Материализация космоса

Если у вас нет возможности построить самую большую яхту в мире, почему бы тогда не построить самую быструю? Именно так в свое время поступил Джон Сталуппи, заказавший на Heesen Yachts 44-метровую Octopussy, развивавшую рекордные 53 узла (1988 год). Тем же путем пошел владелец представленного на Monaco Yacht Show 2018 флагманского проекта Cosmos — одного из 13 судов, которые сейчас строятся на заводе Heesen в городе Осс.

Мы уже писали о некоторых уникальных технических инновациях, заложенных в основу этого любопытного проекта, и теперь, побывав на закладке киля, продолжим рассказ.

«Сегодня важный день не только для Heesen Yachts, но и для всей индустрии», — сказал на торжественной церемонии генеральный директор верфи Артур Брауэр и тут же пояснил, что именно дает ему право на столь громкое заявление. Дело в том, что при длине 80,7 м судно сможет развивать по меньшей мере 30 узлов и станет самой крупной и быстрой алюминиевой моторной яхтой в истории в своем классе. Heesen Yachts шла к этому шаг за шагом, годами создавая репутацию чуть ли не единственного производителя быстроходных яхт длиной 40–60 м из легкого сплава. В последние годы верфь активно осваивает нишу кастомных лодок длиной 60–80 м (яхты Galactica Star, Galactica Super Nova, строящийся проект Falcon) и, заложив Cosmos, в буквальном смысле уперлась в потолок: имеющиеся доки не позволяют верфи строить суда длиннее 83 м, а мосты на пути к Северному морю еще и ограничивают их высоту.

  • Интерьеры яхты разработала студия Sinot Design

Оказавшись в подобной ситуации, другие сидели бы ровно и строили типовые лодки semi custom, но Heesen Yachts не из тех, кто отказывается от амбиций под влиянием пессимистичных критиков: она ставит цель, идет к ней своим путем и достигает желаемого. В случае Cosmos инженерам пришлось решить весьма непростую задачу по приданию алюминиевому корпусу необходимой прочности. Будучи запертой в центре страны за низкими мостами, верфь не может просто повысить борта и вынуждена изобретать что-то новое. В итоге был разработан специфический набор, который принимает на себя всю внешнюю энергию, тогда как обшивка не несет конструктивной нагрузки и просто предотвращает попадание воды внутрь.

«Чем длиннее судно, тем сильнее оно подвержено изгибанию, особенно если его корпус выполнен из легкого сплава, — рассказывает менеджер отдела проектирования Йос Фербрюгген. — На тестах масштабной модели в опытовом бассейне мы смогли оценить действующие на корпус силы и после рассчитать форму и прочность конструкции. В итоге общий вес корпуса и надстройки составит 325 т — столько бы весил только корпус, если делать его из стали».

Толщина палубных перекрытий на Cosmos составит 6 мм, бортовой обшивки — 10–15 мм, а в зонах с повышенной нагрузкой, например под маршевыми двигателями, используются листы толщиной 40–50 мм. Во время сварки элементов такой толщины особое внимание необходимо уделять их предварительному нагреву, а также следить за массой секций, чтобы их могли поднимать краны.

«Корпус должен быть прочным в первую очередь в местах с повышенной концентрацией напряжений, которые, как правило, приходятся на район миделя, — поясняет Питер ван дер Занден, технический директор Heesen Yachts. — Когда судно оказывается на гребне волны, оно изгибается: материал в области днища сжимается, а наверху, в надстройке, наоборот, растягивается. В яме между волнами происходит все ровно наоборот, и если корпус недостаточно жесткий, то стрессовые нагрузки передаются на надстройку».

Чтобы решить эту проблему, инженеры Heesen Yachts совместно с конструкторским бюро Van Oossanen Naval Architects запатентовали конструкцию Backbone, которая представляет собой интегрированную в набор двутавровую балку, проходящую по килевой линии. Она повышает прочность корпуса на излом, тогда как продольное скручивание для Cosmos не столь критично и не отличается от такового у стального судна.

