Yachtmaster: Давайте экономить!

Хотите, чтобы 60-мильный переход обошелся вам на £ 150 дешевле? Наш тест в реальных условиях показывает, каким образом можно сократить расход топлива.

Текст Джон Мендеc 
Фото Лестер МакКарти, Джон Мендес

 Когда-то топливо было всего лишь одной из строк в списке трат на содержание лодки. Сегодня это одна из самых серьезных статей расхода. Проблема в том, что за последнее десятилетие дизельное топливо в Европе подорожало примерно впятеро, и каждый раз, собираясь выйти на воду, об этом вспоминаешь. В результате многие стали задумываться не только над тем, как часто использовать лодку, но даже есть ли вообще смысл ее иметь. Мы попытались выяснить: можно ли, изменив манеру управления судном и привычки в эксплуатации, добиться того, чтобы заливать дизель в танки реже, чем обычно? Всем известно: сбросив скорость, можно сохранить драгоценные литры. Но какова реальная экономия при переходе средней протяженности? Мы решили определить это на примере Bénéteau Swift Trawler 34, которая принадлежит техническому редактору MBY Джеку Хейнсу, и отправились на ней из «домашней» марины в Хэмбле в Веймут, расположенный в 60 милях. Нам было интересно, хватит ли сэкономленных денег хотя бы на то, чтобы оплатить ужин на четверых в ресторане. Цель — добраться в пункт назначения к ужину, то есть часам к восьми вечера, а значит, необходимо было спланировать дневной переход (никаких выходов на рассвете!). Если бы мы пошли на минимальной круизной скорости 6 узлов, не пользуясь попутным течением, то поход занял бы у нас целых 10 часов! Положив рукоятки до упора, на скорости 20 узлов мы могли бы дойти туда и за три часа, но тогда счет за топливо точно получился бы впечатляющим. Честно говоря, нам хотелось комфортной круизной скорости и разумного потребления топлива, поэтому первое, что мы сделали, — снизили общий вес лодки. 

ЛИШНИЙ БАГАЖ 

Для начала просто оцените масштабы завалов на борту. Наша Blue’s Away, которая ходит уже третий сезон в качестве семейной лодки, накопила приличное количество барахла. Беглый осмотр кают не выявил ничего ужасного: одежда, постельные принадлежности… А вот в кладовке нашлось несколько вещей, которые заставили нас изумленно вскинуть брови. Новое устройство для спуска и подъема тендера, которое так и не установили, потянуло на 20 кг. Там же обнаружилось барбекю, которое путешествует на лодке, но в последний раз его доставали полгода назад. Плюс инструменты и запчасти, которые тоже, кажется, решили поселиться на борту. Тщательный разбор всего этого багажа позволил оставить на берегу около центнера. 

ВОДА 

Водяной танк Blue’s Away вмещает 320 л воды, и к моменту нашего теста он был заполнен наполовину. Это означало, что мы собираемся тащить примерно 160 л воды в переход, где нам потребуется всего лишь приготовить несколько чашек чая и пару раз помыть руки. Мы оставили на эти цели 25 л, а остальное слили, снизив вес лодки еще на 135 кг. 

ТОПЛИВО 

При своей компактности Blue’s Away имеет приличный запас топлива — 800 л, и прежде мы частенько ходили с танками, заполненными «по горло». Даже по самым пессимистичным подсчетам, для перехода в Веймут нам потребовалось бы не больше 240 л. Мы приплюсовали к этому «аварийные» 48 л (20%) и залили в танк лишь 300 л. С учетом удельного веса дизельного топлива 0,85 кг/л мы получили гигантское снижение веса — 425 кг. Таким образом, в сумме нам удалось снизить вес лодки на 660 кг по сравнению с ее обычной загрузкой! Водоизмещение Swift Trawler 34 — 7471 кг, и сэкономленный вес составляет 8%. Конечно, экономия топлива в основном зависит от выбора скорости, но подобное снижение веса во время достаточно быстрых переходов (18–20 узлов) помогает,по нашим расчетам, сэкономить около 4% топлива. А на более крупных и быстрых лодках эта экономия может оказаться еще существеннее. 

Нам удалось снизить вес лодки на 660 кг. Это обеспечило 4% экономии топлива на круизной скорости 18–20 узлов 

ОБРАСТАНИЕ КОРПУСА 

За месяц до нашего теста Blue’s Away подняли из воды для чистки днища. Однако необрастающее покрытие не обновлялось. В день испытаний возле ватерлинии уже была заметна «борода» из водорослей, а ниже — тонкий слой слизи. Обычное обрастание корпуса вполне может увеличить расходы на топливо до 20%, а серьезное обойдется еще дороже. На Средиземном море мне доводилось встречать лодки, которые после трех месяцев стоянки не могли выйти на глиссирование — так обрастало у них днище. Ориентируясь на наш уровень обрастания, мы рассчитали, что подъем Blue’s Away, чистка днища и новое антифоулинговое покрытие могут уменьшить потребление топлива примерно на 10%. 

