Стройный, мощный, легкий Yamaha F200

С тех пор как Yamaha представила в Генуе новый мотор F200, мы с нетерпением ждали возможности его протестировать, поскольку это первая 4-тактная атмосферная модель, оказавшаяся легче ближайшего 2-тактного конкурента. Yamaha F200 весит всего 226 кг (вес 200-сильного Evinrude E-Tec составляет 232 кг), и добиться разницы удалось за счет того, что 200 «лошадей» инженеры выжали из относительно небольшого 4-цилиндрового блока объемом 2,8 л, тогда как большинство сходных моделей построены на базе 6-цилиндровых агрегатов объемом 3 л и более.

Логика создателей мотора очевидна: компактный и легкий двигатель дает массу преимуществ, а снижение сопротивления положительно сказывается на скорости, управляемости и экономичности. Однако в адрес таких моторов часто можно услышать критические замечания, мол, никакие технологии не заменят большой объем цилиндров, позволяющий при разгоне на низких оборотах получить высокий крутящий момент. Кроме того, считается, что 6-цилиндровые моторы обычно работают более мягко по сравнению с 4-цилиндровыми.

Вместо того чтобы использовать легкий RIB и скрыть возможный недостаток мощности на «низах», Yamaha решила показать новый мотор на коротком и широком Jeanneau MF 855 Marlin. Оказалось, что F200 хорошо подходит для этой лодки водоизмещением 4 тонны: мотор легко разгоняет ее по волне и бодро выносит из поворотов. На холостых оборотах двигатель работает практически бесшумно и моментально откликается на движение ручки газа. Мы перешли отметку 30 узлов, и даже на такой скорости оставался запас мощности, позволяющий взбираться на гребни высоких волн.

Не менее важно и другое преимущество узкой рядной «четверки»: в двухмоторной конфигурации между осями винтов F200 необходимо иметь зазор всего 660 мм, что актуально для узких катеров-RIB. Чтобы выжать из силового блока объемом 2,8 л предельно возможный крутящий момент, Yamaha прибегла к ряду технических ухищрений.

Для увеличения эффективности впуска применена система изменения фаз газораспределения, а длинный композитный впускной коллектор рассеивает тепло и проводит в цилиндры холодный плотный воздух для создания оптимальной горючей смеси. Чтобы максимально использовать высвобождающуюся энергию взрыва, коленвал смещен на 10 мм — это увеличивает крутящий момент на валу в критической фазе рабочего хода (между 3 и 6 «часами»). Оборотной стороной подобного решения являются силы инерции второго порядка, которые инженеры компенсировали с помощью противовесов на валу.

Другим преимуществом смещенного коленвала является время задержки в верхней мертвой точке такта выхлопа. За счет этого уменьшается перекрытие клапанов между впуском и выпуском, что приводит к увеличению крутящего момента и экономии топлива. Вес блока снижен за счет применения фирменного сплава YDC30, а также облегченных верхнего и нижнего кожухов.

Собственные замеры Yamaha демонстрируют расход топлива 1,19 миль/л на Pacific Craft 670 Open при 23 узлах, тогда как независимый тест французских журналистов на рыболовном катере длиной 7,5 м показал 0,71 миль/л, что выглядит более реалистично для тяжелой одномоторной лодки.

Японцы добавили в F200 ряд новых функций, включая иммобилайзер Y-COP и систему промывки пресной водой, не требующую запуска двигателя. Модель F200G поставляется с электронной системой управления fly-by-wire, позволяющей подключить джойстик Yamaha Helm Master, тогда как более дешевая модификация F200F снабжена простым механическим управлением и доступна с «ногами» увеличенной длины, поскольку многие старые лодки оборудованы транцем высотой 20 дюймов. Стоимость F200F начинается от £ 17 649, включая налоги.

Тест: джойстик Yamaha

Как работает Helm Master

Инженеры Yamaha совместно с компанией Volvo Penta разработали систему управления подвесными моторами с помощью джойстика, пригодную для моделей F200, F225, F250, F300 и F350. Для теста мы использовали 32-футовый спортивный рыболовный катер Capelli Osia, оснащенный двумя F300, и первым делом попытались круто развернуть лодку. Helm Master справился с этим без проблем, однако при работе на меньшем из двух мощностных режимов приходилось поворачивать манипулятор до упора. При этом двигатели резко меняли положение и обороты, хотя я всего-то крутил джойстик. Это понятно: в отличие от днищевых колонок, подвесные моторы установлены за транцем и обладают меньшим сектором поворота, поэтому для разворота лодки от них требуется большая мощность.

Затем мы попробовали переместить лодку лагом к заправочному понтону на значительное расстояние при ветре 5 баллов. Неудивительно, что это заняло некоторое время. Прежде чем судно начало движение, прошло около 10 секунд, но даже после этого скорость оставалась очень низкой, однако корректировать положение корпуса в ответ на порывы ветра было довольно просто. Помимо собственно манипулятора, Yamaha предлагает систему Trim Assist, которая автоматически задает угол наклона редуктора мотора по пяти предустановленным значениям в зависимости от оборотов двигателя.

Яхты

Рождение «Черной акулы»

Эта огромная стальная конструкция с фрагментом киля, словно перышко на волнах, покачивалась над бетонным полом на паутине тросов циклопического козлового крана. В атмосфере явственно ощущались волнение и торжественность момента, нарастающие по мере того как на сцене появлялся соответствующий реквизит...

Новости

Россия на пьедестале чемпионатов мира и Европы по водно-моторному спорту

С 10 по 12 мая в португальском Портимао прошел первый этап чемпионата мира — 2019 по аквабайку.

Яхты

Selene 60

Такое обозначение яхты-траулера не позволяет достоверно идентифицировать судно. Важно знать, что написано дальше: Classic Explorer (Trawler), Ocean Explorer (Expedition) или Ocean Clipper. Во многом это три разные лодки.
По теме

Наследница успеха

Яхта SL86 итальянской верфи Sanlorenzo последовала за суперуспешной моделью SL82. Встречайте новое воплощение нашумевшего бестселлера.

Послушный вихрь

На рынке «дневных» лодок наблюдается растущий интерес к компактным водометным моделям. Один из заметных прорывов в этой области можно обнаружить у Chaparral Boats.

Следующий шаг

Суда на подводных крыльях изобрели не вчера. Но сейчас эта технология переживает настоящий бум в разных сферах яхтинга — от Кубка «Америки» до компактных лодок с таким принципом движения. И российскому судостроению есть что предложить мировому рынку - Looker 440S.

Мини-мегаяхта MCY 86

Размеры и роскошь яхт связаны, но не всегда напрямую. В последние годы заметна тенденция переноса решений с крупных яхт на более компактные. На верфи Monte Carlo Yachts эту идею в очередной раз успешно реализовали: флагманская модель бренда обладает всеми качествами суперяхты… при длине до 100 футов.