Бизнес на борту

Каким был ваш путь в индустрию суперяхт?

Мне повезло: я вырос у моря, на южном побережье Великобритании, и всю жизнь был связан с водой. С детства ходил под парусом, на каноэ, нырял с аквалангом. Потом я служил во флоте, был капитаном корабля, а затем пришел в яхтенную отрасль, где также работал капитаном, принимал участие в менеджменте строительства судов, представляя интересы владельца. В этом бизнесе я уже 13 лет, и мне он очень нравится. Два моих бизнес-партнера, с которыми мы основали Fusion Marine Systems, имеют значительный опыт внедрения современных технологий на суперяхтах и в частных резиденциях. Вместе мы стремимся подходить к решению задач с позиции пользователя, то есть подбирать спецификации и проектировать системы так, как это нужно заказчику, а не так, как удобно нам или кому-то еще.

Насколько типична ситуация, когда владельцы суперяхт хотят оборудовать на борту офис, чтобы удаленно руководить бизнесом? Наблюдается ли здесь тенденция?

Да, мы определенно видим этот тренд, и он связан с общими для бизнеса процессами. То, о чем поет Долли Партон в песне «9 to 5», осталось в прошлом: яхтенные экипажи вообще не знают, что такое рабочий день с девяти утра до пяти вечера. В последнее время многие владельцы уходят от работы в расположенных на суше деловых центрах, понимая, что могут продуктивно использовать свою яхту не только для отдыха, но и в качестве многозадачного офиса, предоставляющего возможность удаленно решать все вопросы. Да и в целом в обществе все больше людей переходят к удаленной работе с гибким графиком и коворкингу.

Но ведь яхта, в отличие от бизнес-джета, воспринимается исключительно как средство для отдыха и развлечений?

Этот стереотип меняется, и люди понимают, что если оснастить яхту не только водными «игрушками», но современными коммуникационными средствами, которые будут безупречно работать, то она отлично встроится в инструментарий для ведения дел. Разумеется, для разных видов бизнеса можно создать свою подходящую атмосферу: тем, кто занимается электронными биржевыми операциями, нужен очень быстрый и надежный инструмент для осуществления сделок, а если работа в большей степени связана со встречами и конференциями, то необходимы удовлетворяющие конкретным параметрам камеры, динамики и микрофоны. Кроме того, на борту можно проводить собрания директоров, и тогда потребуется превратить в офис, например, столовую. Поэтому первоочередная задача Fusion Marine Systems — выяснить потребности заказчика и понять особенности его бизнеса, чтобы предложить оптимальное для него решение, поскольку какого-то одного универсального ответа на этот вопрос не существует.

Наблюдается ли связь между наличием офиса на борту и длиной судна?

А вот здесь мы не видим никакой связи. Владельцы яхт длиной 30 м и выше — это успешные бизнесмены, которым требуется иметь возможность решать свои задачи на борту. Другое дело, что на небольших суперяхтах чаще встречаются многофункциональные помещения, их можно использовать как офис, кинотеатр или кабинет. Обычно они являются частью коридора, которую с обеих сторон можно изолировать дверями, превратив в отдельную комнату. Телевизионные экраны там, как правило, тоже многофункциональны: можно, например, посмотреть на них фильм или применить для работы как разделенный на зоны монитор.

Нередко офис на яхте является частью мастер-каюты. Насколько оправдано и удобно такое расположение?

На мой взгляд, при всем удобстве многофункциональных комнат, апартаменты со спальней прежде всего являются местом для отдыха, а не офисной зоной: у них разные назначения, и в них чувствуешь себя по-разному. Поэтому я бы не стал устраивать офис в своей каюте и подобрал другое место, где можно уединиться для работы.

Каковы особенности оборудования, которое обычно устанавливают в офисе на яхте?

Самое главное — правильно спроектировать офис относительно используемых технологий. Сюда входит подбор подходящих экранов, сетевого оборудования с необходимыми клиенту функциями и т.  д. Прежде мы имели дело с 2D-коммуникацией, подразумевавшей передачу изображения и голоса. Три-четыре года назад к этому добавилась функция совместного использования данных (3D), а сейчас мы уже говорим о 4D, где появилась возможность не только делиться данными, но и вместе работать в режиме реального времени.

Мы можем установить на яхте и в офисе владельца на суше сенсорные экраны высокого разрешения (4К), на которых удобно одновременно писать и обмениваться информацией так, как если бы все участники процесса находились в одном помещении. При этом во время видеоконференции людям необходимо чувствовать себя частью коллектива, видеть реакцию всех собеседников, и здесь очень важны положение и тип используемых камер: они должны смотреть в нужном направлении и транслировать представляемую информацию.

Затем — микрофоны и акустика в помещении: для человека, разговаривающего в гарнитуре или на рабочем месте, подойдут направленные микрофоны ближнего поля, которые не регистрируют внешние шумы. Но если он, как и я, предпочитает ходить в это время по комнате или вместе с ним там находятся несколько человек, нужны микрофоны дальнего поля. Все это требуется грамотно встроить в обстановку и сделать интуитивно понятным для эксплуатации.

Кроме того, важно не забывать о программном обеспечении: оно должно быть простым, интуитивным и удобным для пользователя. Например, Microsoft разработала пакет Office 365 с интерактивным режимом работы и функциями привычных офисных программ: 15 миллионов его пользователей не могут ошибаться, поэтому нам незачем придумывать что-то с нуля, если на рынке доступен такой софт. Мы просто подбираем и оптимизируем под него «железо» в соответствии с требованиями заказчика.

