С попутным ветром

Обводы корпусов современных моторных яхт при выгодном соотношении их массы и мощности дизельных двигателей дают возможность большинству глиссирующих лодок удивительно хорошо идти с попутным ветром даже в достаточно сложных условиях. Значительный развал борта в носовой части позволяет вести судно по склону волны, удерживая его в таком положении, пока оно не продавит гребень собственным весом и не начнет взбираться на следующий.

Только имейте в виду: если ветер дует в одном направлении больше нескольких часов, поднятые им волны могут разгоняться до очень приличной скорости. Также, следуя с попутным ветром, легко не заметить постепенное увеличение его силы: в какой-то момент можно внезапно обнаружить, что условия изменились с серьезных на очень серьезные! И тут предстоит решать, сможет ли яхта продолжать движение в глиссирующем режиме, если ситуация усугубится. Возможно, лучше будет замедлиться до водоизмещающего режима или даже вернуться, чтобы укрыться в ближайшем порту, а это означает, что придется долго биться против ветра.

Особенно аккуратного обращения требуют суда с корпусами водоизмещающего или переходного типа, да еще — если у них широкий прямоугольный транец: такие весьма чувствительны к подхвату большой попутной волной. Если корма поднялась и лодка начала «серфинг», нос может развернуть к впадине перед следующей волной, и судно перевернется. Для предотвращения подобных ситуаций на водоизмещающие и переходные суда обычно устанавливают рули увеличенной площади, а капитан должен быть готов изменить направление движения судна, как только почувствует, что корма поднимается.

Управлять глиссирующей лодкой при попутном ветре достаточно просто: нужно только поддерживать прямой попутный курс с одновременным добавлением газа, чтобы она могла взобраться на волну и пройти ее. Но даже если волнение не слишком большое, избегайте искушения идти больше чем на 2/3 максимальной скорости. В запасе всегда должно быть достаточно мощности, чтобы пройти более крупную волну, если такая подхватит судно.

  • Чтобы вывести лодку на глиссирование с попутным ветром, поищите относительно ровный участок воды, особенно если волна высокая, и удостоверьтесь, что нос находится точно в направлении ветра. Затем прибавляйте газа до тех пор, пока корпус не начнет глиссировать.

 

  • Ключевой фактор при движении с попутным ветром — максимально поднятый нос лодки, предотвращающий захват более высокой волной. Эта фотография демонстрирует, в какой части корпуса начинается отбивание брызг.

 

  • Сбросьте обороты двигателей до комфортного режима, пока лодка не начнет слегка опережать волну. Старайтесь не пользоваться транцевыми плитами и сохраняйте небольшой дифферент на корму, чтобы продавливать волну корпусом в районе миделя.

 

  • Не поддавайтесь искушению идти на максимальной скорости. Держите не более 3/4 возможных оборотов, чтобы всегда оставался достаточный резерв мощности, позволяющий убежать от волны, если она вдруг обрушится прямо за кормой.

 

  • На снимке видно, что лодка всходит на каждую волну с максимально поднятым носом. Она движется косым углом к волновому фронту, что хорошо иллюстрирует форму волн — ветровых и образованных собственно корпусом.

 

  • При более высокой попутной волне шкиперу следует работать газом постоянно, чтобы ускоряться и сбрасывать скорость после каждой пройденной волны. Это позволит продвигаться вперед и при этом оставаться в безопасности.

 

Текст Джон Мендеc Фото Ричард Лэнгдон

Новости

Объявлена регистрация на 1-й этап RZR CAMP 2018

12–13 мая в Москве на мототреке Бурцево в Москве состоится 1-й этап RZR CAMP.

Новости

SUP для всех!

В рамках развлекательной программы выставки Vladivostok Boat Show X организаторы приглашают всех желающих принять участие в одиночных соревнованиях на SUP-досках.

Новости

Путевки на Africa Eco Race — победителям Can-Am X Race

Первый этап Can-Am X Race 2018 стартует совсем скоро, 27–29 апреля, в Волгоградской области. Два самых успешных пилота квадросерии Can-Am X Race 2018 отправятся на Africa Eco Race 2019.
To the point

Определены победители Открытого первенства Санкт-Петербурга

В Академии парусного спорта Яхт-клуба Санкт-Петербурга 29-го июля завершилось Открытое первенство Санкт-Петербурга – первое из восьми парусных событий в программе Большой Санкт-Петербургской парусной недели.

На орбите «Сириуса»

Sirius 25 — лодка молодой московской компании «Эволюшн Моторс». В отличие от светила с тем же именем, она может двигаться по любой траектории, была бы под днищем вода.

Финал Sochi Winter Cup

Зимняя серия гонок Sochi Winter Cup 2016/2017 подходит к финалу – с 31 марта по 2 апреля в яхтенном порту «Имеретинский» города Сочи пройдет шестой заключительный этап.

Выбор будущего #2

Продолжаем серию статей о концептах суперяхт, представленных на выставке Monaco Yacht Show. В этот раз настал черед проекта Dart от голландской верфи Royal Huisman, студии Winch Design и конструкторского бюро Azure Naval Architects.