Знакомьтесь, Cortex

Судоводителей, не умеющих пользоваться сенсорными гаджетами, сегодня практически не встретить, а вот тех, кто понятия не имеет, зачем нужна половина кнопок на стандартной судовой рации, предостаточно. Обратив внимание на этот парадокс, компания Vesper Marine решила разработать продвинутую в отношении функций УКВ-рацию с понятным и легко осваиваемым интерфейсом.

Cortex объединяет в себе функции цифровой УКВ-рации, транспондера smartAIS класса «В» (приемник и передатчик) и систему мониторинга судна, работающую через сотовые сети. Основной блок имеет компактные габариты, оборудован сплиттером для использования одной УКВ-антенны с несколькими рациями (например, запасной), 72-канальным приемником GPS/GLONASS (10 Гц), а также получил встроенный датчик курса.

Полностью герметичный корпус блока выполнен из термопластика, что исключает проблемы, связанные с паразитным контуром заземления, отведением тепла и коррозией. Cortex может обмениваться с бортовыми приборами, например МФД, данными по протоколам NMEA 2000 и NMEA 0183, плюс в его архитектуру заложена совместимость с NMEA OneNet. Питается основной блок от бортовой сети 12/24 В и потребляет порядка 5 Вт/ч.

К основному блоку Cortex можно подключить до десяти проводных или беспроводных пользовательских терминалов карманного формата, работающих на операционной системе, построенной на базе Android, но имеющих мало общего с привычными смартфонами. Проектируя терминалы, разработчики постарались включить в них только самое необходимое из того, с чем экипажу ежедневно приходится иметь дело, чтобы сделать интерфейс интуитивно понятным и простым в эксплуатации.

Терминал снабжен сенсорным экраном с достаточно высоким разрешением и отличными углами обзора, которым можно пользоваться мокрыми руками и в перчатках при температуре от –25 до +50  °С. В устройстве предусмотрены датчик освещенности и автоматическая подстройка яркости (ее крайние значения дают возможность комфортно работать на солнце и в темноте). Экран поддерживает мультитач (10 касаний) и привычные жесты вроде изменения масштаба и пролистывания, а габариты терминала позволяют работать с ним одной рукой.

Помимо сенсорного управления, в терминале пре-дусмотрен блок кнопок с манипулятором ClickWheel, у которого присутствует механический отклик. Кнопки крупные, хорошо промаркированы, не перегружены функциями и полностью дублируют экран, поэтому можно использовать наиболее удобный для каждого способ работы: через экран, через кнопки или гибридное управление.

Терминалы общаются с основным блоком Cortex посредством Wi-Fi, а кабель в проводной модели лишь обеспечивает постоянное питание. Беспроводной терминал, по заявлению производителя, работает от батарей до 12 часов, а для зарядки в комплекте предусмотрен кредл. Поскольку прибор снабжен устройством для защиты от воды и пыли, замена аккумулятора пользователем самостоятельно не предусмотрена.

Что же умеет Cortex? Во-первых, он способен автоматически определять риск столкновения на основе данных AIS и предупреждать рулевого об опасности. В терминале установлен громкий динамик, а для сигнализации используется не простой зуммер, но голосовое оповещение, как в автомобильных навигаторах. Например, в ситуации «человек за бортом» приятный роботизированный женский голос громко произнесет: «Man Overboard» — и таким же образом предупредит об угрозе столкновения.

  • Cortex работает с беспроводными терминалами по Wi-Fi-сети. Брать с собой на берег терминал не обязательно: все уведомления приходят на смартфон

Примечательно, что устройство также позволяет смоделировать маневр, например поворот вправо на 30°, и показывает расчетную точку пересечения курсов. Капитан может с этого же экрана одним нажатием кнопки связаться по рации с другим судном и обговорить маневр. На терминале предусмотрена отдельная кнопка MOB, которая автоматически посылает уведомление судам в округе, а если на жилете пострадавшего есть AIS-маячок, то Cortex подхватит сигнал и выведет на экран.

