Знакомьтесь, Cortex

Судоводителей, не умеющих пользоваться сенсорными гаджетами, сегодня практически не встретить, а вот тех, кто понятия не имеет, зачем нужна половина кнопок на стандартной судовой рации, предостаточно. Обратив внимание на этот парадокс, компания Vesper Marine решила разработать продвинутую в отношении функций УКВ-рацию с понятным и легко осваиваемым интерфейсом.

Cortex объединяет в себе функции цифровой УКВ-рации, транспондера smartAIS класса «В» (приемник и передатчик) и систему мониторинга судна, работающую через сотовые сети. Основной блок имеет компактные габариты, оборудован сплиттером для использования одной УКВ-антенны с несколькими рациями (например, запасной), 72-канальным приемником GPS/GLONASS (10 Гц), а также получил встроенный датчик курса.

Полностью герметичный корпус блока выполнен из термопластика, что исключает проблемы, связанные с паразитным контуром заземления, отведением тепла и коррозией. Cortex может обмениваться с бортовыми приборами, например МФД, данными по протоколам NMEA 2000 и NMEA 0183, плюс в его архитектуру заложена совместимость с NMEA OneNet. Питается основной блок от бортовой сети 12/24 В и потребляет порядка 5 Вт/ч.

К основному блоку Cortex можно подключить до десяти проводных или беспроводных пользовательских терминалов карманного формата, работающих на операционной системе, построенной на базе Android, но имеющих мало общего с привычными смартфонами. Проектируя терминалы, разработчики постарались включить в них только самое необходимое из того, с чем экипажу ежедневно приходится иметь дело, чтобы сделать интерфейс интуитивно понятным и простым в эксплуатации.

Терминал снабжен сенсорным экраном с достаточно высоким разрешением и отличными углами обзора, которым можно пользоваться мокрыми руками и в перчатках при температуре от –25 до +50  °С. В устройстве предусмотрены датчик освещенности и автоматическая подстройка яркости (ее крайние значения дают возможность комфортно работать на солнце и в темноте). Экран поддерживает мультитач (10 касаний) и привычные жесты вроде изменения масштаба и пролистывания, а габариты терминала позволяют работать с ним одной рукой.

Помимо сенсорного управления, в терминале пре-дусмотрен блок кнопок с манипулятором ClickWheel, у которого присутствует механический отклик. Кнопки крупные, хорошо промаркированы, не перегружены функциями и полностью дублируют экран, поэтому можно использовать наиболее удобный для каждого способ работы: через экран, через кнопки или гибридное управление.

Терминалы общаются с основным блоком Cortex посредством Wi-Fi, а кабель в проводной модели лишь обеспечивает постоянное питание. Беспроводной терминал, по заявлению производителя, работает от батарей до 12 часов, а для зарядки в комплекте предусмотрен кредл. Поскольку прибор снабжен устройством для защиты от воды и пыли, замена аккумулятора пользователем самостоятельно не предусмотрена.

Что же умеет Cortex? Во-первых, он способен автоматически определять риск столкновения на основе данных AIS и предупреждать рулевого об опасности. В терминале установлен громкий динамик, а для сигнализации используется не простой зуммер, но голосовое оповещение, как в автомобильных навигаторах. Например, в ситуации «человек за бортом» приятный роботизированный женский голос громко произнесет: «Man Overboard» — и таким же образом предупредит об угрозе столкновения.

  • Cortex работает с беспроводными терминалами по Wi-Fi-сети. Брать с собой на берег терминал не обязательно: все уведомления приходят на смартфон

Примечательно, что устройство также позволяет смоделировать маневр, например поворот вправо на 30°, и показывает расчетную точку пересечения курсов. Капитан может с этого же экрана одним нажатием кнопки связаться по рации с другим судном и обговорить маневр. На терминале предусмотрена отдельная кнопка MOB, которая автоматически посылает уведомление судам в округе, а если на жилете пострадавшего есть AIS-маячок, то Cortex подхватит сигнал и выведет на экран.

