Чем пахнут яхты

Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения со стороны судов (MARPOL 73/78) гласят, что устройство любых сточных систем должно исключать возможность проникновения и распространения запахов в помещении, а для хранения сточных и хозяйственно-бытовых вод следует предусмотреть одну или несколько цистерн, объем которых должен быть достаточным для накопления вод исходя из времени нахождения судна в зонах санитарной охраны, территориальных водах и внутренних водоемах.

К сожалению, проблемы с распространением запаха хозяйственно-бытовых (gray water) и фекальных (black water) вод на открытых палубах и в помещениях порой не обходят стороной даже сравнительно новые прогулочные яхты. Например, те, кто в прошлом году имел возможность прогуляться по выставке Monaco Yacht Show, могли прямо у причалов столкнуться с локальным очагом сероводородного зловония, источником которого стали крупные экспонаты. По сути, была смоделирована типичная жизненная ситуация, при которой яхта простаивает в марине длительное время, и пока гости развлекаются на борту, капитан хмурится, предвосхищая недоброе. Эта проблема не нова для яхтенной индустрии, но не решена полностью из-за того, что подчас производители недостаточно продумывают конструкцию сточно-фановых систем и экономят на установке средств для борьбы с запахом. Зная, какое недовольство (и вполне понятное!) вызывает у владельцев яхт появление неприятных запахов на борту, мы поговорили со специалистами и выяснили, что может быть корнем проблем и каковы возможные способы их устранения.

Ярон Гинтон, конструктор, основатель Ginton Naval Architects:

Не уверен, что существуют решения, позволяющие полностью избавиться от запаха, но точно есть способы значительно снизить его интенсивность. Когда-то я целенаправленно изучал этот вопрос.

Одно из потенциальных решений сводится к тому, чтобы в танке с фекальными водами, помимо воздушной помпы, присутствовала сквозная вентиляция. Наличие кислорода в достаточных количествах препятствует размножению анаэробных бактерий, которые и производят зловонные газы. Мы пробовали выводить вентиляцию через мачту и в некоторых других местах, однако, на мой взгляд, надежнее всего работает схема с двумя U-образ-ными трубами, которые выходят из танка, поднимаются над палубой (требования регистров), а затем нисходят и открываются по бортам в зоне ватерлинии. На частных яхтах, не использующихся в коммерческих целях, можно еще добавить вентиляторы, чтобы обеспечить движение воздуха в безветренные дни.

Другой вариант — ставить поглощающие запах фильтры. Наконец, в одном проекте мы использовали озонатор, с тем чтобы нагнетать озон в пространство между жидкостью и стенками танка для нейтрализации бактерий и зловония. Однако я все равно считаю, что нет ничего лучше грамотно спроектированной вентиляции, и когда это возможно, стараюсь реализовать схему с U-образными трубами.

Ханс Конингс, инженер, основатель Konings Yacht Consultancy:

Прежде всего, необходимо понимать, что канализация — это самая важная система на борту. Если она выходит из строя, то всем обеспечен не лучший день. Поломки в других системах не так критичны, поскольку их можно устранять на протяжении часов или дней. Но если что-то не так с канализацией, то шутки на эту тему быстро сменяются серьезной озабоченностью, ведь на борту даже роскошной яхты людям попросту некуда деться.

Чтобы решить проблему исходящего из танков неприятного запаха, можно устанавливать в вентиляционных трубах ионизаторы и/или угольные фильтры — этого будет достаточно. Как правило, запах усиливается в тот момент, когда на борту одновременно сливают много воды (туалеты, душевые и т.  д.), которая поступает в танки, разом вытесняя скопившиеся в них газы, а фильтры не успевают отработать. Некоторые верфи ставят в танках насосы-измельчители и аэраторы, чтобы твердая фракция не оседала на дне и не размножались анаэробные бактерии. К другим способам борьбы с микроорганизмами относятся хлорирование, облучение ультрафиолетом и озонирование содержимого танков. Все это при правильном применении устраняет озвученную проблему. Кроме того, существуют превосходные средства для чистки танков и предотвращения пенообразования.

Появлению неприятного запаха на борту могут способствовать и попадающие в канализацию остатки пищи, которые при мытье посуды пропускают через встроенные в мойки измельчители. Это приводит к накоплению биомассы в хозяйственно-бытовых стоках и нежелательному росту бактерий. Верфь Amels, например, вообще не устанавливает такие измельчители на своих яхтах, поскольку они постоянно выходят из строя, как только в спешке члены экипажа забывают убирать столовые приборы. Гораздо практичнее использовать аппараты для спрессовывания пищевых отходов и холодильники, а не забивать танки остатками пищи, провоцируя появление зловония.

