Зима близко...

К сожалению, зимой большая часть российских владельцев лодок вынуждена делать паузу в навигации, связанную с необходимостью переждать холода, и для того чтобы не пропустить начало следующего сезона, нужно помочь вашему двигателю, в частности подвесному, справиться с ними. Иными словами, следует провести межсезонную консервацию.

Вопрос первый и основной: делать ее или нет? Ответ однозначный: делать! Причем неважно, будет мотор храниться на улице или в теплом помещении. Консервация — это не столько подготовка двигателя к морозам, сколько к тому, что механизмы будут неподвижны в течение длительного времени. Долгий простой без подготовки может привести к возникновению явлений, следствием которых будут затраты на ремонт и сожаления об упущенном времени и без того короткой навигации.

  • Силовой блок мотора Mercury F 80 ELPT EFI. Во избежание ошибок внимательно изучите информацию на шильдике, закрепленном на кожухе мотора

Поясню подробнее, и начну с 4-тактных подвесников. При долгом бездействии основной риск — закисание поршневых колец. На вероятность возникновения этого явления влияет множество факторов, которые сложно предусмотреть: например, качество топлива и масла, режимы работы и пр. Поверьте — вероятность довольно высока. При запуске двигателя весной вы вряд ли обратите внимание на некоторое падение мощности, вызванное тем, что кольца смещены, поршень из-за этого стоит с перекосом, и с одной стороны поршня появилось повышенное трение, а с другой — прорыв газов. Там, где увеличилось трение, увеличится и износ, а прорыва газов ведет к тому, что начнет подгорать масло, образуется сажа, которая станет абразивом. В результате как минимум — повышенный износ, как максимум — заклинивание двигателя.

А что с 2-тактными моторами, где топливо смешано с маслом? При длительном хранении топливо испаряется, а масло остается, загустевает и превращается в клей, который может заблокировать подвижность, например, иглы в поплавковой камере карбюратора или, что еще более опасно, клапана в канале, обеспечивающего смазку верхнего подшипника коленвала. В лучшем случае весной двигатель не заведется, а в худшем вам грозит разрушение подшипника со всеми вытекающими последствиям. Надеюсь, убедил.

Вопрос второй: проводить консервацию своими силами или в сервисе? Решать вам. Сама по себе консервация — процедура несложная (хотя это скорее относится к подвесным двигателям, а для стационарных не все так однозначно). Перед консервацией настоятельно рекомендую провести регламентное ТО, что уже не кажется столь простым делом.

Здесь есть некоторые операции, которые требуют специального инструмента и навыков; помимо того, ТО — это не просто выполнение процедур, предписанных производителем, но и анализ состояния двигателя с возможным выявлением имеющихся или потенциальных поломок. Для такого анализа требуются специальные знания и опыт.

  • Перед консервацией мотора обязательно проведите регламентное ТО

Для 4-тактных двигателей проведение ТО перед зимним хранением более критично, чем для 2-тактных. В моторном масле, оставленном зимовать, к весне выпадет осадок, который при простой замене останется в системе и после начала эксплуатации моментально испортит новое масло и фильтр, что сведет эффект от их замены к нулю.

Небольшое отступление по поводу ТО. Старайтесь использовать только оригинальные расходники. Экономия на покупке продукции мелких производителей будет невелика, а гарантий качества в наших условиях пока довольно «дикого капитализма» вам никто не даст. Механики официальных сервисов поведают вам массу историй о частях фильтров, забивших масляные каналы, и тому подобных последствиях экономии.

Консервация. Теперь перейдем к самой процедуре. Сразу оговорюсь, что описанные далее процедуры универсальны для подвесных и стационарных двигателей, но стационарные, кроме этого, требуют пролива или прогона охлаждающей системы антифризом и проведения некоторых дополнительных процедур в зависимости от конкретной модели. Например, снятия на зимний период крыльчатки помпы системы охлаждения, ослабления натяжения приводных ремней и т.  д. Поэтому еще раз оцените имеющиеся ресурсы и навыки при консервации своими силами.

Общее требование для всех типов двигателей — проведение антикоррозийной защиты. После эксплуатации в соленой воде тщательно промойте все узлы и системы двигателя, в том числе систему охлаждения (запустите двигатель в пресной воде); особенно внимательно отнеситесь к резьбовым соединениям и местам контакта стали и алюминия. Замените износившиеся аноды. Обработайте все места с поврежденной краской защитными составами.

