О мини-субмаринах с Брюсом Джонсом

Одно из главных назначений суперяхт состоит в том, чтобы обеспечить красивую жизнь на воде в недосягаемости от посторонних глаз. Однако этим их возможности не ограничиваются. Все больше владельцев приходят к пониманию того, что использовать суда для экспедиционно-исследовательской деятельности гораздо интереснее, и оснащают их соответствующим оборудованием. И если вероятность открыть в XXI веке новый остров невысока, то обнаружить в океанских глубинах новые формы жизни вполне реально — была бы подводная лодка!

На выставке Monaco Yacht Show 2017 мы встретились с Брюсом Джонсом и спросили его о том, кто и для чего приобретает такие серьезные водные «игрушки».

• Кто является основным потребителем ваших лодок?

Мы занимается производством глубоководных аппаратов, включая мини-субмарины и подводные дома, уже более 30 лет, и порядка 85% наших маломестных подводных лодок построены именно по заказу владельцев суперяхт.

• В основном люди покупают такую технику в качестве «игрушек» для развлечения гостей, или среди владельцев «Тритонов» есть настоящие исследователи глубин?

Большинство владельцев приезжают на свои яхты два-три раза в году, и у них редко хватает времени на спуски. Однако те, кто купил подводную лодку для дела, погружаются до 25 раз в месяц. Некоторые наши клиенты очень серьезно подходят к этому вопросу, интересуются морской биологией и приглашают на борт ученых. Например, именно экипаж мини-субмарины Triton три года назад впервые наблюдал гигантского кальмара в его естественной среде обитания. Эта подводная лодка принадлежит владельцу суперяхты, и во время погружения пилоты отсняли уникальное 22-минутное видео на глубине 900 м. Подчеркну: это был первый раз в истории человечества, когда люди видели живого гигантского кальмара на большой глубине! Кроме того, мы снимали для канала Discovery таких диковинных существ, как пелагическая большеротая акула и акула-домовой, изучали биолюминесценцию на Соломоновых островах, были пионерами подобных погружений в Антарктике.

• Как готовят пилотов? Ведь владельцы суперяхт не могут доверить свою жизнь кому попало.

Во-первых, я много лет пилотирую не только мини-субмарины, но и вертолеты, поэтому скажу: первые гораздо безопаснее вторых, и с построенными по требованиям регистров, то есть сертифицированными моделями не было ни одного происшествия. Во-вторых, у нас серьезная школа обучения пилотов и технических специалистов: мы даже не продадим вам лодку, если вы или ваши предполагаемые пилоты не освоите программу так, чтобы наши экзаменаторы остались довольны. Кроме того, без этого невозможно застраховать судно. Научиться управлять лодкой гораздо легче, чем обучиться ее обслуживать должным образом, и подготовка пилота в среднем требует около 40 погружений. Как и в других областях, дисциплина — залог безопасности под водой.

• Какие системы аварийного всплытия вы используете?

Прежде всего, мы конструируем лодки так, чтобы они не попадали в аварийные ситуации. Это предполагает и резервные источники электроэнергии, и четыре независимые системы для всплытия. Даже если по какой-то причине произойдет блэкаут, можно продуть главные балластные танки и подняться на поверхность за счет двух тонн положительной плавучести. Кроме того, есть сбрасываемый балласт: если, например, манипулятор запутался в рыболовной сети, его можно отстегнуть и, сбросив балласт, вернуться на поверхность.

Мини-субмарины Triton — cамый безопасный в мире транспорт, а на заглавном фото — судно поддержки Damen 6711, идеально подходящее для погружений на них

• Верфи привлекают специалистов Triton на стадии разработки проектов суперяхт, если заказчик хочет иметь на борту мини-субмарину?

В нашей команде есть специалисты, которые входят в рабочие группы верфей и помогают проектировать спуско-подъемные механизмы, подбирать и грамотно размещать оптимальное оборудование вроде компрессоров и зарядных устройств. Пожалуй, у нас самая опытная команда конструкторов гражданских подводных аппаратов в мире, поскольку все эти годы мы с Патриком Лэйхи (сооснователь компании. — Прим. ред.) лично подбирали узкопрофильных специалистов по механике, электронике и системам высокого давления.

• Существуют ли сложности со страхованием?

