Учись спасаться и спасать

В сентябре 1994 года в Балтийском море затонул паром «Эстония». Погибли свыше 850 человек. После этой трагедии спасательные службы ряда морских стран Европы стали повышать степень своей готовности и развивать систему подготовки экипажей судов.

Тренажерный центр

Действующий в Финляндии Морской спасательный учебный центр Meriturva построен на средства федерального бюджета. Загрузка в Центре постоянная — группы курсантов морских учебных заведений, спасателей, экипажи коммерческих и пассажирских судов приезжают сюда, в городок Лохья (60 км к западу от Хельсинки), с завидной регулярностью.

Наша группа — 12 человек, капитаны и владельцы яхт, преимущественно моторных — была первой учебной группой из России. Каждый из нас имел понятие о безопасности на воде и борьбе за живучесть, но по большей части теоретическое. Нам, к счастью, никогда не доводилось пользоваться спасательным плотом,  и «утопающего» поднимали на борт лишь для тренировки и в хорошую погоду. Так что приехали мы сюда за практическими навыками.

Бассейн

Он впечатляет с первого взгляда: несколько спасательных плотов в воде, корпус вертолета под потолком на кран-балке, 18-футовая парусная яхта, мощные вентиляторы… А еще — волна, и когда на вентиляторы подают воду, ты оказываешься в ситуации, максимально приближенной к реальной.

Вода в бассейне +21 ºС — вполне комфортная температура для занятий. Но после пары часов упражнений отчетливо понимаешь, что начинаешь замерзать и что забраться из воды на спасательный плот — не такая простая задача.

День первый

Каждое утро для нас начиналось с теории. Интересно: инструктор задает вопрос, обычно у кого-то из группы есть ответ, но стройный хор голосов не звучал ни разу. Вывод: даже теоретическая подготовка у нашей группы хромает.

Начали мы со спасательных жилетов, изучения их многочисленных модификаций и свойств. В Meriturva в жилетах разбираются: здесь регулярно проводят тесты спасательного оборудования. Не вдаваясь в детали, скажем только, что у надуваемого спасательного жилета должны быть лямки под пах и очень желательно — страховочное кольцо для эвакуации из воды. И не стоит надевать такие жилеты на не умеющих плавать и на детей.

Еще важно помнить, что большинство трагедий на воде происходит из-за паники. Значит нужно иметь представление о том, как что работает, что с тобой и вокруг тебя происходит. И тут мы снова отправляемся в бассейн…

Дует «штормовой» ветер с горизонтальными брызгами. Наша задача — поднять на борт яхты обессилевшего в воде человека. Далее — втроем забраться на метровый борт из воды. Затем вскарабкаться по штормтрапу на борт сухогруза, а после — спрыгнуть в спасжилете с пятиметровой высоты. Потом снова вскарабкаться и спуститься по вертикальному спасательному желобу с 10-метрового борта в плот. А еще — упражнение по возвращению в нормальное положение опрокинутого спасательного плота. Или отработка тактики держаться в воде всем вместе в ожидании помощи. После этого — заплыв в полной темноте и под завывание ветра туда, где «завис вертолет», откуда можно ждать помощи…

День второй

На следующий день тренировок в бассейне мы осваивали целый арсенал способов подъема человека из воды на борт судна. Мы тренировались делать это вручную с помощью веревки с беседочным узлом, фала и палубной лебедки, а также с помощью специальной полужесткой «колыбели», являющейся одновременно и штормтрапом.

Вывод: чем проще, тем лучше. Как бы ни был на первый взгляд хорош способ подцепить человека за карабин на спасжилете к фалу (предварительно спустив грот) и аккуратно поднять его лебедкой из воды, на практике все это обернулось потерей времени, суетой, а «утопающий», зависнув на полпути из воды, успел побиться о борт качающейся яхты.

Самым быстрым и безопасным способом оказался обычный подъем «пострадавшего» двумя людьми с помощью швартова, проведенного через подмышки, с петлей за спиной.

День третий

Следующее теоретическое занятие было посвящено переохлаждению. Человек может выжить, даже проведя несколько часов в очень холодной воде. И жизнь пострадавшего будет зависеть от грамотных действий тех, кто поднял его из воды (или откопал из-под снежной лавины). Главное — никакого физического разогрева или — тем более — внутреннего! Только естественное постепенное повышение температуры!

Для закрепления материала нам было предложено несколько минут провести в бассейне с температурой воды всего +6 ºС…

Отдельное занятие, теоретическое и практическое, было посвящено борьбе с огнем на судне. Несколько главных мыслей, каждая из которых не нова, но в подобной ситуации  должна мотивировать действие:

1. Если за первую минуту вы не смогли победить огонь, у вас есть еще четыре, чтобы эвакуироваться (не забыв закрыть за собой двери).

