Вверх и вниз

На судне, будь то яхта или военный корабль, каждый элемент конструкции имеет свое название, и по-хорошему всякий поднявшийся на борт должен оставить сухопутные термины и пользоваться морскими. Полы становятся палубами или пайолом, потолки — подволоками, лестницы — трапами, круглые окна — иллюминаторами… А вот лифт, если он есть, так и остается лифтом, однако это совсем не означает, что на судне он такой же, как в зданиях.

«Основное отличие яхтенных лифтов от тех, что применяют на суше, заключается в специальной конструкции, позволяющей работать не только в строго вертикальном положении, — рассказывают Майк Брандт и Эф Кваккель из голландской компании Lift Emotions, которая уже десять лет производит лифты для суперяхт и частных резиденций. — Поскольку на волнении судно постоянно отклоняется от вертикальной оси, на лифт действуют разнонаправленные силы, и поэтому в шахте недопустимо иметь свободно подвешенные элементы. Все оборудование должно крепиться к направляющим и соответствовать гораздо более жестким требованиям пожарной безопасности».

Сверху: Сборка шахты и кабины происходит на производстве,..

Кроме того, в отличие от стандартизованных наземных лифтов, каждый яхтенный лифт уникален и по форме, и по исполнению. На суше архитекторы могут поместить шахту в нужное место, а дальше просто спроектировать вокруг здание. Однако на яхтах такой подход не работает, и там каждый раз приходится по-разному решать одну и ту же непростую задачку: как интегрировать лифт в крайне ограниченное пространство. Места всегда не хватает, особенно внизу, под шахтой, где для оборудования и в целях обеспечения безопасности должно оставаться технологическое пространство глубиной около полутора метров. Но столько «отвоевать» у дизайнеров сложно, поэтому конструкторы Lift Emotions научились обходиться высотой всего 0,4–0,5 м, сохраняя все функции лифта и должную безопасность.

Еще одна особенность яхтенных лифтов заключается в том, что для их движения редко используют электродвигатели: высота шахты относительно небольшая, у лифта всего три-четыре остановки, и с задачей прекрасно справляется гидравлика. При этом лифту не нужен противовес, а в конструкции задействовано меньше механических деталей. Как следствие, яхтенный лифт сравнительно легко обслуживать, и с этим без проблем справится бортовой инженер.

В портфолио Lift Emotions числятся такие известные суперяхты, как Madame Gu, Skyfall, Musashi и Axioma 

«Сейчас мы делаем необычный лифт, который по ходу движения будет поворачиваться вокруг оси, и двери на разных палубах будут располагаться с разных сторон, — говорит Майк Брандт. — Наш опыт и ресурсы позволяют реализовывать проекты любой сложности, если клиент хочет этого и для этого есть достаточно места».

Какие пространственные ограничения, помимо высоты технологического отсека, важны при создании лифта? Во-первых, пассажирские лифты имеет смысл устанавливать при длине яхты 35–40 м и более, когда уже появляется третья палуба, хотя есть случаи соединения лифтом всего двух палуб. Во-вторых, минимальный диаметр кабины составляет 1,4 м; если она меньше, то пользоваться лифтом уже некомфортно и опасно.

Кстати, оснастить яхту лифтом можно и во время рефита, установив лифт на место центральной лестницы (или все-таки трапа?!). Для этих целей в Lift Emotions разработали особую модель с очень компактным технологическим отсеком, которую легко декорировать в стиле уже существующего интерьера.

Сверху: ...после чего готовую конструкцию доставляют на верфь для монтажа.

Учитывая большое влияние лифта на конструкцию судна, инженеры берут его «в разработку» на начальной стадии проектирования, а непосредственный монтаж кабины происходит уже в конце строительства, поскольку сооруженную в шахте временную лестницу на верфи используют до последнего момента, доставляя по ней на палубы различное оборудование и материалы. Таким образом, лифт сначала собирают в контролируемых условиях на заводе производителя, а на верфь привозят уже готовую шахту и кабину. Их монтаж занимает всего два-три дня, позволяя почти не останавливать другие работы в этой зоне. Наконец, перед самым спуском судна «лифтеры» приезжают еще раз, чтобы подключить электрику и провести пусконаладочные работы.

Кто-то скажет, что лифт — баловство и настоящий корабль в нем не нуждается. Однако суперяхты — это не корабли, и все их лифты являются не только средством подъема и спуска, но также ключевым элементом интерьера и зачастую даже настоящим произведением искусства.

Стиль жизни

Эдем в океане

Остров-курорт Amilla Fushi — затерянный рай для яхтсменов, гурманов и звезд Голливуда.

Путешествия

Хорватия. Кубок MBY

В сентябре 2017 года в Адриатическом море прошла регата на Кубок журнала Motor Boat & Yachting Russia.

Путешествия

В Москву из Петербурга

Где, как не в путешествии, качества и возможности лодки проявляются наиболее полно?
По теме

Тестируем мототехнику от BRP

Сентябрь оказался урожайным не только на яхтенные тесты, но также на тесты сухопутной техники для активного отдыха. Сначала мы познакомились с новым квадроцклом BRP Can-Am Outlander L 570, а затем и с родстером Can-Am Spyder F3. Место действия: горы Кавказа и дороги олимпийского Сочи.

В цене ли дело?

Антон Черкасов: "Иногда высокая стоимость лодки отпугивает покупателей еще до того, как они разберутся, чем она продиктована. Бывает, что за вереницей нулей скрывается вовсе не жадность производителя."

Glass Cockpit

Как сделать управление лодкой еще более легким и приятным? Над этим постоянно работает компания Volvo Penta.

Когда на море качка

Новый гироскопический Seakeeper 3DC может перевернуть рынок устройств стабилизации качки. Рассмотрим.