Лодка на монорельсе

Первые экспериментальные суда на подводных крыльях появились 120 лет назад. И даже со времен, когда гениальный советский конструктор Алексеев поставил на крыло первое отечественное пассажирское судно, прошло уже более 60 лет. За это время построили немало крылатых конструкций: и коммерческих судов, и различных катеров. Только давно что-то на рынке не появлялось ничего особенно интересного, такого, на что следовало бы обратить внимание. И в то же время яхтсмены-парусники уже лет десять в буквальном смысле летают на невообразимых крыльях со скоростью катеров.

И вот наконец встретились два производителя: верфь Princess и компания BAR Technologies, которой яхтсмены обязаны «космическими» скоростями на крылатой яхте AC 45 для Кубка «Америки». И одни англичане не подвели других: в результате новая лодка Princess R35 получила те качества, которых нет ни у одной модели ни одного производителя катеров с подводными крыльями.

Забудьте расхожее выражение «идет как по рельсам» применительно к катеру: вы не до конца понимаете, что это, пока не пройдетесь на R35. Лодка не отрывается от воды — она, наоборот, вцепляется в нее всем корпусом. И все это благодаря двум небольшим независимым крыльям под днищем в кормовой части корпуса. Дело инженеров рассказывать, как работает эта система; мне же хочется поделиться личными ощущениями.

Эти тесты прошли в Валенсии. Открытое море, длинная волна… Не могу ничего сказать, как поведет себя Princess R35 на короткой волне, а на длинной — ощущения очень необычные.

Да, хороший корпус, да, мощные двигатели, но кроме дизайна — ничего такого особенного, по крайней мере снаружи. Крылья до скорости 15 узлов убраны в корпус, но даже будучи выдвинутыми, они не так уж заметны в воде — они просто маленькие. При отходе-подходе к причалу и даже на скорости 20 узлов — все как на обычной лодке. Но стоит только «притопить», как начинаешь что-то подозревать. Лодка идет практически на ровный киль, облизывая каждую волну. Попрыгать на волне, встречной или попутной, не получается: R35 идет ровно не только по «тангажу», но и по кренам. Самое интересное, что и косым курсом она проходит волну так же, причем на любой скорости — а мы разгоняли ее до 48 узлов!

Виражи начали закручивать с 30 узлов и закончили на полных ходах. По ощущениям, это даже не рельсы — с них можно и улететь «в кусты»; это монорельс, откуда физически никуда не деться. Какую циркуляцию ни закладывай, за кормой остается идеально ровная кильватерная струя. Дрейфа или проскальзывания — ноль, полный ноль! Оборотная сторона «монорельса» — относительно небольшие крена в поворотах (крен зависит от режима Sport или Comfort, который устанавливается на приборной панели), и, соответственно, заметные перегрузки для пассажиров. Все-таки надо крепко держаться! Но эти перегрузки прогнозируемые и не сопровождаются отрывом корпуса от воды, то есть боковые не превращаются неожиданно в вертикальные, и это очень смахивает на ощущения в спортивном шоссейном автомобиле, а не во время раллийных гонок.

Очень показательный момент: когда до руля дорвался один наш товарищ, то, недолго думая, он положил ручки «в пол» и стал просто крутить штурвал во все стороны. И даже в этой ситуации крылья, ни разу не подвели, и корпус ни на секунду не терял контакта с  водой. Правда, представитель верфи сразу после этого сказал, что на сегодня хватит…

К чему я все это? А к тому, что, похоже, два маленьких «умных» крыла делают на наших глазах если не революцию, то эволюцию в управляемости и комфорте небольших быстроходных лодок. Собственно, Princess так и называет свою новую линейку — R/Evolution.

Яхты

Рождение «Черной акулы»

Эта огромная стальная конструкция с фрагментом киля, словно перышко на волнах, покачивалась над бетонным полом на паутине тросов циклопического козлового крана. В атмосфере явственно ощущались волнение и торжественность момента, нарастающие по мере того как на сцене появлялся соответствующий реквизит...

Новости

Россия на пьедестале чемпионатов мира и Европы по водно-моторному спорту

С 10 по 12 мая в португальском Портимао прошел первый этап чемпионата мира — 2019 по аквабайку.

Яхты

Selene 60

Такое обозначение яхты-траулера не позволяет достоверно идентифицировать судно. Важно знать, что написано дальше: Classic Explorer (Trawler), Ocean Explorer (Expedition) или Ocean Clipper. Во многом это три разные лодки.
По теме

S-класс в небе

На яхтенной выставке Monaco Yacht Show американский производитель одних из самых востребованных и безопасных вертолетов Bell Helicopter представила полноразмерный макет нового вертолета Bell 525 Relentless.

Делать, что любишь

Ходят слухи, что название Axopar составлено из частей названий конкурирующих брендов. Насколько успешный старт взял этот молодой бренд, разбираемся на примере флагмана Axopar 37 AC.

В Москве открылся Офис туризма полуострова Бодрум

На днях в Москве состоялось торжественное открытие Офиса туризма полуострова Бодрум. Теперь квалифицированную помощь в организации путешествий в один из самых живописных регионов Турции можно получить из первых рук.

Nuvolari-Lenard раскрывает детали новой мегаяхты Redwood

Итальянская студия Nuvolari-Lenard сообщает новые подробности о работе над мегаяхтой Project Redwood. Строительство 139-метрового судна ведется на верфи Lürssen в Бремене, Германия. Nuvolari-Lenard разработала для яхты концепцию, дизайн экстерьера и интерьера.