Интервью с Рахми Кочем

Koç Holding ­— крупнейший финансово-промышленный конгломерат Турции, начало которому положил Вехби Коч  еще в первой половине прошлого века.  С тех пор семья Коч многократно расширила направления деятельности, выйдя далеко за границы обычного бизнеса. Огромную роль в этом сыграл Рахми Коч, единственный сын Вехби Коча.

Как и почему RMK Marine стала частью вашего холдинга?

В 1997 году французское правительство объявило тендер на строительство 25 минных тральщиков, и одним из условий для участников было наличие собственной верфи. Наша швейцарская компания уведомила нас об этом, поскольку хотела принять участие в тендере. Мы стали изучать ситуацию на предмет покупки какой-то верфи или хотя бы доли. У наших конкурентов в сфере производства бытовой техники была верфь, которая называлась Proteksan PKM, и они согласились ее нам продать. Мы сменили имя на RMK Marine, но тендер, к сожалению, не выиграли. Зато с тех пор у нас есть верфь.

В той части Стамбула, где находится RMK Marine, насчитывается около 40 верфей. Чем RMK Marine отличается от других?

Во-первых, в те времена в районах Пендика и Тузлы верфей было гораздо меньше. Во-вторых, мы были среди немногих, кто мог строить военные корабли мирового класса, каботажные танкеры, суда для перевозки химикатов и яхты, а также реставрировать исторически значимые деревянные лодки. Но самое важное, что мы можем предоставлять банковские гарантии на строительство новых судов, равно как и на другие проекты, что для прочих верфей весьма затруднительно.

Не думали ли вы строить лодки для других брендов?

У нас был договор с Oyster Marine на строительство их парусников длиной 100–125 футов, поскольку на своем производстве в Англии они не могли делать лодки крупнее 88 футов. Мы построили для них три яхты, при этом Oyster постоянно вносила изменения в дизайн, что сказалось на сроках и стоимости работ. Потом владельцы верфи продали ее инвестиционному фонду, даже не предупредив нас. Затем новые инвесторы обанкротились, и у Oyster появился очередной владелец, решивший, что будет строить лодки исключительно в Англии. Мы же остались с дорогими матрицами, в которые были вложены в том числе и наши средства, и специально построенным для стеклопластикового производства ангаром. Для нас это был весьма поучительный урок: мы поняли, что RMK Marine не подходит для строительства серийных яхт.

Каковы ваши планы по развитию бизнеса?

Наш судостроительный бизнес стоит на четырех «ногах»: конкурентоспособная цена, качество постройки, соблюдение сроков и близость к заказчикам, особенно европейским. Оценивая планы на будущее, мы в очередной раз убеждаемся: Тузла — самое выгодное местоположение для верфи, поскольку здесь можно легко и тонко регулировать баланс между собственной рабочей силой и привлеченными подрядчиками. Кроме того, тут реализуется поддержка экспорта. Наша цель — обеспечивать наилучшее качество для обозначенной цены. Среди прочего, для этого у нас есть собственный конструкторский отдел, и мы умеем завершать проекты вовремя.

Как вы отбираете лодки в коллекцию вашего технического музея?

Огромный интерес у меня вызывают классические лодки из дерева, и при выборе экземпляров для своей коллекции я прежде всего ориентируюсь на их возраст и происхождение, включающее верфь, конструктора и дизайнера, а также заказчика, для которого эти суда были построены. Разумеется, состояние и цена тоже имеют большое значение. Например, мое недавнее приобретение — тендер яхты Вандербильта. Он был в ужасном состоянии и сейчас находится на реставрации, а мы уже сбились с ног в поисках оригинального двигателя тех времен. Подобные экспонаты, причем не только лодки, но также автомобили, кареты, мотоциклы и велосипеды, приносят музею дополнительную славу.

Расскажите о вашей яхте Nazenin V. Почему вы предпочли парусник и как его используете?

Nazenin V значит для меня очень много, ведь я лично принимал участие в разработке каждой детали ее дизайна, создании интерьеров и строительстве. Она — мой второй дом, где я провожу шесть недель в году и очень жалею, что не могу оставаться на борту дольше. Все мои предыдущие яхты тоже были парусными и тоже очень грациозными.

Nazenin V можно классифицировать как гоночную круизную яхту, ее дизайн создавала студия Sparkman & Stephens (в те годы мы были хорошими друзьями с Митчем Неффом, ее президентом). Интерьеры лодки разработали в Redman Whiteley Dixon ученики Джона Мунфорда. Но самое важное для меня, что эта яхта была построена на моей верфи и на тот момент имела самый крупный произведенный в Турции алюминиевый корпус.

