Делай что хочешь!

Может ли одно судно объединить достоинства глиссирующих и водоизмещающих яхт? Да, если у вас есть Princess 85 MY и одна полезная опция.

Сегодня, когда кризис, вроде бы, давно закончился, а экономическая стабильность пока и не думала начинаться; когда цены на нефть и, соответственно, на горючее для двигателей только растут; когда пребывание в море, требующее времени, обходится все дороже, многие начинают пересматривать свои яхтенные приоритеты. Так ли необходимо, например, быть в Портофино ровно к пяти вечера, если для этого надо нестись, «положив» ручки двигателей и стремительно опустошая топливные танки? Или можно распорядиться временем с большей пользой, наслаждаясь простыми вещами: шумом моря, спокойствием, обычными, но от этого не менее приятными занятиями в неторопливом круизе? Среди моих знакомых уже немало тех, кто считает, что пережитые нами в последнее время экономические потрясения приведут к смене не только привычек, но и всей жизненной философии. Применительно к яхтам мы наверняка будем куда тщательнее считать деньги, экономя не только на топливе, но и на дорогостоящих и не всегда нужных опциях. Вопрос в том, как отличить условно необходимое от действительно важного.

Система TracStar эффективно гасит качку: оставьте бокал с вином на столе, и он не сдвинется ни на дюйм

Возьмем, например, систему TracStar, которой оснащена яхта Princess 85 MY. Это интегрированная гидравлическая система управления плавниковыми стабилизаторами и подрульками. Стоит она недешево — £ 137 940 (согласно прайс-листу), но, как заявляют на верфи Princess, эта опция не из разряда «прикольная штучка — давай возьмем»: по словам специалистов компании, она меняет характер поведения лодки принципиально. Это мы и решили проверить на тест-драйве. Сразу оговорюсь: необычно спокойная для ноября погода не дала возможности устроить системе стабилизации полноценную проверку, тем не менее мы все же получили достаточно полное представление относительно ее эффективности.Есть область, в которой большие яхты Princess обычно превосходят многих своих конкурентов родом со Средиземноморья, — это управляемость. 

Дело в том, что знаменитый яхтенный дизайнер и инженер Бернард Олесински («автор» корпуса Princess 85 MY) всегда придерживается простого правила: лодка не только должна двигаться туда, куда вам нужно, но и делать это так, чтобы находиться на борту было приятно.Циркуляцию на 360° на полном ходу, без снижения скорости, яхта совершает с очень небольшим радиусом и без обычного крена — такое редко происходит с лодками аналогичных размеров. Она не кренится ни наружу, ни внутрь (совсем как водоизмещающее судно) — яхта просто входит в поворот так же уверенно и спокойно, как выезжающий из депо лондонский двухэтажный автобус. Довольно необычное ощущение и прекрасная иллюстрация действия системы TracStar — именно так она и работает, оправдывая не только само свое существование, но и стоимость. Можно расслабиться и оставить недопитый бокал на столе — он не сдвинется ни на дюйм.

Мастер-каюта с отдельной гардеробной и просторной ванной комнатой расположена на миделе во всю внушительную ширину корпуса

Система TracStar создана для существенного уменьшения амплитуды качки судна без хода и делает стоянку на якоре гораздо более комфортной. Однако на верфи также утверждают, что система полностью убирает качку и на ходу, на скорости до 12 узлов. Наш тест-драйв показал, что это действительно так. Показатель 12 узлов в этом смысле довольно примечателен. Судно, созданное для скоростей глиссирования, едва ли будет хорошо вести себя в водоизмещающем режиме; к тому же, из-за погоды полное глиссирование не всегда возможно — оно может быть утомительно для пассажиров и обременительно для кошелька. Что ж, похоже, Princess расширила свои горизонты и сделала скоростную яхту, также способную неспешно и экономично двигаться на скорости 12 узлов без какого-либо намека на качку. Теперь, чтобы перекусить, не придется искать тихую бухту: это можно сделать прямо в море и не хвататься судорожно за стол и посуду. Экипаж может спокойно сервировать обед на ходу, вести яхту в сумерках и даже ночью, пока пассажиры мирно спят в своих каютах, чтобы на рассвете уже оказаться где-нибудь милях в ста пятидесяти от исходной точки. Можно смело заявить: такая эффективная система стабилизации дает вам лучшее из двух не пересекающихся миров яхтинга: быструю глиссирующую лодку, когда вы торопитесь, и надежное, солидное водоизмещающее судно, когда в ваших планах — расслабиться и никуда не спешить. Исходя из этого, систему TracStar, конечно, стоило бы включить не в список опций, а в перечень стандартного оборудования судна. Есть у TracStar и недостаток — увеличение сопротивления.

