Гироскоп на батарейках

В конце прошлого года компания Seakeeper выпустила начальную модель гироскопического стабилизатора 3DC. Она построена на базе старшей Seakeeper 5 и питается от аккумуляторных батарей, что открывает совершенно новые возможности для ее использования на маленьких лодках без генератора. Устройство весит всего 358 кг и обладает пониженной скоростью вращения гироскопа — 6400 об/мин против 10 700 об/мин у «пятерки» — и требует меньше энергии. Максимальный крутящий момент 3DC, соответственно, тоже почти в два раза меньше (6500 Н·м), так что все физические параметры выглядят вполне правдоподобно. Но как стабилизатор работает на практике?

Contender 35 ST прекрасно подходит для демонстрации возможностей Seakeeper 3DC: эту небольшую лодку с относительно узким корпусом и открытой палубой вряд ли кто-то оснащает генератором, поэтому «аккумуляторный» стабилизатор здесь — единственная опция.

На тестовом катере 3DC был установлен под сиденьем в кокпите, под прозрачной крышкой из оргстекла, поэтому я мог видеть всю механику в действии. Отходя от причала, капитан включил гироскоп, и начался процесс его раскручивания, который занимает 27 минут. По мнению критиков, именно долгий старт гироскопа является одним из главных недостатков гироскопических стабилизаторов по сравнению с плавниковыми. С другой стороны, вряд ли за полчаса вы успеете добраться до точки назначения даже на быстром катере, да и плавники на такую маленькую лодку не установить.

Сверху: 3DC, аккуратно установленный под сиденьем в кормовом кокпите, отлично работал даже на высоких скоростях 

Гироскоп в деле

В этот день волны оказались не столько высокими, сколько беспорядочными и крутыми — в таких условиях катерам для рыбалки типа Contender 35 ST иной раз приходится идти по три-четыре часа. Мы заблокировали гироскоп и начали тест, развернув судно лагом к волнам. Разумеется, они принялись его качать и подкидывать так, что пассажиры разбежались к бортам кокпита, чтобы поскорее за что-нибудь ухватиться. Для матерых рыбаков, которые вышли с нами на тест, это были вполне привычные условия — они тут же приняли «палубную» стойку, широко расставив чуть согнутые в коленях ноги.

Потом капитан нажал кнопку на панели управления, разблокировав гироскоп, и все пассажиры переглянулись, не веря происходящему. Разница была очевидная: электронному «мозгу» 3DC хватило одной волны, чтобы проанализировать ее характеристики и задать параметры противодействия качке. Рыбаки заулыбались и начали обсуждать работу стабилизатора. Пассажирам больше не нужно было держаться, и мы стали передвигаться по лодке, будто она стояла пришвартованной у причала. Замечу, что работающий от аккумуляторов гироскоп не производил никакого шума — еще один большой плюс, когда на борту нет генератора.

Конечно, судно все-таки двигалось на волнах, однако это была вовсе не провоцирующая морскую болезнь качка: корпус просто равномерно поднимался на гребни и спокойно с них спускался.

Учитывая опыт тестирования старших моделей Seakeeper, результат оказался для меня ожидаемым, но вот по-настоящему удивило другое — эффект, который производил 3DC во время движения. Обычно на идущих в глиссирующем режиме крупных яхтах гироскопическая стабилизация не сильно заметна, однако на небольшом Contender 35 ST ее действие оказалось весьма выраженным. Лодка лучше «держалась» за воду, а волны почти не сбивали ее с курса, в отличие от ситуации, когда гироскоп был заблокирован.

Неудивительно, что на обратном пути сраженные магией этого устройства рыбаки активно выясняли у капитана, сколько стоит поставить 3DC на их катера. Ответ простой: порядка £ 30 000 за сам стабилизатор и около £ 10 000 за его установку. 

Сверху: Чем ниже скорость вращения гироскопа, тем меньше 3DC потребляет энергии

Знания

Гармония в рефите

Как максимально быстро достичь желаемого результата при проведении рефита суперяхты?

Новости

Гора Легенд

Трасса «Гора Легенд», пролегающая на высоте 960 метров на горнолыжном курорте «Горки Город» (г. Сочи), работает на постоянной основе.

Новости

Экспедиция «ŠKODA Следопыт» в Тарту

29 и 30 июня 2018 года дилерские центры ŠKODA в Санкт-Петербурге «Авто Премиум» при поддержке компании ŠKODA AUTO Россия вместе с блогерами и журналистами ведущих СМИ Северо-Запада провели вторую исследовательскую экспедицию серии «ŠKODA Следопыт».
По теме

Когда на море качка

Новый гироскопический Seakeeper 3DC может перевернуть рынок устройств стабилизации качки. Рассмотрим.