Стройный, мощный, легкий Yamaha F200

С тех пор как Yamaha представила в Генуе новый мотор F200, мы с нетерпением ждали возможности его протестировать, поскольку это первая 4-тактная атмосферная модель, оказавшаяся легче ближайшего 2-тактного конкурента. Yamaha F200 весит всего 226 кг (вес 200-сильного Evinrude E-Tec составляет 232 кг), и добиться разницы удалось за счет того, что 200 «лошадей» инженеры выжали из относительно небольшого 4-цилиндрового блока объемом 2,8 л, тогда как большинство сходных моделей построены на базе 6-цилиндровых агрегатов объемом 3 л и более.

Логика создателей мотора очевидна: компактный и легкий двигатель дает массу преимуществ, а снижение сопротивления положительно сказывается на скорости, управляемости и экономичности. Однако в адрес таких моторов часто можно услышать критические замечания, мол, никакие технологии не заменят большой объем цилиндров, позволяющий при разгоне на низких оборотах получить высокий крутящий момент. Кроме того, считается, что 6-цилиндровые моторы обычно работают более мягко по сравнению с 4-цилиндровыми.

Вместо того чтобы использовать легкий RIB и скрыть возможный недостаток мощности на «низах», Yamaha решила показать новый мотор на коротком и широком Jeanneau MF 855 Marlin. Оказалось, что F200 хорошо подходит для этой лодки водоизмещением 4 тонны: мотор легко разгоняет ее по волне и бодро выносит из поворотов. На холостых оборотах двигатель работает практически бесшумно и моментально откликается на движение ручки газа. Мы перешли отметку 30 узлов, и даже на такой скорости оставался запас мощности, позволяющий взбираться на гребни высоких волн.

Не менее важно и другое преимущество узкой рядной «четверки»: в двухмоторной конфигурации между осями винтов F200 необходимо иметь зазор всего 660 мм, что актуально для узких катеров-RIB. Чтобы выжать из силового блока объемом 2,8 л предельно возможный крутящий момент, Yamaha прибегла к ряду технических ухищрений.

Для увеличения эффективности впуска применена система изменения фаз газораспределения, а длинный композитный впускной коллектор рассеивает тепло и проводит в цилиндры холодный плотный воздух для создания оптимальной горючей смеси. Чтобы максимально использовать высвобождающуюся энергию взрыва, коленвал смещен на 10 мм — это увеличивает крутящий момент на валу в критической фазе рабочего хода (между 3 и 6 «часами»). Оборотной стороной подобного решения являются силы инерции второго порядка, которые инженеры компенсировали с помощью противовесов на валу.

Другим преимуществом смещенного коленвала является время задержки в верхней мертвой точке такта выхлопа. За счет этого уменьшается перекрытие клапанов между впуском и выпуском, что приводит к увеличению крутящего момента и экономии топлива. Вес блока снижен за счет применения фирменного сплава YDC30, а также облегченных верхнего и нижнего кожухов.

Собственные замеры Yamaha демонстрируют расход топлива 1,19 миль/л на Pacific Craft 670 Open при 23 узлах, тогда как независимый тест французских журналистов на рыболовном катере длиной 7,5 м показал 0,71 миль/л, что выглядит более реалистично для тяжелой одномоторной лодки.

Японцы добавили в F200 ряд новых функций, включая иммобилайзер Y-COP и систему промывки пресной водой, не требующую запуска двигателя. Модель F200G поставляется с электронной системой управления fly-by-wire, позволяющей подключить джойстик Yamaha Helm Master, тогда как более дешевая модификация F200F снабжена простым механическим управлением и доступна с «ногами» увеличенной длины, поскольку многие старые лодки оборудованы транцем высотой 20 дюймов. Стоимость F200F начинается от £ 17 649, включая налоги.

Тест: джойстик Yamaha

Как работает Helm Master

Инженеры Yamaha совместно с компанией Volvo Penta разработали систему управления подвесными моторами с помощью джойстика, пригодную для моделей F200, F225, F250, F300 и F350. Для теста мы использовали 32-футовый спортивный рыболовный катер Capelli Osia, оснащенный двумя F300, и первым делом попытались круто развернуть лодку. Helm Master справился с этим без проблем, однако при работе на меньшем из двух мощностных режимов приходилось поворачивать манипулятор до упора. При этом двигатели резко меняли положение и обороты, хотя я всего-то крутил джойстик. Это понятно: в отличие от днищевых колонок, подвесные моторы установлены за транцем и обладают меньшим сектором поворота, поэтому для разворота лодки от них требуется большая мощность.

Затем мы попробовали переместить лодку лагом к заправочному понтону на значительное расстояние при ветре 5 баллов. Неудивительно, что это заняло некоторое время. Прежде чем судно начало движение, прошло около 10 секунд, но даже после этого скорость оставалась очень низкой, однако корректировать положение корпуса в ответ на порывы ветра было довольно просто. Помимо собственно манипулятора, Yamaha предлагает систему Trim Assist, которая автоматически задает угол наклона редуктора мотора по пяти предустановленным значениям в зависимости от оборотов двигателя.

Новости

Пятый этап Sochi Winter Cup

Совсем скоро, 2 марта, в яхтенном порту «Имеретинский» в Сочи стартует пятый этап зимней серии регат Sochi Winter Cup.

Новости

Российская премьера Lamborghini SSUV Urus

Компания «АВТОDOM» — официальный дилер Lamborghini в России и давний партнер журнала MBY Russia — сообщила, что 15 февраля в Музее Москвы состоялась российская премьера Lamborghini SSUV Urus.

Новости

На Vene Bat названы Лодки Шоу

В рамках прошедшей в столице Финляндии международной выставки Helsinki Boat Show в 20-й раз были выбраны лучшие лодки шоу.
По теме

Престиж всегда престиж

Осенью в Каннах прошла мировая премьера Prestige 630 — новой интересной модели французской верфи из линейки Yacht Division.

Полным ходом

Ее долго ждали, и первая флайбриджная Princess с приводами IPS вышла весьма удачной во всех отношениях.

Морской патруль

Впервые публике Nord Star 34 Patrol показали в феврале в Хельсинки. А в мае, на тесте, новая модель сезона демонстрировала свои способности в родной стихии.

Дизель-электроход

Щадящая природу «зеленая» техника находит все более широкое применение. Поэтому нет ничего удивительного, что словенская компания Seaway решила запустить серию крупных судов с той же концепцией. Первой ее моделью стала моторная яхта Greenline Ocean Class 70.