Наконец, необходимо правильно организовать потоки данных: подобрать спутниковые и сотовые каналы связи, чтобы добиться быстрой и стабильной передачи информации, — ведь мало кому понравится, если перед самым заключением электронной сделки пропадет связь. Это может стоить миллионы и даже миллиарды евро, поэтому при выборе провайдера важно убедиться, что тот понимает предъявляемые клиентом требования и способен обеспечить надежное, производительное защищенное соединение с наземными узлами связи неподалеку от указанного делового центра на суше. Спрос на высокоскоростное соединение постоянно растет, и на горизонте появляются чрезвычайно интересные технологии. Яркий пример — группировка низкоорбитальных спутников (LEO), которая обеспечит стопроцентное покрытие планеты. Помимо уменьшенного времени запаздывания, эта сеть превзойдет существующие сети 4G и 5G в плане пропускной способности и стоимости передачи данных, которая будет ниже в 3–4 раза.

Приступая к проектированию и строительству суперяхты, возможность использования технологий будущего нужно предусмотреть заранее…

Если бы я только мог заглянуть в будущее! Для таких системных интеграторов, как Fusion Marine Systems, крайне важно постоянно взаимодействовать с OEM-производителями, пристально следить за появлением передовых разработок и тем, что происходит в этой области. Мы всегда проектируем системы с избытком, оставляя запас для их роста, который неизбежно потребуется, когда придут новые технологии. Поэтому используемые на борту базовые элементы и кабели должны быть самыми современными на момент монтажа, а в стойках должно оставаться достаточно свободного места. Кроме того, всегда необходимо предусматривать дублирующие системы, особенно в случае офиса на борту: если какое-то оборудование вдруг выйдет из строя, работоспособность системы должна быть восстановлена как можно скорее. Все эти факторы и составляют так называемую проверку на актуальность во времени (future-proofing), о которой часто говорят в индустрии.

Берете ли вы на себя заботу о кибербезопасности офиса на яхте, или эту задачу решают другие?

Разумеется, берем, ведь Fusion Marine Systems является поставщиком технологий, что подразумевает полный пакет услуг. О кибербезопасности необходимо задумываться не тогда, когда начинаешь пользоваться оборудованием, а еще на стадии проектирования, когда нужно обеспечивать физическую защиту кабелей, роутеров и точек доступа. Здесь тоже очень важно понимать специфику бизнеса заказчика, чтобы предусмотреть возможные уязвимые места. Мы также обеспечиваем обучение персонала, поскольку человеческий фактор — одно из слабых мест кибербезопасности, причастных к подавляющему большинству успешных кибератак.

Предлагаете ли вы удаленное администрирование и сервис бортовых систем?

Мы всегда стремимся выстроить с заказчиком долгосрочные отношения и готовы оказывать круглосуточную поддержку в любом месте, где бы ни находилась яхта. Мы сотрудничаем с компанией Bond Technology Management, у которой выстроена развитая сеть профессиональных IT-инженеров, всегда готовых прийти на помощь.

Возвращаясь к вопросу многофункциональности офиса на яхте: каким образом его можно использовать в свободное от работы время?

Например, в качестве учебного класса для дистанционного обучения. Все больше владельцев яхт берут с собой в путешествия детей или внуков, чтобы показать им мир и настоящую жизнь, ведь все мы понимаем, что она течет за пределами школы. Яхта дает возможность отправиться в новые места, и на ее борту можно организовать не только офис, но и школу: те же сенсорные экраны, выполняющие функцию рабочего стола, мольберта, чертежной или школьной доски; стандартное программное обеспечение, интерактивные обучающие технологии и возможность подключения одного или нескольких преподавателей. Для молодого поколения владельцев обучение детей в таких условиях является совершенно нормальным.

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Fusion Marine Systems, Avocor

Новости

Не отпускайте лето

Турецкий Бодрум хорош не только летом, но и с приходом первых холодов.

Новости

Российские катера — в шорт-листе Best of Boats!

Впервые за время существования премии Best of Boats Award в число финалистов вошли лодки российского производства.

Стиль жизни

Осень в Петербурге: пять причин влюбиться

Консьержи петербургского «Гранд Отеля Европа» назвали целых пять причин, по которым стоит купить билет на "Сапсан" и отправиться в Северную столицу.
По теме

Интервью с Нильсом Моэрке

О том, в каком направлении развивается бюро Van Oossanen Naval Architects и в чем состоят основные преимущества Fast Displacement Hull Form (FDHF), нам рассказал Нильс Моэрке, управляющий директор Van Oossanen Naval Architects.

Yachtmaster: Спасение с воздуха

MBY продолжает публиковать серию материалов для тех, кто хочет улучшить свои шкиперские навыки и быть готовым к встрече с морем. Как действовать, если вас собираются спасать с яхты вертолетом?

Новая экспедиция яхт Bandido

Совсем немного времени осталось до премьеры судна давно ожидаемой серии Drettmann Explorer Yachts. DEY 24 уже готова к своей первой навигации, остальные — на подходе. Посмотрим, чем они выделяются в классе экспедиционных яхт.

Lürssen Project Jupiter

В октябре 2016 года верфь Lürssen (Германия) спустила на воду судно проекта Jupiter (длина 123 м, ширина 20 м). Этот очень секретный пока проект разработали инженеры Lürssen, а внешним дизайном яхты занималась лондонская студия H2 Yacht Design.