2. Ни в коем случае не открывайте доступ к источнику возгорания — приток кислорода усложнит вашу борьбу с огнем.

3. Не забывайте регулярно проверять исправность огнетушителей на яхте!

Домой

На обратном пути мы обменивались впечатлениями о проведенных в Финляндии трех днях интенсивного тренинга. Кратко итоги можно сформулировать так.

Тренинг прошел отлично: в центре Meriturva работают настоящие профессионалы — стоит особенно отметить хорошую организацию учебных процессов. У каждого из нас сложилась четкая картина, как комплектовать яхту спасательным оборудованием, как его использовать, как спасать и спасаться. Новым опытом стала имитация подъема из воды с помощью вертолета. Несколько часов, проведенных в воде в спасательном жилете, приучили нас к правильному положению тела, что должно исключить возникновение паники. И еще: любое тонущее судно безопаснее спасательного плота. Поэтому переходить на плот нужно в «предпоследний» момент. А такие тренинги стоит проводить на регулярной основе.

Спасательный жилет

У человеческого тела отрицательная плавучесть: действующая на него архимедова сила в среднем на 40 Н меньше, чем вес. Для дополнительной плавучести и применяется спасжилет (на каждом жилете есть маркировка, указывающая величину дополнительной плавучести).

Для жилетов, используемых спортсменами (аквабайк, виндсерфинг), стандартом является плавучесть в 50 Н, однако конвенционные спасжилеты имеют плавучесть не менее 150 Н: этого достаточно, чтобы поддержать на плаву троих!

Даже если человек в воде находится без сознания, правильно надетый спасательный жилет заставит его принять положение «на спине» и будет поддерживать голову на высоте 40 см над водой.

Важно, чтобы все лямки жилета были застегнуты, в особенности нижняя, под пах. Как правило, о ней забывают, но именно она не позволяет жилету «соскочить» с тела при падении в воду.

Человеку, использующему надувной жилет впервые, необходим инструктаж: большинство людей, не связанных с морем, не могут надеть его без посторонней помощи.

Спасательные жилеты бывают надувные (с баллоном) и классические (с наполнителем). Надувные не занимают много места и не сковывают движения тела. Их недостаток — более сложное, нежели у классического жилета, устройство, а также необходимость регулярного ухода и проверок исправности. В ходе проверки надувного жилета нужно удостовериться, что автоматический механизм надувания взведен (зеленый индикатор), и проверить герметичность баллона со сжатым газом (предварительно выкрутить).

Обязательно храните на борту запасные баллоны для жилетов: они имеют свойство срабатывать от брызг или под сильным дождем. Полезно также снабдить все спасжилеты сигнальным фонарем на батарее; такой фонарь автоматически загорается при падении в воду и может светить на протяжении суток. Стоимость устройства чуть больше 20 евро, но оно повышает шансы найти человека, упавшего за борт ночью.

Текст Андрей Петров, Денис Хамзатов Фото Борис Лашков

Новости

Субботний вечер. И вот опять...

Солист легендарной группы «Секрет» Максим Леонидов, «Балет парусов», «Национальная парусная лига», губернаторский смотр яхт, фотовыставки и мастер-классы... В Петербурге продолжается насыщенная событиями «Балтийская яхтенная неделя»

Новости

Завершилась десятая Ярмарка продаж яхт и катеров «Водный мир»

С 5 по 7 июля 2019 года на территории «Международного Московского Яхтенного Порта» проходила X Ярмарка продаж яхт и катеров «Водный мир», вызвавшая огромный интерес у посетителей.

Новости

Новый выпуск вышел из печати!

Свежий номер (№ 58) журнала Motor Boat & Yachting Russia вышел из печати.
По теме

Первый старт Can-Am X Race

В течение семи лет популярная серия носила имя Can-Am Trophy Russia. Организатор, ссылаясь на перевод с английского, трактовал trophy исключительно как «трофей». Однако в классическом понимании трофи — это колея и глубокие броды. Но даже с новым именем от грязи никто не отказывается!

Престиж всегда престиж

Осенью в Каннах прошла мировая премьера Prestige 630 — новой интересной модели французской верфи из линейки Yacht Division.

День судостроителя в Петербурге

Завтра, 30 октября, в Петербурге будут чествовать работников судостроительной отрасли. Для жителей и гостей города этот праздник станет отличным поводом посетить знаковые места, отражающие в себе дух «морской столицы» нашей страны.

Bonanza! идет с молотка... в который раз

В понедельник в Петербурге начались торги по продаже имущества обанкротившейся компании JFC Владимира Кехмана. На продажу выставлено несколько десятков лотов, включая яхту Bonanza!.