О рефитах — с Дааном Балком

История верфи Balk Shipyard насчитывает две сотни лет, и за это время компания заработала солидную репутацию эксперта в области рефитов высокой сложности для судов различных типов. На волне общемирового роста спроса на подобные услуги и развития этой ниши в Северной Европе Balk Shipyard успешно продолжает экспансию на внешнем и внутреннем рынках. О нюансах этого бизнеса нам рассказал генеральный директор верфи Даан Балк, который является представителем уже седьмого поколения голландских судостроителей.

В каком сегменте работает Balk Shipyard в плане рефитов? Какова ваша зона комфорта относительно типа судов и вида работ?

Если говорить о габаритах, то это в первую очередь суда 50–60 метров. Самая крупная яхта, над которой мы работали, имела длину 67 метров, и нам очень комфортно в этом размере как с точки зрения производственных мощностей, так и в плане знаний и опыта менеджмента, требования к которым сильно различаются у 30–40- и 50–60-метровых яхт. Также мы работаем с парусниками: за их рефит в Голландии идет серьезная конкурентная борьба, и у нас есть ряд специалистов с опытом работы на Royal Huisman, Vitters и Holland Yachbouw, которые обладают всеми важными навыками для того, чтобы иметь дело с парусными яхтами.

  • Парусная яхта Mikhail S. Vorontsov (64,5 м) была полностью оборудована и достроена на Balk Shipyard

Как правило, речь идет о нескольких таких проектах в год, тогда как большую часть составляют, конечно, моторные суда. Я, закончив учиться, начинал свою карьеру в качестве инженера-механика на коммерческих судах, поэтому хорошо разбираюсь в вопросе. Если говорить о видах работ, то даже в большей степени мы перестраиваем яхты, нежели просто проводим рефиты, и владельцам нет смысла гнать яхту на север в Голландию для мелких сезонных работ. А вот если стоит задача сделать что-то сложное, капитальное, то это к нам!

Где, по-вашему, проходит граница между рефитом и ребилдом судна?

В понятие рефита обычно вкладывают покрасочные работы, обновление палубного покрытия, обслуживание и ремонт двигателей, замену оборудования вроде опреснителей, чистку танков, замену навигационных, развлекательных и других систем. Пере-стройка же начинается тогда, когда, например, необходимо переделать коммерческое судно в экспедиционную яхту, нарастить корпус, добавить палубу или рубку… Словом, когда меняются размерения судна и его конструкция.

  • Семья Балк основала собственное дело в 1798 году в Эльбурге, где строила небольшие деревянные суда. Даже сейчас, когда компания переехала в Урк, эльбургская верфь остается на прежнем месте и работает как музей

Как быть, если приходит запрос на рефит абсолютно незнакомого вам судна, на которое к тому же отсутствует техническая документация?

Если такое случается, то прежде всего я стараюсь как можно скорее наладить прямой контакт с владельцем или его представителями. На это есть несколько причин: во‑первых, нужно узнать клиента и понять, сможем ли мы удовлетворить его запросы, а во‑вторых, определить, по силам ли нам преуспеть с этим проектом. Если выясняется, что ответ на эти вопросы положительный, команда специалистов проводит обследование судна и собирает максимум информации, и наш богатый опыт позволяет оценить состояние судна очень близко к тому, что имеет место в реальности.

Как вы оцениваете стоимость рефита: назначаете фиксированную цену или прибавляете маржу к фактическим затратам?

В девяти случаях из десяти мы совмещаем оба подхода. Как ни странно, интересы заказчика и верфи здесь совпадают: обе стороны заинтересованы заранее определить стоимость максимально возможного объема работ. Это делает весь процесс гораздо более прозрачным, и споры могут возникать уже только по вопросам качества, с которым у нас, к счастью, все в полном порядке. Работа же по схеме cost plus далеко не всегда выгодна для компании, так как здесь клиенты стремятся снизить цену до минимума, аргументируя тем, что делят риски с верфью, и в какой-то момент пытаются переложить всю ответственность на нее со словами «Вы же специалисты, вы должны были это предусмотреть!». В итоге прибыль верфи снижается или проект вообще завершается «в ноль». Мы хорошо знаем этот бизнес; у нас достаточно опыта, чтобы заранее оценить масштаб работ, назначить фиксированную цену, понимая, что мы делаем, и взять на себя все риски.

