Парни в красном

Многие современные верфи, по сути, выступают режиссерами или дирижерами, управляющими оркестром подрядчиков, и конечный результат во многом зависит от мастерства того или иного режиссера-постановщика. Но даже виртуозы менеджмента могут потерпеть фиаско, если исполнители недотягивают до требуемого уровня. Именно поэтому производители придают огромное значение своим ключевым подрядчикам и крайне заинтересованы в том, чтобы те развивались, инвестировали в НИОКР и постоянно совершенствовали свое мастерство. Одним из ярких примеров успешного мутуалиста выступает голландская компания De Keizer Marine, которая всего за несколько лет трансформировалась из небольшого подрядчика по инжинирингу и монтажу судовых электросистем в крупного системного интегратора, специализирующегося исключительно на суперяхтах.

Из электриков в интеграторы

De Keizer Marine Engineering — это семейный бизнес в третьем поколении, который в 1965 году основал Антон де Кайзер, и сегодня за штурвалом компании стоят его внуки. Впервые я побывал на заводе De Keizer в Зандаме (пригороде Амстердама) три года назад. В то время компания уже давно сотрудничала с Feadship, но работала исключительно в своей узкой нише проектирования и сборки электросистем. С тех пор многое изменилось: в сущности, De Keizer совершила радикальный прорыв, демонстрируя ежегодный рост порядка 45%, чему способствовало совпадение нескольких важных факторов.

Во-первых, увеличение средней длины, а главное — вместимости суперяхт повлекло за собой усложнение их конструкции. Ведущие производители отреагировали на это наращиванием производственных мощностей и поиском надежных партнеров, которые способны справляться с комплексными задачами. Некоторые подрядчики не выдержали гонки и остались на обочине, тогда как De Keizer, напротив, сумела грамотно сориентироваться и усилить позиции. Сегодня компания является основным подрядчиком по электросистемам у Royal Van Lent, Royal De Vries и Oceanco, а, например, верфь Hakvoort вообще никогда не привлекала никого, кроме парней в красном. Всего на счету De Keizer порядка 425 проектов: сейчас компания одновременно работает над 18 новыми проектами, а в прошлом году участвовала в 35 рефитах, и в наличии у нее опыта по обоим направлениям сомневаться не приходится.

  • Современные технологии позволяют осуществлять удаленный мониторинг работо-способности электрики

Подобная экспансия была бы невозможной без расширения профессиональных горизонтов: помимо своей исторической специализации по электросистемам, De Keizer стала проводить интеграцию IT/AV-оборудования и световых решений, разрабатывать системы контроля гибридных пропульсивных установок и проводить исследования в области использования больших массивов связанных с ними данных. К тому же руководство приняло стратегическое решение полностью отказаться от электрификации объектов на суше (резиденций, заводов и т.  д.), чтобы сосредоточить усилия исключительно на суперяхтах.

Новаторские разработки

Одно из перспективных направлений, которое сейчас осваивает De Keizer, связано с переоборудованием парусных яхт. В мире множество парусников длиной 20–80 м с абсолютно стандартными пропульсивными системами (дизельный двигатель, редуктор и вал с винтом), которые в ходе рефита можно превратить в гибридные. В De Keizer научились сопрягать с маршевым дизелем компактный и сверхлегкий (около 25 кг) электродвигатель YASA P400, который ставят на спорткары Koenigsegg Regera в дополнение к ДВС.

Эти моторы, выдающие на пике до 160 кВт (максимальный КПД 96%), теперь свободно продаются и могут быть использованы на яхте в качестве бустера и для бесшумного хода на электротяге. Кроме того, они cпособны работать в режиме генератора (мощность 20 кВт), когда яхта идет под парусами, и обеспечивать энергией гидравлику, приводящую в движение лебедки. Подобная модификация действительно превращает парусник в гибридное судно, и сейчас De Keizer реализует эту схему на 40-метровой яхте.

  • Электрические системы крупных судов чрезвычайно сложны и требуют высокого профессионализма

Другое направление НИОКР в De Keizer касается аккумулирования и анализа больших данных. Дело в том, что в электрических системах можно измерять множество параметров и сводить результаты в масштабные базы данных для выявления трендов и прогнозирования поведения тех или иных систем. Это, в свою очередь, позволяет заведомо планировать профилактическое ТО, экономя время и деньги на их обслуживании.

Этот новаторский инструмент уже принят на вооружение в ряде других отраслей. Так, после пожара на нефтяной платформе Enchilada в Мексиканском заливе в ноябре 2017 года компания Shell сделала соответствующие выводы и разработала программу профилактики, позволяющую эффективно предотвращать подобные ЧП и заранее снабжать платформы запчастями, которые понадобятся в ближайшем будущем. Похоже, De Keizer скоро станет одним из пионеров в этой области применительно к яхтам: уже сейчас подобная практика реализуется для отдельно взятых судов, а в будущем компания надеется научиться обезличивать удаленно полученные данные и проводить анализ в несравнимо большем масштабе.