 Два больших «плавника», какими бы высокотехнологичными и обтекаемыми они ни были, все-таки несколько тормозят поток воды, обтекающий корпус. По словам проектировщиков, они отнимают у лодки около полутора узлов. Добавлю, что на нашей тестовой яхте была еще одна опция, полезная, но имеющая аналогичное «тормозящее» свойство. Это хардтоп над флайбриджем. Прибавим полные танки воды и топлива, что составило еще примерно семь тонн; тендер Williams длиной 3,85 м и весом 340 кг; наконец, семь человек на борту… Учитывая серьезный лишний вес, думаю, не стоит слишком полагаться на составленную мной таблицу скоростей. Тем не менее полученные нами 25 узлов я лично считаю впечатляющим результатом; без всех этих «отягчающих обстоятельств» максимальная скорость составила бы, по моим прикидкам, узлов 28, а то и больше. И, что еще важнее, Princess 85 имеет широкий диапазон круизных режимов на глиссировании — на скорости от 16 узлов и выше. То есть практически в любых обстоятельствах и погодных условиях на борту будет комфортно. Планировку нижней палубы можно назвать традиционной в том смысле, что она удобна и проверена практикой. Мастер-каюта с большой кроватью, динеттой, туалетным столиком, отдельной гардеробной и просторной ванной расположена на миделе — сложно придумать лучшее использование приличной ширины корпуса яхты.

Princess 85 MY одинаково хорошо выступает в роли быстрой глиссирующей яхты и солидного водоизмещающего судна

VIP-каюта, также с гардеробной, находится в носу. Ну а пространство между этими двумя каютами-люкс можно раскроить по-разному: спланировать здесь пару симметричных кают с раздельными кроватями либо перераспределить объемы, получив большую каюту правого борта с двуспальной кроватью и напротив нее — более компактную, с «пульмановскими» койками (на нашей тестовой лодке был как раз второй вариант). При желании можно вообще ограничиться тремя каютами, соорудив на месте меньшей каюты левого борта мини-офис или кабинет, при этом здесь можно будет и поспать — откидная койка сохранится. В отделке интерьера использован лакированный светлый дуб, хромированные детали, текстиль и кожа темных тонов. Подволок — из светлой замши с контрастными лакированными акцентами. Для экипажа предусмотрены две каюты: двухместная, с койками в два яруса, и капитанская, с большой кроватью; доступ в отсек экипажа — из кормового кокпита или с транца. В моторном отсеке нашей лодки угнездились два двигателя MTU V12. Высота потолка здесь 1,83 м, и все хорошо организовано: компрессоры системы кондиционирования — по левому борту, вся гидравлика — по правому, оборудование для фильтрации и доочистки топлива — вдоль транца.
 

 Палубные проходы, широкие и безопасные, ведут в превосходную зону отдыха на носу. Помимо лежака, здесь есть диван, над которым опционально ставится бимини-тент. Ну а основная открытая зона — флайбридж. Владелец «нашей» Princess 85 MY решил не загромождать флайбридж установкой джакузи, а сделал здесь большую свободную площадку с баром, огромным тиковым столом и основательным диваном. В корме — место для тендера и кран грузоподъемностью 600 кг. Дополнительную водную технику можно хранить на опускаемой гидравликой кормовой платформе, которая выдерживает нагрузку до 500 кг. Я так и не нашел, к чему придраться ни на нижней, ни на верхней палубах. Что же касается главной палубы, то здесь кроется основной сюрприз. Ее кормовую и центральную часть традиционно занимают просторный светлый салон и столовая, в носовой же части пространство распределено просто мастерски. Ключевой пункт удачной планировки — центральная лестница, вокруг которой скомпоновано все остальное. Камбуз, расположенный в двух шагах от столовой, скрыт от гостей, но открыт к рубке, что удобно для команды. Сама же рубка может похвастаться отличным обзором, хорошо организованным постом управления, выходами на палубу обоих бортов (экипаж может свободно перемещаться по судну, не тревожа пассажиров). Но самое интересное — еще один мини-салон у лобового стекла. С ним у команды появляется дополнительная причина любить ночные переходы, пока пассажиры почивают в каютах. Но, боюсь, за этот салон скорее разгорится нешуточная конкуренция с участием гостей. В общем, суперудачная планировка: такой уровень комфорта для всех можно обнаружить разве что на яхтах гораздо большего водоизмещения.

Новости

В Петербурге завершилась «Балтийская яхтенная неделя — 2018»

С 13 по 19 августа в Петербурге во второй раз прошла «Балтийская яхтенная неделя». Мероприятие объединило всероссийские и региональные регаты, тематическую развлекательно-образовательную программу для горожан и деловые сессии.

Новости

Фристайл в небе, фристайл на воде

С 6 по 9 сентября в Геленджике, в рамках "Гидроавиасалона-2018", состоится чемпионат России по аквабайку.

Новости

Greenline запускает новую модель Greenline 45 Fly

Компания Nord Star Yachting приглашает желающих на мировую премьеру Greenline 45 Fly, которая состоится на боат-шоу в Дюссельдорфе в январе 2019 года. Кроме того, новинка будет показана в марте Майами и в апреле — Пальма-де-Майорке.
Shipyard: Princess Yachts
To the point

Музей в море

В отношении спроса траулерные и экспедиционные яхты сейчас «на гребне волны». Посмотрим, что предлагают в этом сегменте специалисты по яхтам из стали и алюминия — голландские судостроители из Wim van der Valk.

Мы строим лодки

Модельный ряд российской верфи Velvette Marine (Казань) включал лодки разных типов длиной от 20 до 41 фута. Недавно компания расширила его за счет младших моделей и начала работать с алюминиевыми корпусами. Тестируем Velvette 20 Image.