Помните, как несколько лет назад во время Каннского яхтенного фестиваля на пляж у бульвара Круазетт вынесло яхту, которую сорвало с якоря, пока экипаж гулял где-то в городе? Cortex поможет предотвратить подобные ситуации, поскольку умеет посылать предупреждения на мобильный телефон. В основной блок встроен модем, не требующий SIM-карты и работающий с операторами сотовой связи по всему миру: как только система зафиксировала дрейф на якоре (датчик курса позволяет точно определять положение носа и кормы судна относительно якоря), она отправляет на смартфон пользователя push-уведомление с предупреждением. Терминал в этом не задействован, поэтому его не обязательно брать с собой на берег.

Стандартный протокол NMEA позволяет сопрягать Cortex со всевозможными датчиками и контролировать уровень воды в трюме, положение крышек люков, заряд аккумуляторов, глубину, скорость ветра и пр. Более того, можно задать пороговые значения, по достижении которых на смартфон опять же будут приходить уведомления. Бесплатно предусмотрены апдейты дважды в сутки, а при необходимости получать их чаще или удаленно управлять оборудованием (например, заранее включать отопитель) требуется платная подписка. Впрочем, цены на нее весьма гуманные, и есть пробный период: годовой абонемент с единовременной оплатой обойдется в 120 евро, а если яхта используется не круглый год, то выгоднее будет платить 20 евро в месяц.

Мне довелось познакомиться с прототипом Cortex за неделю до его официальной презентации, которая состоялась в Портсмуте 17 сентября, и могу сказать, что устройство у Vesper Marine получилось действительно интересное и новаторское. К гибридному управлению терминалом привыкаешь быстро, а его пользовательский интерфейс продуман и спроектирован так, чтобы дать возможность мгновенно реагировать в критической ситуации, полагаясь в общении с устройством лишь на интуицию. Сам терминал в меру крупный — не выскальзывает из рук, но при этом помещается в кармане.

  • Стандартный протокол NMEA позволяет сопрягать Cortex со всевозможными датчиками

Vesper Marine намеренно не встраивала в терминал карты, так как экран для их чтения маловат, но в последующих прошивках могут появиться контурные линии побережья. ClickWheel на тестовом экземпляре иногда проскакивал нужные пункты, однако производители обещали исправить это в серийных экземплярах, продажи которых начнутся в конце года. На первом этапе приоритетными рынками станут Северная Америка и Австралия, где владельцам будет доступен интернет-роуминг по всему миру (объем данных, передаваемых для мониторинга через сотовые сети, незначителен), а позже Cortex появится и в Европе. Впрочем, разработку покажут на грядущей выставке METS в Амстердаме, где Cortex, вероятнее всего, будет одним из претендентов на победу в конкурсе DAME Award.

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Vesper Marine

Яхты

В круге света

Одним из самых интересных экспонатов среди многочисленного флота Amels на Monaco Yacht Show 2019 стала новая суперяхта Aurora Borealis.

Путешествия

Кипр. Новый порт захода

Айа-Напа — новое направление для яхт на Средиземноморье. Ayia Napa Marina предлагает судовладельцам инфраструктуру мирового уровня.

Яхты

Benetti Metis

Мужская суперяхта с женским именем и непростой историей строительства.
По теме

Нетипичный голландец

В мае при большом скоплении приглашенной публики прошла презентация нового флагмана линейки голландских яхт Elling — модели E6.

Ярмарка-распродажа в программе Vladivostok Boat Show 2016

С 20 по 22 мая на территории яхт-клуба “Семь футов” пройдет выставка катеров и яхт Vladivostok Boat Show. Помимо экспозиции часть выставки отведется под ярмарку-распродажу водомоторной техники, как новой, так и б/у. Это даст возможность поторговаться с продавцом и купить технику по выгодной для вас цене.

Два в одном

В первый день весны встречаем новый выпуск журнала Motor Boat & Yachting, Март-Апрель 2017. Однако это еще не всё! После двухлетнего перерыва мы возрождаем специализированное приложение Motor Boat Market, посвященное в основном небольшим яхтам и катерам.

Зов Черной горы

Если доводилось бывать в Восточных Альпах, то от местных стариков вы могли слышать легенду о Глокнере, или Черной горе, в самом сердце которой покоится угольно-черный кристалл. Мы приняли участие в одноименном фестивале Spyder Grossglockner Challenge, который ежегодно собирает десятки владельцов родстеров Can-Am Spyder