Обучить и проверить

Сегодня персонал De Keizer насчитывает почти 600 человек, и при темпах набора по 200 сотрудников в год перед компанией встала проблема: как быстро обучить такое количество людей сложному мастерству и привить культуру производства?

Решением стало основание собственной академии, где слушатели начинают с простых курсов вроде прокладки кабелей и установки распределительных щитов, постепенно повышая свой уровень.

«Чтобы стать одним из парней в красном, недостаточно просто знать правила работы с электричеством, — шутит Арьян Диетц, один из руководителей Академии De Keizer. — Выпускники профильных учебных заведений не имеют ни малейшего представления о том, какие компоненты в каких частях судна нужно применять, где какие провода использовать, и нам приходится многому их учить. Если говорить о людях с опытом из других отраслей, то с ними проще: как правило, их необходимо обучить только особенностям работы на яхтах».

  • Быть просто хорошим электриком ­­недостаточно: нужно уметь аккуратно работать на суперяхте с ее дорогой отделкой

Требования верфей к подрядчикам за последние 10–20 лет сильно выросли: сейчас уже нельзя позволить себе, например, собирать и тестировать распределительные щиты на борту строящегося судна: исполнитель должен брать на себя определенные риски, закупая комплектующие заранее, и проводить сборку на своих площадках. Это обеспечивает верфи экономию времени и оптимизацию доступа подрядчиков (а их десятки!) в корпус, что выражается в сокращении сроков постройки. Кроме того, сотрудникам весьма желательно не только уметь читать техническую документацию и правильно соединять все компоненты, но понимать, как работают те или иные системы и для чего нужны. А это, на минуточку, около 150 различных решений! Конечно, De Keizer старается максимально унифицировать проекты, поскольку владельцы яхт, как правило, оценивают только функциональность и не интересуются тем, что находится «под капотом».

Каждый готовый распределительный щит, блок или узел проходит тесты на испытательном стенде, и это обязательный этап для любого комплексного изделия. Более того, прием готовых систем и обучение экипажей работе с ними также происходят на производстве. Во-первых, это позволяет заказчикам малой ценой вносить практически любые изменения в проект, а во‑вторых, дает возможность экспериментировать и тренировать пользователей в контролируемых условиях без риска повредить оборудование. Разумеется, после монтажа и во время ходовых испытаний проводятся серии повторных тестов, которые гарантируют владельцу полную работоспособность электросистем его яхты.

Признаюсь, заметный эволюционный скачок De Keizer произвел на меня довольно сильное положительное впечатление и стал показательным примером здоровой синергии подрядчика и производителя, которая позволяет сообща добиваться качественно новых результатов и обеспечивать взаимное процветание бизнеса. И если верфи удается собрать под своим брендом оркестр подобных исполнителей, то переиграть ее становится очень сложно.

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото De Keizer Marine Engineering

Стиль жизни

Три сценария новогодней ночи

Петербургский Belmond Grand Hotel Europe готовится отметить свой 145-й Новый год и предлагает своим гостям три варианта встречи праздника, любимого взрослыми и детьми.

Стиль жизни

Фотопутешествие по Вечному городу

Итальянский отель Baglioni Hotel Regina предлагает окунуться в атмосферу 1960-х, подарив себе незабываемую фотосессию в Риме.

Стиль жизни

Rolls-Royce. Полный эксклюзив

13 ноября Rolls-Royce Motor Cars St.Petersburg представила в Петербурге эксклюзивные автомобили, демонстрирующие возможности портфолио Rolls-Royce: смелый и дерзкий Wraith из лимитированной коллекции Black and Bright, апеллирующий ко вкусам нового поколения клиентов, и флагман Phantom с опцией Privacy Suite.
По теме

Новые приборы для моря

К началу яхтенного сезона Garmin (США) обновила практически все линейки морских приборов и представила новое программное обеспечение.

Делать, что любишь

Ходят слухи, что название Axopar составлено из частей названий конкурирующих брендов. Насколько успешный старт взял этот молодой бренд, разбираемся на примере флагмана Axopar 37 AC.

Круиз вдоль Каталонии

Всегда дерзкая и отчаянно независимая Каталония, с ее бесконечными «Костас» и «Калас», достойна свежего пристального взгляда.

Очень особенный

Новая модель итальянской компании ZAR Formenti — свежий взгляд на эстетику и функциональность RIB’ов. Рассмотрим ZAR 59SL.