спецсредств, когда есть подозрения общего характера. Для более глубокого поиска и противодействия мы привлекаем наших партнеров, которые специализируются по профилю: этой компанией руководят бывшие агенты германской разведки.

 

  • В своей работе Pyll Protection руководствуется немецкими законами и собственными этическими нормами

Методика обнаружения «жучков» на яхте не отличается от той, что применяют на суше: поиск осуществляется похожим образом, а способы защиты работают даже лучше. Единственное слабое место на борту — это рубка, ведь из-за обилия электроники там очень тяжело получить достоверные результаты от систем обнаружения подслушивающих устройств.

Входят ли в ваши задачи контроль и проверка поступающих на борт предметов (провизии, запчастей и т.  п.) для предотвращения попадания на судно взрывчатки, ядов или радиоактивных изотопов?

Все, что доставляется на борт в рамках общего обеспечения судна, выборочно проверяют экипаж и менеджер яхты. Такие меры, как взятие проб пищи и использование дозиметров, применяются только в ситуациях, когда существует особая угроза. В этом случае охранная команда участвует в комплексном мониторинге с привлечением рентген-сканеров и собак-ищеек. Кроме того, большинство поставщиков провизии и прочих товаров для яхт предлагают особые услуги для обес-печения высоких стандартов безопасности. Наконец, полиция и таможенная служба имеют право проверить имущество на судне при входе или выходе из территориальных вод!

Что вы скажете о системах обнаружения подводных пловцов вроде Far Sounder? Стоит ли их ставить и как защититься от дайверов без них?

Прежде всего необходимо понимать уровень риска, связанного с конкретным клиентом, и вероятность нахождения яхты в зонах риска. Если мы говорим о небольшой яхте, которая проводит значительную часть времени в маринах, то такая система будет излишеством. Но если речь о суперяхте, например, российского олигарха, у которого могут быть враги с большим бюджетом, то вместо обычного пиратства мы будем иметь дело с высокоорганизованными профессиональными криминальными и террористическими структурами. В таком случае применение подобных систем оправдано, поскольку без них невозможно мониторить акваторию вокруг судна. В нашей практике было несколько случаев, когда дайверы почти наверняка пытались вести слежку за яхтами, и такая система помогла бы нам их обнаружить.

Сколько сотрудников понадобится для эффективной охраны, скажем, стометровой яхты, если вероятность нападения составляет 30%?

Я не могу ответить на этот вопрос, так как это раскроет наши карты, но могу дать вам подсказку. Количество людей всегда связано с размерами судна, и если минимум два человека охраняют его круглосуточно в две или три смены на протяжении года, то дальше вы сможете посчитать сами. Конечно, во многом это также вопрос бюджета.

Сколько людей в вашей организации?

Достаточно! В этой профессии сложно постоянно держать всех специалистов в одной компании, поскольку каждый клиент и каждый случай требуют особых знаний и навыков. Поэтому мы уже давно выстраиваем сеть, в которой есть офицеры полиции, спецназовцы, специалисты в узких областях, а ключевые сотрудники Pyll Protection взаимодействуют с ними.

В таком случае клиент может требовать проверки не только ваших анкетных данных, но и ваших конфидентов?

Более того, он должен это делать, хотя зачастую я наблюдаю обратное. Мы предоставляем все необходимые документы для проверки, а каждого человека, который работает с нами, я знаю лично. Все наши ключевые сотрудники раньше служили в полиции или в армии, что облегчает проверку.

Логично, что владелец яхты может попросить вас обучить экипаж. Занимаетесь ли вы этим?

Да, и мне нравится слышать такой вопрос от клиента, поскольку это означает, что он задумывается о ситуации и хочет усилить охрану. Конечно, мы можем обучить экипаж специальным навыкам и работать с ним в тандеме. До определенного момента это очень помогает, особенно когда речь идет об оказании первой помощи, перемещении в убежище или эвакуации. Мы вместе отрабатываем эти сценарии, что дает нам больше времени на реагирование. Когда речь идет о прямом контакте с преступниками, кем бы они ни были, я не поддерживаю стремление клиентов обучать экипаж защите судна, поскольку они не спецназовцы. Я бы ни за что не доверил члену команды оружие, поскольку знаю, что он никогда не станет действовать, как я. Это очень рискованно, и это наша работа.

Только что вы упомянули убежище. Рекомендуете оборудовать на яхте секретный бункер?

