Зима близко...

К сожалению, зимой большая часть российских владельцев лодок вынуждена делать паузу в навигации, связанную с необходимостью переждать холода, и для того чтобы не пропустить начало следующего сезона, нужно помочь вашему двигателю, в частности подвесному, справиться с ними. Иными словами, следует провести межсезонную консервацию.

Вопрос первый и основной: делать ее или нет? Ответ однозначный: делать! Причем неважно, будет мотор храниться на улице или в теплом помещении. Консервация — это не столько подготовка двигателя к морозам, сколько к тому, что механизмы будут неподвижны в течение длительного времени. Долгий простой без подготовки может привести к возникновению явлений, следствием которых будут затраты на ремонт и сожаления об упущенном времени и без того короткой навигации.

  • Силовой блок мотора Mercury F 80 ELPT EFI. Во избежание ошибок внимательно изучите информацию на шильдике, закрепленном на кожухе мотора

Поясню подробнее, и начну с 4-тактных подвесников. При долгом бездействии основной риск — закисание поршневых колец. На вероятность возникновения этого явления влияет множество факторов, которые сложно предусмотреть: например, качество топлива и масла, режимы работы и пр. Поверьте — вероятность довольно высока. При запуске двигателя весной вы вряд ли обратите внимание на некоторое падение мощности, вызванное тем, что кольца смещены, поршень из-за этого стоит с перекосом, и с одной стороны поршня появилось повышенное трение, а с другой — прорыв газов. Там, где увеличилось трение, увеличится и износ, а прорыва газов ведет к тому, что начнет подгорать масло, образуется сажа, которая станет абразивом. В результате как минимум — повышенный износ, как максимум — заклинивание двигателя.

А что с 2-тактными моторами, где топливо смешано с маслом? При длительном хранении топливо испаряется, а масло остается, загустевает и превращается в клей, который может заблокировать подвижность, например, иглы в поплавковой камере карбюратора или, что еще более опасно, клапана в канале, обеспечивающего смазку верхнего подшипника коленвала. В лучшем случае весной двигатель не заведется, а в худшем вам грозит разрушение подшипника со всеми вытекающими последствиям. Надеюсь, убедил.

Вопрос второй: проводить консервацию своими силами или в сервисе? Решать вам. Сама по себе консервация — процедура несложная (хотя это скорее относится к подвесным двигателям, а для стационарных не все так однозначно). Перед консервацией настоятельно рекомендую провести регламентное ТО, что уже не кажется столь простым делом.

Здесь есть некоторые операции, которые требуют специального инструмента и навыков; помимо того, ТО — это не просто выполнение процедур, предписанных производителем, но и анализ состояния двигателя с возможным выявлением имеющихся или потенциальных поломок. Для такого анализа требуются специальные знания и опыт.

  • Перед консервацией мотора обязательно проведите регламентное ТО

Для 4-тактных двигателей проведение ТО перед зимним хранением более критично, чем для 2-тактных. В моторном масле, оставленном зимовать, к весне выпадет осадок, который при простой замене останется в системе и после начала эксплуатации моментально испортит новое масло и фильтр, что сведет эффект от их замены к нулю.

Небольшое отступление по поводу ТО. Старайтесь использовать только оригинальные расходники. Экономия на покупке продукции мелких производителей будет невелика, а гарантий качества в наших условиях пока довольно «дикого капитализма» вам никто не даст. Механики официальных сервисов поведают вам массу историй о частях фильтров, забивших масляные каналы, и тому подобных последствиях экономии.

Консервация. Теперь перейдем к самой процедуре. Сразу оговорюсь, что описанные далее процедуры универсальны для подвесных и стационарных двигателей, но стационарные, кроме этого, требуют пролива или прогона охлаждающей системы антифризом и проведения некоторых дополнительных процедур в зависимости от конкретной модели. Например, снятия на зимний период крыльчатки помпы системы охлаждения, ослабления натяжения приводных ремней и т.  д. Поэтому еще раз оцените имеющиеся ресурсы и навыки при консервации своими силами.

Общее требование для всех типов двигателей — проведение антикоррозийной защиты. После эксплуатации в соленой воде тщательно промойте все узлы и системы двигателя, в том числе систему охлаждения (запустите двигатель в пресной воде); особенно внимательно отнеситесь к резьбовым соединениям и местам контакта стали и алюминия. Замените износившиеся аноды. Обработайте все места с поврежденной краской защитными составами.