На рынке представлены превосходные системы обработки фекальных и бытовых вод, которые при правильных расчетах и эксплуатации отлично справляются со своей задачей. На современных круизных лайнерах вообще используют биологические водоочистные станции, где фекальные стоки смешиваются с бытовыми и кухонными в определенной пропорции, а бактерии перерабатывают все это практически до чистой воды, которую потом используют в технических целях (например, для мытья палуб). Немецкая компания DZV выпускает такие «септики» и для яхт, но они достаточно высокие, что порой создает проблему с определением места установки.

Выбирая техническое решение для строящейся яхты, необходимо принимать во внимание модель эксплуатации судна. Если оно много времени проводит с гостями у причала, то нужны вместительные танки с системой перелива; в противном случае можно пожертвовать их объемом в пользу эффективной системы очистки и отдельного танка для твердого осадка. Нужно также помнить, что в большинстве случаев проблема нежелательных «ароматов» решается в процессе рефита судна, поскольку фильтры, озонаторы и дезодорирующие установки, как правило, достаточно легко интегрируются в существующие канализационную и вентиляционную системы. Главное — задействовать опытных специалистов, которые точно определят источник проблемы и найдут оптимальное средство для его устранения.

Борис Лашков, яхтенный капитан:

Запахи на борту яхты способны отравить любой отдых, причем в прямом смысле слова. Если на новых судах этот вопрос обычно решен и проблемы возникают относительно редко, то на возрастных неприятные запахи могут стать настоящим бичом. Самое печальное: найти специалистов, которые глубоко разбираются в этой теме и готовы гарантированно исправить ситуацию, почти невозможно. Объяснение тому достаточно простое: возни много, а результат под вопросом.

Основные и наиболее трудоемкие работы связаны не с фекальными (черными) водами, а с бытовыми, серыми. Как правило, у танка с черными водами всего один вентиляционный выход, который и является источником зловония (конечно, если инженер в составе экипажа не прошляпил уровень и не затопил трюм, что на старых лодках случается нередко). Но в любом случае система отвода и хранения фекальных вод более замкнутая, и «бороться» с ней сравнительно проще, тогда как у танка для бытовых стоков выход вентиляции тоже один, но сливов в него великое множество. Раковины, душевые, конденсат фанкойлов и морозильных камер, мойки на камбузе, сливы посудомоечных и стиральных машин и еще масса всего, о чем команда может даже не подозревать. И все эти сливы являются потенциальными «проводниками» запахов из танка. Чтобы в раковине пересох водяной затвор, потребуется приличное время, а вот с душевым сливом это происходит много быстрее. У сливов конденсата вообще нет гидрозатворов, не говоря уж о том, что и сами поддоны с трубками со временем превращаются в источники запаха.

Для устранения проблемы с ароматами из фекального танка необходимо выполнить определенный перечень работ и с вероятностью 90% получить положительный результат, тогда как в случае бытовых стоков о таком мечтать не приходится. И если черные воды отравляют жизнь в основном на открытых палубах, то серые — везде: и внутри, и снаружи. Причем их зловоние зачастую труднопереносимо.

Это комплексная проблема, которую не решить с наскока, поэтому подход к ней должен быть соответствующий. Без полного понимания картины происходящего борьба с неприятным запахом на борту будет смахивать на битву со Змеем Горынычем: одну голову отрубил — две выросли.

Текст Алексей Кириллов

Знания

О рефитах — с Дааном Балком

О нюансах рефита журналу рассказал генеральный директор верфи Balk Shipyard.

Новости

Субботний вечер. И вот опять...

Солист легендарной группы «Секрет» Максим Леонидов, «Балет парусов», «Национальная парусная лига», губернаторский смотр яхт, фотовыставки и мастер-классы... В Петербурге продолжается насыщенная событиями «Балтийская яхтенная неделя»

Новости

Завершилась десятая Ярмарка продаж яхт и катеров «Водный мир»

С 5 по 7 июля 2019 года на территории «Международного Московского Яхтенного Порта» проходила X Ярмарка продаж яхт и катеров «Водный мир», вызвавшая огромный интерес у посетителей.
По теме

Новоселье Sanlorenzo

После успешного подписания договора с Cantieri San Marco, расположенной в Ла Специи, итальянская верфь Sanlorenzo начала делокализацию производственных мощностей из г. Виареджио.

Конец эпохи

С момента дебюта Phantom в 1925 году каждое поколение этой легендарной модели определяло важную веху в истории Rolls-Royce. Сегодня британский автопроизводитель представляет последний экземпляр Phantom VII.

Мошенничество на миллион

Общий тюремный срок в 14 лет получили трое мужчин за мошенничество в отношении Princess Yachts на сумму более £1млн.

Движимый солнцем

Компания Solarwave удачно реализовала технологию электродвижения на 62-футовой яхте.