Полное погружение

Со времени изобретения кинематографа минуло более века, и сегодня технический уровень этого «важнейшего из всех искусств» просто поражает. Существенно эволюционировал и демонстрационный аспект: объемный звук, кресла со спецэффектами и 3D-очки позволяют зрителю на время покинуть реальность и перенестись на арену демонстрируемых событий. Однако принципиально кинотеатр остается все тем же помещением с рядами стоящих перед экраном сидений, и в этом плане существует еще множество возможностей для совершенствования.

«Если за исходную точку брать плоский экран с озвученной движущейся картинкой, то в первую очередь на новый уровень можно вывести впечатление от просмотра, — говорит Торстен Штайнбрехер из швейцарской компании Genesis Technologies, занимающейся проектированием и воплощением необычных частных кинотеатров. — Можно еще усилить эффект зрительского присутствия и сделать кинотеатр более функциональным местом, ибо в своей классической интерпретации он несколько устарел. Вспомните, сколько условно стоит каждый квадратный метр на суперяхте, и вам сразу станет ясно: держать на борту простую темную комнату с динамиками и экраном слишком расточительно».

На суше…

Genesis Technologies специализируется на создании высококлассных кинотеатров в альпийских шале и архитектуры помещений для них, взаимодействует с интеграторами аудио- и видеооборудования. В прошлом году на Рождество компания запустила первый в мире частный кинотеатр Day & Date. Эксклюзивная услуга Day & Date подразумевает, что, обладая необходимым оборудованием, подписчик получает возможность взять в аренду на месяц копию нового фильма за 21 день до ее мирового релиза в кинотеатрах. Многие голливудские студии дублируют свои картины на распространенные языки еще до премьеры, поэтому подписчики Day & Date могут смотреть фильмы уже с родной озвучкой.

Существование Day & Date — просто счастье для синефилов, но возможностью заранее посмотреть давно ожидаемую картину с друзьями или в кругу семьи с удовольствием пользуются и обычные люди. Главное — иметь на это средства, поскольку прокат фильма обходится примерно в € 8000. За эти деньги человек получает не только возможность стать одним из первых в мире зрителей, но и гарантию наилучшего качества изображения и звука (спецификации DCI, Digital Cinema Initiatives), которые значительно превосходят таковые в современных кинотеатрах для массовой публики.

Торстен Штайнбрехер

генеральный директор Genesis Technologies

«Полностью совместимый с Day & Date кинотеатр Lumière на яхте в помещении 6 × 4,8 м "под ключ" обойдется примерно в € 2,2 млн вместе с интерьером. В эту стоимость входит абсолютно всё: заказчику нужно лишь сказать, в какой комнате он хочет обустроить зрительный зал»

…и на воде

Но шале — это шале, а яхты — это яхты, поэтому для реализации подобных проектов на прогулочных судах Genesis Technologies объединила усилия со специалистами в области яхтенного дизайна из голландской студии Van Geest Design.

«Я встретился с Питером ван Гистом полтора года назад в Гамбурге на конференции по дизайну интерьеров суперяхт, — вспоминает Торстен Штайнбрехер. — Мы обсудили возможность создания чего-то нового, совсем необычного, и его студия с большим энтузиазмом взялась за создание уникального дизайна для наших кинотеатров. Затем последовал этап инженерного обоснования этих идей, центральным элементом которых выступила особая ткань для стен, разработанная компанией Philips Large Luminous Surfaces».

Изюминкой Lumière (такое название получил совместный проект) являются особые светящиеся текстильные панели, расположенные на стенах и потолке кинотеатра. Они сочетают в себе тканый материал с интегрированными в него светодиодами и, что очень важно, являются серийным продуктом, который производится в достаточном количестве. Особое преимущество этих панелей состоит в том, что они обладают звукопоглощающими свойствами и могут быть достаточно крупными. Однако в небольшом частном кинотеатре только поглощения звука недостаточно, и поэтому производителя попросили модифицировать панели, сделав их акустически прозрачными, чтобы размещать за ними динамики.

▲ Изюминкой Lumière являются особые светящиеся текстильные панели на стенах и потолке кинотеатра

▲ Особая ткань позволяет управлять светом и создавать «живые» интерьеры

▲ На демонстрационном образце The Lumière использован материал черного цвета

Как это работает?

Желательная площадь кинозала для Lumière — около 20 кв. м при условии, что за задней стенкой кинотеатра выделено небольшое помещение для проекторов и прочего оборудования. Разумеется, чем просторнее зал, тем сильнее зрители смогут погрузиться в атмосферу фильма; в идеале площадь частного кинотеатра приближается к 60 кв. м. При разработке проекта специалисты Genesis Technologies детально изучают поведение звука в предоставленном помещении с целью выявить требования по звукоизоляции и размещению динамиков разных типов. Чтобы нивелировать возможные помехи от надстройки, они фактически создают помещение в помещении с помощью бетонной «коробки», габариты и массу которой необходимо учитывать при проектировании судна. Когда зал готов, в нем устанавливают проекционное оборудование последнего поколения, которое в будущем, когда технологии уйдут вперед, легко модернизировать или заменить.

Но в чем эффект этих уникальных панелей, которые примыкают к экрану и продолжаются вдоль стен и на потолке?

«Поведение интегрированных в панели светодиодов напрямую связано с тем, что происходит в этот момент на экране, — поясняет Торстен Штайнбрехер. — В простом случае выделенный видеосервер анализирует кадры из фильма и на основании данных о динамике и цветовой гамме сцены определяет сопровождающие ее цвета и скорость их смены на панелях».