В общем случае со страховкой одобренных ведущими регистрами моделей проблем нет, и для своих лодок мы обычно рекомендуем лондонский Lloyd, где хорошо разбираются в таких вопросах. Triton Submarines cтроятcя по стандартам American Bureau of Shipping или DNV GL, и к моменту окончания работы над проектом сопровождающая его документация весит столько же, сколько сама подводная лодка! Но результат таков, что это самый безопасный транспорт в мире.

• Почему вы решили обратиться к идее кобрендинга в новом проекте Neptune? Дань моде или другая причина?

Это была инициатива Aston Martin: у них есть клиенты, интересующиеся подводными лодками. Они обратились к нам после того, как изучили рынок и выяснили, что Triton является брендом № 1 в мире. Со своей стороны мы тоже поняли, что можем многому поучиться у компании, которая уже 140 лет остается в бизнесе. Это касается и кастомизации интерьера, и наружного дизайна.

• Но ведь подводная лодка — это серьезный инструмент, где нельзя идти на компромиссы в угоду дизайну.

Разумеется, дизайнерские решения не повлияют на безопасность и функциональность, да и коснется кобрендинг всего одной из 14 предлагаемых моделей. Разница в цене составит $ 700 тыс. ($ 3,3 млн за базовую модель против $ 4 млн за версию Aston Martin). В эту сумму войдет не только эксклюзивный дизайн, но и дополнительное оборудование, которое обычно нужно приобретать отдельно.

Дизайн Project Neptune, совместная разработка с Aston Martin

• Как вам удалось стать лидерами на рынке мини-субмарин?

Все дело в опыте: у нас самые лучшие специалисты в мире. Большинство наших пилотов имеют более 10 тысяч зарегистрированных погружений, тогда как пилоты конкурентов — порядка двухсот. Именно это становится залогом создания надежных и эффективных подводных лодок, поскольку проектирующие их люди не понаслышке знают о проблемах, с которыми можно столкнуться под водой.

Вторая причина — исключительный послепродажный сервис, который мы выстроили во многом благодаря настойчивости Патрика Лэйхи. Если вы собираетесь приобрести нашу мини-субмарину, то я готов предоставить вам список людей, которые когда-либо владели подлодками Triton, и каждый из них расскажет вам, насколько хорошо мы заботимся о своих клиентах.

• Можно ли говорить о вторичном рынке мини-субмарин?

Да, он существует, но очень маленький, и я не припомню, что сейчас есть какие-то предложения. Обычно они появляются, когда владелец решает сменить свою суперяхту и продает ее вместе со всей техникой. Замечу, что на вторичном рынке лодки Triton уходят практически по той же цене, что и новые, поскольку их строительство занимает около года и доходит до двух лет в случае 6–7-местных и глубоководных моделей, а ждать готовы не все.

30 млн долларов — такова стоимость флагманской модели Triton 36000/3,
способной погружаться на глубину до 11 000 м

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Triton Submarines, Гийом Плиссон

Яхты

Majesty 62

На выставке Dubai International Boat Show 2018 прошла мировая премьера моторной яхты Majesty 62 верфи из Эмиратов Gulf Craft. Чем же новинка удивила посетителей?

Новости

Экстрим и музыка на Волге

Крупнейший фестиваль экстремальных водных видов спорта и музыки "Русская волна" завершился на Верхней Волге, в Тверской области.

Знания

Модель или компьютер?

Могут ли методы вычислительной гидродинамики полностью заменить тесты масштабных моделей судов в опытовых бассейнах?
По теме

Lürssen Project Jupiter

В октябре 2016 года верфь Lürssen (Германия) спустила на воду судно проекта Jupiter (длина 123 м, ширина 20 м). Этот очень секретный пока проект разработали инженеры Lürssen, а внешним дизайном яхты занималась лондонская студия H2 Yacht Design.

Через месяц стартует Boat Show Palma

Ежегодная выставка катеров и яхт в испанской Пальме де Майоркана пройдет с 28 апреля по 2 мая 2016 года в порту Moll Vell. Уже сегодня, все места водной экспозиции забронированы, что говорит о высоком интересе среди продавцов и потенциальных покупателей.

Способность удивлять

SeaRay 305 Sundаncer: Иногда даже хорошо знакомая лодка может заставить взглянуть на себя совершенно по-другому.

Объявлены победители World Superyacht Awards 2016

На прошедших выходных состоялась долгожданная церемония награждения победителей престижной премии в области яхтенного судостроения — World Superyacht Awards 2016. В этот раз местом встречи стала Флоренция, где были названы лучшие в 24-х номинациях.