  • Артур Брауэр, генеральный директор Heesen Yachts, на церемонии закладки киля
  • Так выглядит запатентованный набор Backbone с двутавровой балкой-«позвоночником»

«Корпус яхты обладает обводами FDFH и носовым бульбом, и, в отличие от остроскулого V-образного корпуса Octopussy, его ходовой дифферент составит всего около градуса, что отражается на комфорте пассажиров, — добавляет Питер ван дер Занден. — Octopussy можно сравнить с Ferrari, где явно ощущаются скорость и шум, а Cosmos будет лишь немного шумнее обычных водоизмещающих яхт за счет огромной мощности».

В моторном отсеке судна будут стоять четыре маршевых дизеля MTU, сопряженных с валами и винто-рулевой группой Rolls-Royce Promas (два мотора на вал), где винты с переменным шагом расположены вплотную к рулям, но не соединены с ними, как может показаться. Необходимо это для того, чтобы повысить экономичность и маневренность лодки при движении как под четырьмя, так и под двумя двигателями.

  • В Lloyd’s одобрили все принципиальные инженерные решения, использованные при проектировании Cosmos

В качестве надзорного органа Heesen Yachts выбрала регистр Ллойда, так как, по словам Йоса Фербрюггена, у последнего гораздо больше положительного опыта в отношении крупных яхт, чем у ABS, с которым верфь работает по лодкам меньшей длины. Все принципиальные инженерные вопросы были решены еще до подписания контракта, и сейчас, когда строительство начато, с заказчиком обсуждают удлинение бассейна с 6 до 8,5 м.

«Мы продолжим строить яхты длиной до 83 м здесь, в Оссе, и не планируем выходить в сегмент 90+ м, — говорит Артур Брауэр. — Если говорить о сегменте алюминиевых судов длиной 50–70 м, то мы доминируем в нем и выдаем стабильно высокое голландское качество, которое отражается в том числе и в остаточной стоимости наших яхт. Кроме того, защищая свои позиции на рынке, мы стараемся предлагать то, чего нет у других производителей: высокоскоростные легкие лодки с новаторскими корпусами и малой осадкой. Они могут заходить в мелководные бухты Багамских островов, на что способны очень немногие яхты близкой длины. Мне бы очень хотелось построить также и проект Maximus — необычный, выделяющийся на фоне прочих, но, видимо, пока еще слишком авангардный».

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Дик Холтис, Heesen Yachts

Знания

О рефитах — с Дааном Балком

О нюансах рефита журналу рассказал генеральный директор верфи Balk Shipyard.

Новости

Субботний вечер. И вот опять...

Солист легендарной группы «Секрет» Максим Леонидов, «Балет парусов», «Национальная парусная лига», губернаторский смотр яхт, фотовыставки и мастер-классы... В Петербурге продолжается насыщенная событиями «Балтийская яхтенная неделя»

Новости

Завершилась десятая Ярмарка продаж яхт и катеров «Водный мир»

С 5 по 7 июля 2019 года на территории «Международного Московского Яхтенного Порта» проходила X Ярмарка продаж яхт и катеров «Водный мир», вызвавшая огромный интерес у посетителей.
Shipyard: Heesen Yachts
To the point

Мы строим лодки

Модельный ряд российской верфи Velvette Marine (Казань) включал лодки разных типов длиной от 20 до 41 фута. Недавно компания расширила его за счет младших моделей и начала работать с алюминиевыми корпусами. Тестируем Velvette 20 Image.

Свет моей яхты

Знаете, что такое яхта-хамелеон с циркадными каютами на борту? Уверен, что нет. Поэтому знакомьтесь — Oceanco Moonstone!

Porto Montenegro и инвестиции Ближнего Востока

Инвестиционная корпорация Дубая (ICD), основное инвестиционное подразделение правительства эмирата, объявило, что ей удалось достичь договоренности с Montport Capital o приобретении Porto Montenegro, ведущего яхтенного комплекса Черногории, состоящего из марины для суперъяхт и поселка для яхтсменов.

Рай в итальянском стиле

Зимой этого года открылся новый курорт Baglioni Resort Maldives. Расположенный на острове Маагау, в атолле Дхаалу, этот эксклюзивный курорт из 96 вилл окружен бирюзовой водой, бархатным белым песком и тропической природой.