Сопутствующие визуальные эффекты при этом не связаны напрямую с содержанием сцен. Это реализовано в более сложной схеме, когда команда специалистов заранее покадрово транскрибирует всю картину и определяет, что должно отображаться на панелях в каждый момент времени. В Голливуде уже хорошо знают эту технологию и все чаще включают в DCI-фильмы отдельную дорожку с информацией, предназначенной именно для такого оборудования.

Питер Ван Гист

основатель Van Geest Design

«Мы долго ломали голову над тем, как назвать этот кинотеатр нового поколения, искали что-то ассоциативное и выбрали фамилию Люмьер, которая, безусловно, многое значит в истории кинематографа»

Здесь у заказчика может возникнуть резонный вопрос: если сегодня я закажу Lumièrе, а спустя три года, когда моя яхта будет построена, Голливуд все еще не будет выпускать совместимые с этой технологией фильмы в достаточном количестве, то какой в этом смысл?

«Пока транскрибированием занимаются только Warner Brothers и Philips, — отвечает Торстен Штайнбрехер, — но как только эта технология получит более широкое распространение, Genesis Technologies станет делать это для своих клиентов самостоятельно».

Естественно, в киноиндустрии почти все зависит от коммерческой составляющей, и если компании, размещающие рекламу перед сеансом, заинтересуются технологией Luminous Textile, ее «раскрутят» гораздо быстрее. Но если этого и не случится в широком масштабе, всегда остается первый вариант, когда сервер обсчитывает световые эффекты без учета содержания сцен. Даже этого достаточно, чтобы значительно усилить эмоциональную вовлеченность зрителей и впечатление от просмотра.

Другой важный вопрос касается способа доставки и хранения фильмов на яхте. В случае обычной фильмотеки все понятно: на собственный сервер заранее загружаются сотни картин, и владельцу остается лишь выбирать из коллекции фильм под настроение. Если кино понравилось и он хочет приобрести его, то подключается консьерж-служба, которая узнает стоимость фильма и оставляет его на сервере навсегда.

Но как быть с DCI-файлами Day & Date, которые «весят» около терабайта? Когда судно находится посреди океана, речь о загрузке таких объемов информации через «узкий» спутниковый канал, конечно, не идет, да и Голливуд не очень доверяет такому способу: беспокоится, чтобы копия случайно не «утекла» в массы. Поскольку основные крупные студии в среднем выпускают около десяти фильмов в год, а даты их выхода известны заранее, наиболее практичным способом становится физическая доставка. Получая еженедельные информационные рассылки Day & Date, капитан яхты может заранее спланировать, в какой порт курьеру необходимо привезти заветный чемоданчик с долгожданным фильмом.

▲ Световые панели могут иметь нестандартную форму

▲ Главное преимущество Lumière — в способности создавать настроение

▲ 65 панелей нестандартной формы можно объединить в единую синхронно реагирующую систему в помещении площадью 36 м²

Lumière или 3D?

А как же 3D-фильмы, спросит читатель? Разве не в этом направлении движется киноиндустрия?

«Пожалуй, единственной картиной, где эта технология сработала на 100 процентов, была “Аватар”, — говорит Торстен Штайнбрехер. — Сейчас 3D-технология стремительно теряет популярность; люди больше не спрашивают об этом, хотя любой современный проектор способен выдавать такую картинку. Когда мы возвращаемся в установленные нами кинотеатры через полгода или год, 3D-очки зачастую так и лежат не распакованными где-нибудь в шкафу. Кроме того, от псевдотрехмерной картинки у многих быстро начинают болеть голова и глаза, поскольку человеческий мозг не справляется с такой чрезмерной нагрузкой на восприятие».

Официальная презентация Lumière прошла в ноябре в Амстердаме, где на Глобальном суперяхтенном форуме Genesis Technologies и Van Geest Design показали кинотеатр в действии. Сегодня это, возможно, самая инновационная и перспективная разработка на рынке частных кинотеатров, причем для ее реализации уже есть все необходимое.

«Мы рассматриваем яхтенный дизайн не только как эксперименты с формами, но стараемся привнести в него передовые технологии из других отраслей, — говорит Питер ван Гист, основатель Van Geest Design. — Концепция этого кинотеатра служит ярким примером такой интеграции, и мы действительно можем воплотить Lumière в жизнь прямо сейчас, иначе бы просто не стали демонстрировать его широкой публике». 

Текст Антон Черкасов-Нисман 

Фото Nightnurse Images, Van Geest Design

Знания

Чем дополнить этот мир?

Дополненная и виртуальная реальности — это не только козыри индустрии развлечений, но и серьезные инструменты для повышения эффективности производства.

Новости

PROyachting: итоги вечерних регат сезона-2018

В первых числах октября состоялись финальные регаты вечерних серий гонок на Водном стадионе, организованные компанией PROyachting.

Новости

Yalıkavak Marina — для каждого ребенка!

25 октября в отеле The Raffles Hotel одна из лучших в Средиземноморье Yalıkavak Marina примет участие в благотворительном вечере, организованном ЮНИСЕФ под лозунгом "Для каждого ребенка".
По теме

Glass Cockpit

Как сделать управление лодкой еще более легким и приятным? Над этим постоянно работает компания Volvo Penta.

Новые приборы для моря

К началу яхтенного сезона Garmin (США) обновила практически все линейки морских приборов и представила новое программное обеспечение.

Стройный, мощный, легкий Yamaha F200

Тестируем суперузкие подвесные моторы Yamaha. Yamaha F200 — первый 4-тактный подвесной мотор, весящий меньше 2-тактного той же мощности.

Вверх и вниз

Что необходимо для оборудования суперяхт пассажирским лифтом, и как это происходит.