Помните, как несколько лет назад во время Каннского яхтенного фестиваля на пляж у бульвара Круазетт вынесло яхту, которую сорвало с якоря, пока экипаж гулял где-то в городе? Cortex поможет предотвратить подобные ситуации, поскольку умеет посылать предупреждения на мобильный телефон. В основной блок встроен модем, не требующий SIM-карты и работающий с операторами сотовой связи по всему миру: как только система зафиксировала дрейф на якоре (датчик курса позволяет точно определять положение носа и кормы судна относительно якоря), она отправляет на смартфон пользователя push-уведомление с предупреждением. Терминал в этом не задействован, поэтому его не обязательно брать с собой на берег.

Стандартный протокол NMEA позволяет сопрягать Cortex со всевозможными датчиками и контролировать уровень воды в трюме, положение крышек люков, заряд аккумуляторов, глубину, скорость ветра и пр. Более того, можно задать пороговые значения, по достижении которых на смартфон опять же будут приходить уведомления. Бесплатно предусмотрены апдейты дважды в сутки, а при необходимости получать их чаще или удаленно управлять оборудованием (например, заранее включать отопитель) требуется платная подписка. Впрочем, цены на нее весьма гуманные, и есть пробный период: годовой абонемент с единовременной оплатой обойдется в 120 евро, а если яхта используется не круглый год, то выгоднее будет платить 20 евро в месяц.

Мне довелось познакомиться с прототипом Cortex за неделю до его официальной презентации, которая состоялась в Портсмуте 17 сентября, и могу сказать, что устройство у Vesper Marine получилось действительно интересное и новаторское. К гибридному управлению терминалом привыкаешь быстро, а его пользовательский интерфейс продуман и спроектирован так, чтобы дать возможность мгновенно реагировать в критической ситуации, полагаясь в общении с устройством лишь на интуицию. Сам терминал в меру крупный — не выскальзывает из рук, но при этом помещается в кармане.

  • Стандартный протокол NMEA позволяет сопрягать Cortex со всевозможными датчиками

Vesper Marine намеренно не встраивала в терминал карты, так как экран для их чтения маловат, но в последующих прошивках могут появиться контурные линии побережья. ClickWheel на тестовом экземпляре иногда проскакивал нужные пункты, однако производители обещали исправить это в серийных экземплярах, продажи которых начнутся в конце года. На первом этапе приоритетными рынками станут Северная Америка и Австралия, где владельцам будет доступен интернет-роуминг по всему миру (объем данных, передаваемых для мониторинга через сотовые сети, незначителен), а позже Cortex появится и в Европе. Впрочем, разработку покажут на грядущей выставке METS в Амстердаме, где Cortex, вероятнее всего, будет одним из претендентов на победу в конкурсе DAME Award.

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Vesper Marine

Знания

Интервью с Полом Маккензи

На пресс-конференции в ходе Каннского яхтенного феcтиваля Princess Yachts объявила о своих амбициозных планах по выпуску десяти новых моделей. Как выглядит процесс разработки новых проектов и что позволяет верфи поддерживать высокий темп развития модельного ряда, нам рассказал ее технический директор Пол Маккензи.

Новости

PROyachting. Человек года — 2019

27 ноября компания PROyachting подведет итоги парусного сезона-2019 чествованием победителей премии «PROyachting. Человек года».

Яхты

Жить безумной жизнью

За прошедший год Heesen Yachts передала заказчикам четыре яхты длиной 50–56 метров. Одной из них стала Vida, чье название на испанском означает «Жизнь».
По теме

11.11

Владелец этой яхты уверен, что дизайн требует функциональности, а практичность должна сопровождаться особенной эстетикой.

Мягкий «трон»

Хорошее сиденье — залог удовольствия на скоростной яхте.

Все в сборе

Princess Yachts недавно Princess сняла в Лимассоле свой новый видеофильм о шести крупнейших яхт британской марки. В съемках приняли участие суперяхты M класса — 40M, 35M и 30M — и моторные яхты 88, 82 и 75.

Громы и молнии

В конце сезона 2014 в Петербурге показали новую модель круизного катера Grizzly 820 Firestorm. Давайте разбираться.