Да, однозначно, и на большинстве новых суперяхт он есть, даже если вам говорят обратное. Внимательно посмотрите на чертежи — и найдете специальные комнаты с более крупными и мощными дверями. Это очень полезная штука, когда вы находитесь в море и нет возможности эвакуации. Если на борту отсутствует охрана или защититься от нападающих невозможно, то единственным выходом будет закрыться в бункере и ждать помощи. Если на борту нет такого убежища, у нас остается гораздо меньше времени на реагирование, поскольку придется защищать пассажиров и команду, а преступникам, захватив членов экипажа, будет намного легче получить управление судном. Я бы рекомендовал всегда иметь бункер на яхте.

Между здоровым желанием обеспечить безопасность и паранойей тонкая грань. В вашей практике были случаи, когда приходилось останавливать клиента, требовавшего все больше и больше в отсутствие реальных рисков?

Иногда трудно найти такой баланс, особенно если клиент или чего-то сильно боится, или хочет продемонстрировать, какой он крутой. В таких случаях мы дожидаемся подходящего настроения, когда ему можно тактично объяснить, что он перегибает палку, или пытаемся донести это через его доверенных лиц. В конце концов, мы предоставляем услугу, а клиент — король, поэтому мы делаем то, о чем он просит. Но если мы посчитаем, что принимаемые меры выходят за рамки разумного, негативно влияя на имидж заказчика, то мы, конечно, вмешаемся.

Как далеко вы заходите в оказании ваших услуг? Что, если клиент не хочет обращаться в полицию и просит вас найти и наказать обидчиков?

У нас есть разведывательно-аналитическое подразделение и отдел расследований, которые имеют дело не только с яхтенным сектором. Поэтому мы можем найти преступников и определить местонахождение украденного объекта. Однако вернуть его — это уже другая история, поскольку даже если он был украден, мы не можем украсть вновь, вломившись в чей-то дом. Это противозаконно, и мы не переступаем эту черту. Всегда есть другие пути, без вовлечения полиции… Например, можно обратиться к юристам и с их помощью оказать давление на преступников.

Есть ли у вас какие-то этические стандарты, которые не позволяют соглашаться на охрану тех или иных клиентов?

Это трудный вопрос. Конечно, у каждого из нас есть собственная этическая планка — перечень людей или организаций, с которыми мы никогда не станем работать. Проблема в том, что, как правило, клиента представляет его доверенное лицо или управляющая компания, и мы не всегда знаем, кто стоит за ними. Обычно, если мы обеспечиваем безопасность судна, то получаем полную информацию о владельцах и людях на борту, так как она необходима для оценки рисков. Если мы поймем, что они занимаются чем-то противозаконным, то откажемся от сотрудничества, чтобы не испортить репутацию.

А как насчет лиц под санкциями?

Это не проблема. Будучи немецкой компанией, мы не должны нарушать законы Германии, а американские санкции не помешают нам выполнять нашу работу, если она не выходит за наши личные этические рамки.

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Pyll Protection

Новости

Пишите письма!

Любимая многими с детства традиция отправлять письма Деду Морозу получила в этом году новое прочтение в лондонском отеле The Dorchester.

Яхты

Princess F50

Этой моделью, показанной в Каннах, британская Princess Yachts завершила обновление своей флайбриджной линейки F Class.

Стиль жизни

Зимнее предложение от Yalıkavak Marina

Этой зимой Yalıkavak Marina, одна из крупнейших на Средиземном море гаваней для суперяхт, приготовила своим гостям приятный сюрприз.
По теме

Встречаем лето на Южном полюсе

Весенний выпуск MBY Russia всегда был предвестником нового яхтенного сезона. Готовя его, мы не только вложили пригласительный билет на выставку Moscow Yacht Show 2017, но и подобрали материалы, которые мотивируют поскорее спустить лодку и наконец-то выйти в море. Но тогда откуда на обложке льды и кто-то тепло одетый?

Удочки веером

Тестируем Parker 750 Cabin Cruiser — новую модель универсального круизера, внешне не похожую на прежние модели Parker.

Круиз вдоль Каталонии

Всегда дерзкая и отчаянно независимая Каталония, с ее бесконечными «Костас» и «Калас», достойна свежего пристального взгляда.

Sochi Winter Cup 2015–2016

В начале февраля прошел 4-й этап Sochi Winter Cup by PROyachting, собравший сильные команды. 5-й этап Sochi Winter Cup пройдет с 6 по 8 марта.