  • Nazenin V недавно прошла рефит на RMK Marine

Яхтсмены-парусники, как правило, не самые обеспеченные люди, но они по-настоящему любят море и стараются ходить под парусом столько, сколько возможно, и самостоятельно управляют судном. Именно поэтому у них обычно компактные яхты, с которыми можно справиться в одиночку, и они не гонятся за тем, чтобы построить лодку больше, чем у соседей по марине.

Тишина, с которой идет парусная яхта, и то, как она скользит по водной глади, — это действительное наслаждение. Даже на крупной парусной яхте ты постоянно находишься в непосредственном контакте с морем, тогда как на моторной от него отрезан. Пусть ты придешь к месту назначения позже, но зато свежим и отдохнувшим. К тому же на быстроходных моторных яхтах шум просто невыносим, по крайней мере для меня: уже через два часа начинает болеть голова и наваливается усталость.

Где вы предпочитаете ходить, и какая часть Средиземного моря наиболее интересна для круизов на суперяхте?

Все зависит от времени года. В мае, июне, сентябре и октябре для отдыха хорошо подходят Итальянская и Французская Ривьера. Однако в июле и августе, когда я обычно отправляюсь на каникулы, мало какие регионы могут соперничать с турецким и греческим побережьем Эгейского моря. Восхитительные заливы и бухточки, маленькие рестораны и таверны, незамысловатый сервис, приемлемые цены и богатство выбора. И, помимо всего, масса исторических и археологических памятников на обеих сторонах!

Вы один из немногих представителей турецкого народа, обошедших на яхте вокруг света. Как вы решились на это путешествие и что из него вынесли?

В 1963 году я совершил путешествие вокруг света рейсом Pan American и, пролетая над Тихим океаном, смотрел в иллюминатор на это лежащее под нами бескрайнее водное пространство. Тогда я сказал себе: «Хочу однажды пересечь океан по воде». Много лет у меня находились причины отложить это путешествие, но однажды я понял, что время летит, а я старею. Тогда я решил воплотить свою мечту в жизнь прежде, чем умру, и, к счастью, мне это удалось.

  • В музее Рахми Коча собрана огромная коллекция экспонатов, включая исторические суда

Самым важным опытом, который я вынес из всего этого, стало умение отличать пустяковые проблемы от настоящих, больших. Во-вторых, я научился отличать срочные вещи от важных. Наконец, я оценил, насколько хорошо иметь четыре сезона в году.

В чем состоит самая важная часть вашего образа жизни?

Бог дал каждому человеку 24 часа в сутках, и именно от человека зависит, как использовать это бесценное время с пользой и получать удовлетворение. Каждый вечер перед сном я составляю сводный список того, что я сделал за день, чтобы удостовериться, что в нем есть по крайней мере одно доброе деяние.

Насколько часто вы бываете на новых суперяхтах и что думаете о том, в каком направлении развивается яхтенная индустрия?

На таких яхтах я бываю редко, поскольку лично не знаком ни с одним владельцем лодки длиной более 60 м. По большей части о новых яхтах я слышу или читаю в прессе, там же смотрю их фотографии. Крупные успешные верфи сегодня строят не только суперяхты, но также коммерческие и военные суда, и я не знаю, какое направление для них более выгодно. Думаю, что со временем будет происходить консолидация бизнеса, как и в других отраслях.

Нередко люди влюбляются в море, начитавшись Жюля Верна или других романтиков-маринистов. Как это было в вашем случае?

Эти книги приводили меня в восхищение, как и многих других людей. Мне снились поднимающиеся из бездны гигантские спруты, опутывающие своими щупальцами корабли… Однако еще более захватывающими я нахожу приключения наяву и время от времени ставлю себя на место героев этих историй.

Для чего вы решили основать ассоциацию TURMEPA, и каковы ее достижения?

На протяжении шести лет я был президентом Греко-турецкого делового совета. Любая наша попытка развития бизнеса так или иначе натыкалась на препоны с греческой стороны, но, судя по всему, за моими инициативами следил судовой магнат Джордж Ливанос. Однажды, когда закончилась очередная бесплодная встреча в отеле, я заметил, что он наблюдал за мной, сидя на заднем ряду. Он подозвал меня и сказал: «Я хорошо понимаю ваше разочарование. Если вы хотите вести дела с греками, не ждите и создайте организацию под названием TURMEPA. Пусть она станет аналогом HELMEPA, которую я основал 11 лет назад, чтобы защищать моря от гибели».

