У большой воды

16 мая на музейной площади Амстердама более 100 000 фанатов праздновали успехи футбольной команды «Аякс». Но это было не единственное событие, которое отмечали в тот вечер в столице Нидерландов. Одновременно с чествованием «Аякса» происходило масштабное празднование 170-летия входящей в Feadship верфи Royal Van Lent, к которому приурочили официальное открытие ее нового сухого дока. Накануне можно было увидеть, как вдоль набережной (длиной 240 м!) ошвартовались десятки лодок исторического флота, часть дока превратилась в сцену и лаунж-зону, и организаторы в неторопливой суете завершали финальные штрихи: все было готово к приему королевы Нидерландов, которая почтила своим присутствием праздник.

С тех пор как в 2008 году Feadship вошла в состав LVMH, акционеры постоянно продолжали подталкивать Royal Van Lent к строительству более крупных яхт. Однако та проявляла рациональный консерватизм и не спешила с принятием решения, поскольку не хотела покидать компактный и обжитой остров Кааг. Но времена поменялись, курс индустрии на рост длины флота стал очевидным, и больше ждать было нельзя: грозил риск потери лидирующих позиций. Руководство верфи давно подыскивало подходящие места для нового производства, рассматривая прежде всего Роттердам и Амстердам. Акционеры настаивали на последнем, руководствуясь одним из главных принципов для выгодного размещения недвижимости: «Location, location, location».

В итоге выбранная точка оказалась оптимальной: новый док расположен в непосредственной близости к историческому центру, рядом с автомагистралью и аэропортом, откуда можно за считаные минуты добраться на вертолете. Но главное — новая верфь находится рядом с «родовым гнездом» на Кааге, что определяет не только беспроблемный переброс сотрудников между этими площадками, но также сохранение прежних парт-неров и поставщиков, с некоторыми из которых Royal Van Lent работает уже 30–40 лет.

  • Новый док Feadship стал одним из самых экологичных в мире

Два года назад на месте дока был пустырь, и сначала требовалось укрепить почву: собственно, большая часть расходов на строительство ушла именно в землю, причем подрядчики успели забить требуемые 1408 свай до того, как в Нидерландах возник их дефицит, продиктованный очередной волной экономического роста. Затем в док «влили» 6150 куб. м бетона, и по сравнению с этим этапом возведение наземных конструкций оказалось легкой и быстрой задачей.

К дизайну здания в Royal Van Lent подошли осторожно: с одной стороны, сооружение должно было стать красивым внутри и снаружи, но с другой, стояла задача сохранить атмосферу Каага, к которой привыкли клиенты. Кстати, в проектировании помещений участвовали руководители основных цехов Royal Van Lent, и каждый из них высказал свои пожелания для оптимизации работы своего подразделения.

 В итоге здание построено вокруг мастерских, поэтому потоки рабочих и материалов организованы предельно логично. Габариты дока (160 × 26 м) весьма впечатляют, однако на верфи его расценивают в первую очередь как задел на будущее.

«Если кто-то завтра попросит нас построить 160-метровую яхту, мы, вероятнее всего, сразу скажем “нет”, поскольку пока не умеем этого делать, — говорит Ян-Барт Феркайл, генеральный директор Royal Van Lent. — Мы не хотим обещать невыполнимое и будем двигаться вверх небольшими шагами, сохраняя качество, за которое нас ценят, и оберегая доброе имя бренда Feadship».

Лишь три голландские верфи удостоены почетного права использовать в названии приставку «Королевская»: Royal Van Lent, Royal De Vries и Royal Huisman. Королевскими в Нидерландах могут называться только компании, которые активно работают в одном и том же бизнесе и принадлежат одной и той же семье на протяжении ста лет. Перед получением статуса «Royal» они проходят серьезный аудит, в котором принимают участие различные госорганизации — от полиции до Министерства по вопросам занятости. Так, семья Ван Лент приобрела верфь на острове Кааг еще в 1877 году, однако начала производить там прогулочные яхты в 1901 году, поэтому королевский статус ей присвоили только в 2001 году. А через пять лет приставку «Royal» получила и верфь De Vries.