Приведите, пожалуйста, несколько примеров сложных проектов, с которыми вы имели дело.

Список длинный, но о нескольких я скажу. Хорошо помню перестройку 38-метровой моторной яхты Heesen, владелец которой собирался в кругосветное путешествие и хотел увеличить экипаж и автономность судна по топливу. В итоге решено было нарастить корпус в носовой части, удлинять которую сложнее всего. Вместе с Heesen Yachts и Van Oossanen Architects мы весной спроектировали новую носовую секцию длиной 18 метров, летом построили ее, а осенью, когда лодка завершила сезон, провели замену. В итоге яхта стала длиннее на три метра, получила дополнительные каюты для экипажа и потребляет меньше топлива за счет того, что увеличилась ватерлиния и добавился носовой бульб. Владелец остался очень доволен результатом!

  • Компания готова самостоятельно выпускать новые яхты, но выстроила свою репутацию в первую очередь на рефитах и производстве элементов корпусов

Сейчас мы близки к подписанию договора на перестройку обслуживающего судна, которое мы построили около десяти лет назад для Damen. Оно работало в офшорной индустрии, а потом было продано, и теперь владелец хочет превратить его в судно поддержки для своей яхты. Это будет весьма любопытный проект, похожий на тот, что мы реализовали для одного голландца, который захотел пройти Северо-Западным проходом и купил недостроенный буксир ледового класса. Мы сделали из него моторную яхту, и владелец совершил на ней уже две полярные экспедиции.

Частью вашего бизнеса является создание секций корпусов и надстроек для голландских верфей, в частности Feadship. Сконцентрировалось ли это производство на верфи Bloemsma Aluminiumbouw в Маккуме, после того как вы приобрели ее в 2016 году?

Действительно, мы по сей день производим алюминиевые секции и различные элементы конструкций для наших партнеров — этот процесс идет безостановочно круглый год. Однако когда мы покупали Bloemsma, то прежде всего ориентировались на строительство новых судов. К сожалению, нам пока не удалось получить ни одного заказа, хотя дважды переговоры вплотную подходили к заключению контракта: один даже был подписан, но потом заказчик вынужден был расторгнуть его по личным причинам. Тем не менее мы по-прежнему продолжаем следить за рынком в поисках заказов и сейчас начинаем строительство новых производственных мощностей неподалеку от Урка, на берегу Эйсселмере. В этом году мы завершим подписание всех необходимых соглашений с государством, и через три года у нас будет втрое больше возможностей не только для рефитов и ребилдов, но и для закладки новых судов.

Под каким брендом вы будете строить яхты?

Хороший вопрос… Пока мы склоняемся к тому, что это будет Bloemsma (произносится «Блумсма». — Прим. ред.). Такое название не будет смущать рынок, поскольку сейчас люди ассоциируют имя Balk прежде всего с рефитами, на которых мы выстроили нашу репутацию, и появление яхт под этим брендом может привести к его размытию. Но окончательное решение пока не принято.

Как продвигается ваше сотрудничество с амстердамской верфью Werft’t Kromhout?

К сожалению, наше партнерство прекратилось в конце прошлого года. Однако у нас по-прежнему есть желание сосредоточить усилия, чтобы расширить свое присутствие на внутреннем рынке, который был для нас основным, пока компания не переехала в город Урк. Сейчас, когда ситуация стабилизировалась и строится новая производственная площадка, мы будем расширять наш фокус. Помимо прочего, это важно и для зарубежных клиентов: когда они приезжают и видят, что верфь пользуется большим уважением на домашнем рынке, то доверие к ней возрастает, и ее репутация за границей укрепляется.

Бизнес рефитов в России только зарождается. Что бы вы посоветовали молодым компаниям, встающим на этот путь?