ТРАНЦЕВЫЕ ПЛИТЫ 

Основное назначение транцевых плит — менять крен и дифферент лодки. На Blue’s Away они также улучшают обзор с нижнего поста управления. Изменение угла дифферента может положительно сказаться и на расходе топлива, потому что подъем кормы уменьшает сопротивление воды. Впрочем, обращаться с транцевыми плитами нужно осторожно: слишком сильный дифферент на нос может вызвать совершенно противоположный эффект и увеличить расход. Да и управляться лодка будет хуже. Лучший результат, которого удалось достичь, — прирост скорости 0,6 узла на неизменных оборотах двигателей. Мы добились этого, только меняя положение транцевых плит (см. табл.). На скорости 14 узлов это давало дополнительную экономию в 4%. На лодке с подвесными моторами оптимальный угол откидки может дать еще больший эффект. Но резкое изменение угла транцевых плит приведет к торможению лодки. 

СЕРВИС 

Сами двигатели также играют свою роль в вопросах экономии топлива. Особенно это касается быстроходных лодок. Если судно оборудовано приборами определения расхода топлива, можете слегка сбросить скорость и проверить, что получится. Заметное снижение расхода топлива при небольшом падении скорости означает, что у двигателей проблемы с забором воздуха или топлива. Когда датчиков нет, проверьте состояниефильтров и убедитесь, что ничто не мешает поступлению топлива. А биоцидсодержащие добавки воспрепятствуют появлению в топливных танках микроорганизмов. Лодки, оснащенные спаренными моторами, дают повод для дебатов на тему, стоит ли ходить на одном двигателе, чтобы оптимизировать потребление топлива. Прежде чем испробовать это, вспомните: сопротивление переложенных рулей (чтобы лодка двигалась прямо), а также от второго винта (неважно, зафиксированного или в состоянии авторотации) довольно значительны. Помимо того, многие редукторы имеют масляные насосы с приводом от вала двигателя, и если винт вращается, но двигатель не работает, они могут выйти из строя из-за нехватки масла. Застопоренный двигатель остановит систему водяного охлаждения и смазки уплотнений вала. Все эти обстоятельства могут сильно навредить судну, так что ходить под одним двигателем на двухмоторной лодке надо с оглядкой. 

ТЕЧЕНИЕ 

Использование течения поможет заметно снизить расход топлива. На переходе в Веймут у нас были отрезки от 7 до 12 миль попутного течения, когда расход топлива снижался на 20%. Но нам также приходилось подстраивать скорость под течение, а слишком долгий переход означал возможность поймать и встречное течение. Графики иллюстрируют возможную выгоду от использования течения на разных скоростях. На них видно, какой компромисс между расходом топлива и временем в пути вам требуется. А использовать ветер и течение стоит не только для экономии, но и в целях обеспечения более комфортного плавания. 

СКОРОСТЬ ИЛИ ТОПЛИВО? 

На графиках также видно, сколько топлива мы потратили бы на разных скоростях и сколько времени занял бы переход на этих режимах. У нашей Blue’s Away кривая потребления топлива довольно пологая (за исключением участка водоизмещающего режима на скорости около 8 узлов). В этой точке потребление составляет примерно 1 л/милю. Затем, с увеличением скорости, потребление довольно круто идет вверх — до 3 л/милю, пока не доходит до момента выхода на глиссирование (скорость 10–11 узлов). После этого кривая снова становится пологой: расход растет постепенно вплоть до скорости 20 узлов, где потребление составляет около 4 л/милю.

 ОБЩАЯ ЭКОНОМИЯ 

Сколько топлива можно сэкономить на переходе, зависит в основном от того, насколько медленно вы готовы двигаться. Если бы мы прошли все 60 миль до Веймута на скорости 6 узлов (а не 20), нам удалось бы сэкономить 168 л (рис. 1). При нынешних ценах на дизель в Англии (примерно £ 1,15 за литр) это около £ 193. Впрочем, в реальности Джек обычно ходит на скорости 18 узлов, и 6 узлов — это, пожалуй, слишком медленно, чтобы путешествие было приятным. А вот переход на 8 узлах, который займет 6 часов, выглядит уже приемлемым компромиссом и способен сэкономить вам 126 л дизеля. Если добавить другие меры, направленные на оптимизацию расхода топлива (табл. 2), такие как уменьшение веса лодки, чистка днища и использование течения, то они увеличили экономию дизеля до 159 л (£ 183). Так что по прибытии в Веймут мы все-таки смогли порадовать себя ужином. Да, по времени наш переход оказался вдвое дольше обычного, но снижение скорости, а следовательно, и уровня шума на борту часто позволяет по-настоящему и полноценно наслаждаться временем, проведенным на воде, и приносит больше удовольствия от путешествия! 

Новости

BENETEAU PROJECT E

Французская верфь Beneteau анонсировала выпуск в 2021 году двух уникальных яхт.

Новости

Audi quattro Winter Cup 2020

17 февраля на горнолыжном курорте «Роза Хутор» в Сочи прошла финальная гонка турнира Audi quattro Winter Cup 2020.

Яхты

Absolute 47 Fly

В качестве базовых критериев концепции этого проекта верфь выбрала свет и пространство.
По теме

Идущие за солнцем

Так можно перевести с английского название знаменитой яхтенной верфи Sunseeker International, с историей, философией и технологическими возможностями которой мы продолжаем знакомиться.

На своей волне

В модельном ряду британской верфи Fairline появилась новая яхта — Fairline Targa 53 Gran Turismo. Давайте с ней познакомимся.

По имени CATIA

Программное обеспечение для трехмерного проектирования облегчает жизнь инженерам во многих областях, и судостроение — не исключение.

S-класс в небе

На яхтенной выставке Monaco Yacht Show американский производитель одних из самых востребованных и безопасных вертолетов Bell Helicopter представила полноразмерный макет нового вертолета Bell 525 Relentless.