Glass Cockpit

Недавно была опубликована статья «Volvo Penta. Easy Boating», в которой говорилось о новых продуктах шведской компании, существенно облегчающих управление лодками. Среди других новинок была упомянута система Glass Cockpit, о которой стоит рассказать подробнее.

Почему «стеклянная кабина»?

Glass Cockpit — так назвали панель из электронных дисплеев в кабине пилотов самолета. Вместо обилия разных приборов здесь всего несколько экранов системы управления полетом с отображением необходимой информации. Это упрощает пилотирование и позволяет концентрироваться на наиболее важной информации.

Изначально применявшаяся на авиалайнерах, самолетах бизнес-класса, ВВС и космических аппаратах, к концу XX века эта технология появилась на самолетах авиации общего назначения.

В яхтенном секторе подобная система, разработанная Volvo Penta на базе оборудования Garmin, впервые была показана в 2013 году и вскоре получила ряд наград на специализированных выставках в США, Нидерландах, Сингапуре. Представленная в июне модернизированная система Glass Cockpit — это очередной шаг в ее развитии, призванный упростить управление лодками, подняв его на еще более высокий интеллектуальный уровень.

На фото: Компоновка приборов системы Glass Cockpit на моторной яхте длиной 40–50 футов

Устройства системы

Система Glass Cockpit предполагает два типа мониторов:

• многофункциональные дисплеи (МФД) серий 7600 и 8600, имеющие сенсорный экран со встроенным процессором (диагональ от 7 до 24˝). МФД, допускающие одиночную установку или комбинацию до трех дисплеев, поставляются в комплекте с GPS-антенной и SD-картридером;

• мониторы с отдельным процессором (15, 17 и 19˝); GPS-антенна и SD-картридер заказываются отдельно.

Дисплеи системы заменяют отдельные приборы мониторинга двигателей и EVC-дисплеи, дисплей авторулевого, картплоттер и пр. Независимо от количества экранов и постов управления на яхте требуется один SD-картридер и одна GPS-антенна.

Устройство дистанционного управления (Remote Input Device) обеспечивает контроль всех элементов системы Glass Cockpit. Джойстик и вращающийся селектор ДУ гарантируют удобный просмотр и легкий переход от одного меню к другому и между мониторами/дисплеями. На посту управления достаточно одного устройства; при необходимости ДУ может быть вмонтировано в подлокотник кресла судоводителя.

На фото: Нажатие кнопки в основании джойстика позволяет вывести на мониторы  заранее выбранное изображение.

Преимущества

Glass Cockpit дает на одном или нескольких компактных мониторах с функцией pinch-to-zoom (сенсорное масштабирование) отображение практически всей информации, необходимой для управления яхтой. Состояние двигателей, систем и устройств, картинка с радара, картплоттера и тепловизора, трехмерные карты, данные эхолота, курс автопилота, положение интерцепторов, аварийная сигнализация, таблицы приливов…

Система обеспечивает функционирование Fusion-Link (интеграция развлекательной техники), Digital Switching, когда на экране появляются схематичные изображения выключателей (свет, насосы и пр.) при сохранении обычных выключателей на месте, датчиков уровней, Wi-Fi и связи с планшетами/телефонами. Все это видно на экранах и предоставляет полный контроль с доступом ко всем устройствам управления и мониторинга в одном интерфейсе, легкость восприятия информации и локализацию управления.

Настройки дисплеев придают информации на экранах в любой момент индивидуальную конфигурацию, что повышает удобство пользования. Допустима привязка компоновки к конкретным кнопкам управления джойстика; при их нажатии пользователь активирует автоматическое отображение информации, которая требуется в конкретной ситуации.

На фото: Широкий диапазон дисплеев Glass Cockpit позволяет устанавливать систему на любые суда — от небольших спортивных лодок до крупных яхт.  7 дюймов — это минимальная диагональ сенсорного экрана со встроенным процессором, применяемого в системе Glass Cockpit

Пример. На джойстике четыре кнопки: режим швартовки, швартовка на увеличенных оборотах, управление яхтой на ходу (руль) и динамическое позиционирование (удержание точки). Нажатие любой кнопки может сопровождаться заранее настроенными изменениями на экранах. Так, при нажатии кнопки режима швартовки на дисплее может автоматически меняться масштаб карты, выводиться изображение от камеры кормового обзора и всплывать экран эхолота. Менее важные для этого режима окна будут скрыты.

Интегрирование системы Glass Cockpit в систему управления судном EVC позволяет наращивать функции системы. И, что важно, широкий диапазон дисплеев дает возможность устанавливать систему на любые суда — от небольших спортивных лодок до крупных яхт.

Все это было нам продемонстрировано во время тестов на экспериментальной базе Volvo Penta в Кроссхольмене (Гётеборг). И это работает! Кажется, еще немного, и управлять моторной яхтой станет так же легко, как водить автомобиль. Останется только освоить это управление. 

Сверху вниз: Виртуальная панель выключателей систем и устройств с указанием точки нахождения судна, глубины места, скорости и пр. Информация на экране может быть разбита на зоны (до шести). 

Новости

В Петербурге наградят лучших яхтсменов

В Северной столице пройдет ежегодная церемония вручения премии за заслуги в области парусного спорта «Яхтсмен года Санкт-Петербурга».

Стиль жизни

Ёлка в Pride Wellness Club — 15 декабря!

Pride Wellness Club в подмосковной Жуковке XXI приглашает погрузиться в атмосферу новогодней сказки.

Яхты

Princess X95

Недавно верфь Princess Yachts обнародовала первые сведения о моторной яхте X95, с которой начнется новая линейка бренда.
По теме

Volvo Penta. Easy boating

Как сделать управление лодкой еще более легким и приятным? Над этим постоянно работает шведская компания Volvo Penta.

Новые приборы для моря

К началу яхтенного сезона Garmin (США) обновила практически все линейки морских приборов и представила новое программное обеспечение.

Когда на море качка

Новый гироскопический Seakeeper 3DC может перевернуть рынок устройств стабилизации качки. Рассмотрим.

Страхи в сторону!

Дэвид Марш: "Разве кто-то из вас в последние пять лет сталкивался с фатальным выходом из строя современного мотора?"