В первую очередь я порекомендую им рассматривать рефиты в качестве ниши, которую они могут занять. Кроме того, очень важно стараться всегда предельно глубоко вникать в суть вопроса: максимально точно оценивать состояние судна и планы владельца и честно отговаривать его от неразумных инвестиций, если ваш опыт подсказывает, что рефит или перестройка лодки в данном случае не является оптимальным решением. В то же время необходимо помнить, что, помимо материальной, каждая яхта обладает эмоциональной ценностью для владельца: порой именно это движет его желанием во что бы то ни стало провести рефит.

Наконец, самое главное в бизнесе рефитов — это взаимодействие сторон. Разумеется, вы должны быть прекрасно подготовлены в техническом плане, знать свою работу, но при этом ни в коем случае не забывать постоянно информировать заказчика о происходящем, желательно — ежедневно. Ведь, начав рефит или ребилд, вы движетесь в одном направлении: пути назад уже нет, и можно оказаться в ситуации, когда судно разобрано на части, проект остановлен, заказчик потерял платежеспособность, возник конфликт и огромное количество проблем… Поэтому залогом успешного завершения проекта является именно здоровое общение сторон.

Вы предпочитаете общаться непосредственно с владельцем судна или управляющей компанией, которая представляет его интересы?

Во многом это, конечно, зависит от самого владельца, но если работа идет через его представителей — капитана или других лиц, — важно на начальном этапе убедиться в том, что они имеют прямой доступ к владельцу и в полном объеме передают его пожелания. Управляющая компания очень помогает в случаях, когда у заказчика недостаточная техническая подготовка и опыт для понимания всех процессов, и тут опять же нужно быть уверенным, что общение между ними проходит так, как должно, и все пожелания владельца выполняются так, как он того ожидает.

В этом году вы снова будете участвовать в Monaco Yacht Show. Насколько полезна для вас эта выставка в плане поиска клиентов? Имеет ли смысл владельцам яхт искать там подрядчиков для рефита?

Мы принимаем участие в MYS раз в два года и, как правило, демонстрируем там завершенные за это время проекты. Недавно к нам присоединился новый операционный директор Мелвин ван Кампенхаут, и потенциальные клиенты смогут лично познакомиться с ним в Монако. Кроме того, MYS предоставляет возможность в одном месте встретиться со всеми партнерами, поставщиками, капитанами.

  • Интерьер яхты Seven Sins после рефита
  • На верфи много квалифицированных специалистов для работы с парусниками, включая исторические лодки

Конечно, в плане предметности METS для нас более эффективна, но зато на таких выставках, как MYS или FLIBS, у нас гораздо больше шансов познакомить людей с брендом Balk Shipyard и показать, что компания активно работает. В конце концов, яхтенная индустрия очень компактная, и многое в ней строится на человеческих взаимоотношениях, которые нужно постоянно поддерживать и развивать.

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Balk Shipyard

Яхты

Fairline Squadron 68

Британская верфь Fairline Yachts готовит сногсшибательную премьеру этой яхты на боат-шоу в Каннах.

Стиль жизни

Частичка Италии в райских тропиках

Отель Baglioni Resort Maldives официально открывает свои двери 1 октября 2019 года. С 1 августа по 30 сентября доступны специальные условия для гостей.

Яхты

Linssen Grand Sturdy 005 AC Variotop

В этом году на выставке в Дюссельдорфе компания Linssen Yachts представила первый корпус новой версии флагманской яхты своей линейки Variotop.
По теме

Запрет на антифоулинг?

Опрос показал, что жесткие ограничения могут отвратить людей от яхтинга.

Северным путем

Английское название Норвегии в буквальном переводе означает «путь на Север», и в плане яхтенной индустрии эта страна отличается своим особым северным подходом.

Чистая красота

Дебютировавшая в начале года Princess 82 готова к своей первой навигации. Если вы еще не успели увидеть эту яхту, спешите хотя бы прочитать о ней.

Полным ходом

Ее долго ждали, и первая флайбриджная Princess с приводами IPS вышла весьма удачной во всех отношениях.