Отличная идея, подумал я, и по возвращении домой мы вместе с 25 друзьями, каждый из которых любит море, основали TURMEPA — ассоциацию по защите морской окружающей среды Турции. Эту инициативу должно было одобрить правительство, поскольку ассоциация планировала действовать на международном уровне. Я переговорил с чиновниками, и нам дали зеленый свет. Мы начали работать с нашими греческими коллегами и основали еще несколько ассоциаций MEPA в окружающих Черное море странах.

  • От дома Рахми Коча на Босфоре до RMK Marine всего 40 минут на катере

В этом году TURMEPA исполняется 25 лет, и за это время она смогла обратить внимание общества на важность сохранения морей в чистоте. Мы начали с обучения учителей в начальных школах на побережье; это было непросто, зато теперь нас знает вся страна, и нам все помогают: министерства, военные, губернаторы, муниципалитеты, университеты и компании, работающие в секторе морского туризма. В одиночку TURMEPA не справится с проблемой загрязнения морей: у нас нет ни средств, ни людей, ни службы для очистки многих тысяч миль береговой линии. Это должно быть общенациональное движение, и я рад, что мы приближаемся к этому.

Как вы оцениваете нынешнюю политику, которую Турция проводит в отношении яхтинга?

Турция долгие годы отставала в плане рекреационного яхтинга от Италии, Греции, Испании и Франции. В годы президентства Тургута Озала основным стимулом для верфей, чартерного и отельного бизнеса, равно как и для экспорта яхт и коммерческих судов, была возможность заработать. Нынешнее правительство позволило лодкам с иностранными флагами вставать под турецкий флаг с минимальным налогом 1%. Импортеры новых яхт также платят всего 1%. Повсюду на побережье появились частные и муниципальные марины, однако при их строительстве все равно необходимо соблюсти множество формальностей. Если их число сократить, инвесторы будут строить еще больше.

Что бы вы посоветовали молодым владельцам суперяхт, у которых пока нет большого опыта отдыха на воде?

Смотря что вы понимаете под словом «молодой». Это понятие весьма относительное. Для одних молодость — это 35 лет, тогда как для других — 65 лет. Если вы внезапно обзавелись суперяхтой, то будете считаться молодым и неопытным. В последние 20 лет в мире чрезвычайно возросла доступность финансирования всякого рода, включая кредиты, и это вместе с успешными стартапами позволило некоторым сколотить огромные состояния. Сначала такие люди покупают самолет, затем суперяхту, которую отдают в управление специализирующимся на этом компаниям. И для них совершенно не важны цены на нефть.

Эта тенденция зашла так далеко, что на Итальянской и Французской Ривьере даже стали появляться организации, устраивающие вечеринки для владельцев суперяхт, которые никого не знают в этих местах. И были люди, готовые платить за возможность посетить такие вечеринки.

Если у вас нет накопленного в юности морского опыта и вы не сменили несколько лодок, начав со скромной длины, то будет сложно привыкнуть к тому, что вы сразу стали владельцем огромной яхты. Поэтому мой совет: получайте удовольствие от вашего судна, пока есть возможность. Не идите на поводу у капитана и команды, но в то же время относитесь с уважением к их профессионализму. И не забывайте, что, когда вы покупаете лодку, она всегда окажется на метр короче, чем вам захочется.

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото RMK Marine

Новости

PROyachting. Человек года — 2019

27 ноября компания PROyachting подведет итоги парусного сезона-2019 чествованием победителей премии «PROyachting. Человек года».

Яхты

Жить безумной жизнью

За прошедший год Heesen Yachts передала заказчикам четыре яхты длиной 50–56 метров. Одной из них стала Vida, чье название на испанском означает «Жизнь».

Оборудование

Знакомьтесь, Cortex

Новозеландский разработчик судовой электроники Vesper Marine представил DSC VHF-рацию, совмещенную с AIS и снабженную терминалами с интуитивным «смартфонным» управлением.
По теме

Новая модель Elling E6

Голландская компания Neptune Marine анонсировала спуск в мае 2016 новой флагманской модели - Elling E6.

Чемпионат России в классе SB20

В Петербурге начались гонки Чемпионата России по парусному спорту в классе яхт SB20

Волжский крейсер

В минувшем сезоне четыре корпуса Velvette 41 Evolution были проданы еще до мартовской выставки MBS, и спрос превысил плановые возможности верфи. Что же так привлекло заказчиков?

Команда MBY на выставке Vene Båt 2016

Фотоотчет.Helsinki International Boat Show 2016.