Док устроен так, что его можно разделять и одновременно работать с двумя судами. Но больше всего свободы он дал верфи в плане высоты: она составляет 38 м, и теперь лодки можно сразу оборудовать мачтами, а их спуск занимает всего несколько часов. Самой крупной построенной на Кааге яхтой стала Symphony (101 м), и там с ней пришлось повозиться, поскольку надстройка фактически касалась потолка. А когда эта лодка пришла в новый амстердамский док на сюрвей, то не только без проблем поместилась в него, но даже выглядела какой-то… маленькой.

Особо стоит отметить еще один момент: заявлять о создании экологичных яхт не совсем честно, если строятся они на старых, не дружественных к окружающей среде заводах, и в этом плане Feadship подала образцовый пример. По словам Яна-Барта Феркайла, новая верфь в Амстердаме стала, возможно, самой экологичной в мире. Для обогрева зданий здесь частично используются излишки тепловой энергии от соседних предприятий, а солнечные батареи покрывают не только 85% крыши, но также встроены в остекление. Суммарно 2262 солнечные панели способны вырабатывать 550 МВт/ч в год, и расходуется эта энергия грамотно и экономно.

  • В новом доке хватает места и для яхт, и для праздника. В центре фото — королева Нидерландов Максима и Ян-Барт Феркайл, генеральный директор Royal Van Lent

Таким образом, амстердамская верфь стала уже четвертой площадкой Feadship и в дальнейшем будет служить в том числе базой для проведения ходовых испытаний судов, построенных в Маккуме, Кааге и Алсмеере. Компании больше не придется возводить в порту временные контейнерные парки с мобильными мастерскими на период тестов. Еще до официального открытия дока в нем уже побывало несколько яхт, а спустя несколько дней после нашего визита там начались полномасштабные работы по оборудованию и достройке проекта № 816 (длина 88 м, наружный дизайн De Voogt Naval Architects, дизайн интерьеров Nauta Design), которые продлятся полтора года.

На этом экспансивная активность Feadship не закончилась: Royal De Vries также увеличивает количество доков в Маккуме, и ходят слухи, что Royal Van Lent подумывает о строительстве еще одного дока в Амстердаме, однако никаких официальных заявлений на этот счет пока не поступало. И последнее: обретя простой выход к большой воде (от Северного моря новую верфь отделяют всего 20 минут хода и единственный шлюз, вмещающий океанские лайнеры), компания получила возможность еще более интенсивно развивать направление рефитов, которому она уделяет все больше внимания. И Амстердам для этого — весьма подходящее место.

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Feadship

Яхты

Fairline Squadron 68

Британская верфь Fairline Yachts готовит сногсшибательную премьеру этой яхты на боат-шоу в Каннах.

Стиль жизни

Частичка Италии в райских тропиках

Отель Baglioni Resort Maldives официально открывает свои двери 1 октября 2019 года. С 1 августа по 30 сентября доступны специальные условия для гостей.

Яхты

Linssen Grand Sturdy 005 AC Variotop

В этом году на выставке в Дюссельдорфе компания Linssen Yachts представила первый корпус новой версии флагманской яхты своей линейки Variotop.
По теме

Борьба со стихией

Американские горки - это, по-вашему, страшно? Предлагаем стать членом экипажа датского пожарного судна и подумать еще раз.

В Петербурге прошел 19-й Балтийский Морской Фестиваль

Петербургское бот-шоу на воде прошло с 28 по 31 мая на открытой территории ВК «Ленэкспо» и Ковше Галерного фарватера. Компании представили около 40 яхт, катеров и лодок, оборудование и материалы для яхтсменов, спортсменов, рыболовов и любителей отдыха на воде.

MBYдизайн: Гонка за рекордом

Время от времени мировой гоночный флот пополняется новыми оригинальными конструкциями. Как создают парусную лодку Botin 65, претендующую войти в число самых быстрых гоночных яхт планеты?

Мягкий «трон»

Хорошее сиденье — залог удовольствия на скоростной яхте.