Различия. В 4-тактных двигателях необходимо законсервировать цилиндро-поршневую группу и стабилизировать топливо. Для его стабилизации добавьте в бак соответствующее объему горючего количество стабилизатора (не заливайте стабилизатор прямо из упаковки в топливную горловину, так как большая его часть останется на стенках шланга, а предварительно растворите в небольшом количестве топлива) и запустите двигатель, дав ему поработать на топливе со стабилизатором. Если двигатель на берегу, не забудьте об охлаждении. Осушать топливную систему после окончания процедуры необходимости нет.

Для консервации цилиндро-поршневой группы выкрутите свечи, добавьте консервирующий состав и проверните двигатель. Делайте это вручную, за маховик, а не стартером, чтобы не вывести из строя элементы системы зажигания. Подвесной мотор при этом желательно максимально откинуть.

В 2-тактных двигателях, помимо стабилизации топлива и консервации поршневой группы, надо, чтобы консервант попал в кривошипно-шатунный механизм. Для этого консервирующий состав следует подать в топливную систему при работающем двигателе. При этом топливная система после процедуры должна быть осушена. Как это сделать?

  • Для консервации поршневой системы залейте консервирующий состав в свечное отверстие и проверните двигатель

Осушение топливной системы лучше проводить на воде, так как двигателю придется работать довольно продолжительное время. Добавьте стабилизатор в топливный бак и запустите двигатель примерно на 20 минут. За первые 10 минут мотор израсходует все топливо, находившееся в системе до добавления стабилизатора (фильтры, шланги и т.  д.), а за вторые наполнит систему и проработает на стабилизированном топливе. Мотор при этом не должен работать на холостом ходу. Установите обороты чуть выше холостого хода для лучшей продувки картера и камеры сгорания. Отключите двигатель от топливного бака и при первых перебоях в работе непрерывно впрыскивайте консервирующий состав в диффузор, одновременно добавив газ до полного. Двигатель должен увеличить обороты, «вдохнуть» консервант и… заглохнуть. Если вы не угадали момент и двигатель заглох раньше, чем увеличились обороты, процедуру придется повторить.

Подвесной двигатель и колонки на время зимнего хранения следует привести в вертикальное положение.

В заключение. Помните: для подвесных моторов не существует процедуры «расконсервации». Спускаете лодку на воду — завели и поехали. Не попадайтесь на удочку жуликоватых сервисменов. А вот для стационарных двигателей, как правило, необходимо провести такую процедуру подготовки к спуску.

Автор выражает благодарность Дмитрию Семенову за помощь в подготовке статьи.

Текст Дмитрий Крылов («Мастер Про Боат»)

Новости

PROyachting: итоги вечерних регат сезона-2018

В первых числах октября состоялись финальные регаты вечерних серий гонок на Водном стадионе, организованные компанией PROyachting.

Новости

Yalıkavak Marina — для каждого ребенка!

25 октября в отеле The Raffles Hotel одна из лучших в Средиземноморье Yalıkavak Marina примет участие в благотворительном вечере, организованном ЮНИСЕФ под лозунгом "Для каждого ребенка".

Стиль жизни

Москва. Яхтенный сезон закрыт

6 октября в московском Royal Yacht Club состоялось торжественное закрытие яхтенного сезона, организованное совместно с журналом Motor Boat & Yachting.
По теме

Встречаем лето на Южном полюсе

Весенний выпуск MBY Russia всегда был предвестником нового яхтенного сезона. Готовя его, мы не только вложили пригласительный билет на выставку Moscow Yacht Show 2017, но и подобрали материалы, которые мотивируют поскорее спустить лодку и наконец-то выйти в море. Но тогда откуда на обложке льды и кто-то тепло одетый?

Чудесных дел мастера

Информационные, охранные и развлекательные системы важны для суперяхты не меньше, чем прочный корпус и надежные двигатели. О настоящем и будущем таких систем рассказывают специалисты компании VBH.

Питер Люрссен о верфи и секретах ведения бизнеса

Этим летом в Санкт-Петербурге вместе с семьей побывал Питер Люрссен, генеральный директор верфи Lürssen Yachts. Журнал MBY не упустил возможность пообщаться с Питером.

Lürssen Project Jupiter

В октябре 2016 года верфь Lürssen (Германия) спустила на воду судно проекта Jupiter (длина 123 м, ширина 20 м). Этот очень секретный пока проект разработали инженеры Lürssen, а внешним дизайном яхты занималась лондонская студия H2 Yacht Design.