Различия. В 4-тактных двигателях необходимо законсервировать цилиндро-поршневую группу и стабилизировать топливо. Для его стабилизации добавьте в бак соответствующее объему горючего количество стабилизатора (не заливайте стабилизатор прямо из упаковки в топливную горловину, так как большая его часть останется на стенках шланга, а предварительно растворите в небольшом количестве топлива) и запустите двигатель, дав ему поработать на топливе со стабилизатором. Если двигатель на берегу, не забудьте об охлаждении. Осушать топливную систему после окончания процедуры необходимости нет.

Для консервации цилиндро-поршневой группы выкрутите свечи, добавьте консервирующий состав и проверните двигатель. Делайте это вручную, за маховик, а не стартером, чтобы не вывести из строя элементы системы зажигания. Подвесной мотор при этом желательно максимально откинуть.

В 2-тактных двигателях, помимо стабилизации топлива и консервации поршневой группы, надо, чтобы консервант попал в кривошипно-шатунный механизм. Для этого консервирующий состав следует подать в топливную систему при работающем двигателе. При этом топливная система после процедуры должна быть осушена. Как это сделать?

  • Для консервации поршневой системы залейте консервирующий состав в свечное отверстие и проверните двигатель

Осушение топливной системы лучше проводить на воде, так как двигателю придется работать довольно продолжительное время. Добавьте стабилизатор в топливный бак и запустите двигатель примерно на 20 минут. За первые 10 минут мотор израсходует все топливо, находившееся в системе до добавления стабилизатора (фильтры, шланги и т.  д.), а за вторые наполнит систему и проработает на стабилизированном топливе. Мотор при этом не должен работать на холостом ходу. Установите обороты чуть выше холостого хода для лучшей продувки картера и камеры сгорания. Отключите двигатель от топливного бака и при первых перебоях в работе непрерывно впрыскивайте консервирующий состав в диффузор, одновременно добавив газ до полного. Двигатель должен увеличить обороты, «вдохнуть» консервант и… заглохнуть. Если вы не угадали момент и двигатель заглох раньше, чем увеличились обороты, процедуру придется повторить.

Подвесной двигатель и колонки на время зимнего хранения следует привести в вертикальное положение.

В заключение. Помните: для подвесных моторов не существует процедуры «расконсервации». Спускаете лодку на воду — завели и поехали. Не попадайтесь на удочку жуликоватых сервисменов. А вот для стационарных двигателей, как правило, необходимо провести такую процедуру подготовки к спуску.

Автор выражает благодарность Дмитрию Семенову за помощь в подготовке статьи.

Текст Дмитрий Крылов («Мастер Про Боат»)

Стиль жизни

Ёлка в Pride Wellness Club — 15 декабря!

Pride Wellness Club в подмосковной Жуковке XXI приглашает погрузиться в атмосферу новогодней сказки.

Яхты

Princess X95

Недавно верфь Princess Yachts обнародовала первые сведения о моторной яхте X95, с которой начнется новая линейка бренда.

Новости

Отдых лишним не бывает!

Ласковое море, традиционное турецкое радушие, персональный подход к каждому гостю и высокий уровень сервиса — то, за чем едут в эту гостеприимную страну со всего света.
По теме

Престиж всегда престиж

Осенью в Каннах прошла мировая премьера Prestige 630 — новой интересной модели французской верфи из линейки Yacht Division.

Проверки на борту

Многие думают, что перед выходом на воду вполне можно ограничиться беглым осмотром двигателей. Мы же предпочитаем проверять и другие позиции из числа жизненно важных. Для удобства составьте список регулярных проверок и следуйте ему всякий раз, когда соберетесь провести день на воде.

Яхтенный проект: от идеи до спуска

Проектирование и строительство яхты — это сложные многоэтапные процессы, требующие не только технических знаний и опыта, но и умения ориентироваться в ситуации.

О флотской чарке

Эти заметки не претендуют на абсолютную полноту исследования, но являются лишь фрагментами пестрого мозаичного полотна, дополняя собой всеобщую историю флота. Какие-то зарисовки вам могут показаться любопытными, и тогда я сочту свою миссию выполненной.