Глянцевый мусор

Один из дней выставки яхтенного оборудования METS в Амстердаме был посвящен обсуждению утилизации стеклопластиковых судов. Проблема уже давно привлекает всеобщее внимание, и за последние годы в этом направлении дальше всех продвинулись Франция и Швеция.

В чем проблема?

По оценкам Британской морской федерации (BMF), в Англии более 600 тысяч стеклопластиковых судов длиной свыше 2,5 м. Учитывая, что число покупателей конечно, и ежегодно они приобретают около 3000 новых лодок, старые надо куда-то девать.

Почему бы их просто не топить?

Стеклопластик, как и многие другие синтетические материалы, может представлять опасность для окружающей среды, особенно когда распадается на частицы и попадает в трофические цепочки. Недавно шведские ученые выяснили, что для полного естественного разложения стеклопластика требуется около 25 тысяч лет.

Почему яхты трудно утилизировать?

Металл и древесину легко утилизировать или использовать повторно, а вот со стеклопластиком все не так. Использование его в качестве строительного материала оказалось экономически невыгодным. Теоретически стеклопластиком можно «топить» теплоэлектростанции, но для того чтобы при его сгорании не выделялись токсичные газы, температура в печах должна достигать 12 000 °C, тогда как большинство промышленных установок рассчитано всего на 1300 °C. Единственная ТЭЦ, пригодная для утилизации стеклопластика, находится в Германии, и доставка туда старых судов уже сама по себе делает процесс экономически бесперспективным.

Кто лидирует в этой области?

Французская ассоциация APER утилизирует яхты с 2009 года, а шведская компания Båtskroten работает еще дольше. В период 2007–2008 гг. там утилизировали всего 20 лодок, но потом дело пошло быстрее. Получив правительственный грант в размере более € 100 000, компания совместно с крупнейшим шведским игроком этого рынка Stena Recycling создала национальную сеть по утилизации яхт. За семь лет Båtskroten утилизировала 320 судов. Сейчас идут переговоры с ассоциацией производителей SweBoat, чтобы привлечь к решению проблемы яхтенную индустрию.

«SweBoat заинтересована урегулировать этот вопрос до того, как правительство начнет принимать законы, — поясняет Мария Риндстам, одна из основателей Båtskroten. — Мы вышли на контакт с производителями и хотим утилизировать столько лодок, сколько возможно».

А что Великобритания?

В данный момент у англичан нет аналогов APER и Båtskroten. Boat Breakers (Саутгемптон) — единственная компания, занятая утилизацией судов. Там готовы перерабатывать многие компоненты, однако остатки яхт все равно отправляют на свалку.

В Англии стоимость утилизации старых яхт достигает £ 350 за тонну

«Мы работаем по жестким правилам Министерства окружающей среды, и утилизировать пришедшую в негодность лодку очень дорого», — говорит Стив Франкланд, управляющий директор Boat Breakers.

Компании приходится платить £ 135 за каждую тонну отходов, которая уходит на свалку, поэтому стоимость утилизации старых яхт достигает £ 350 за тонну. По словам представителя BMF, они постоянно следят за ситуацией и общаются по этому вопросу с коллегами из других стран.

Что можно сделать?

Основная проблема состоит в том, чтобы сделать утилизацию более выгодной. Båtskroten берет порядка £ 200 за тонну, однако в эту стоимость не включена перевозка. Мария Риндстам отмечает, что большая часть их клиентов выбирает утилизацию из-за ответственности за окружающую среду. Чтобы оставаться на уровне рентабельности, компании необходимо ежегодно перерабатывать более 300 яхт, а для заметного сокращения «запаса» старых лодок в стране это число должно быть по крайней мере в семь раз больше.

В то же время Стив Франкланд уверен, что более внимательно к проблеме должны относиться и на другом конце потребительской цепочки.

«Страховщикам необходимо взимать “погребальный налог” в размере минимум £ 30 в год, как это делается в США», — утверждает он.

Саймон Боуэн, управляющий директор страховой компании Pantaenius, напротив, считает, что проблема гораздо шире и не может быть решена только за счет страховки. По его мнению, прежде всего необходимо найти оптимальный способ утилизации стеклопластика или придумать, как использовать его повторно.

Стиль жизни

Икра престола

Слегка потемневший от времени белый мрамор, потолочный плафон в стиле ар-деко, массивные деревянные столы и бархатные кресла — в интерьерах Caviar Bar нет сюрпризов, и это хорошо. От заведения с полуторавековой историей ждешь именно такой предсказуемости.

Новости

Завершился Кубок России по аквабайку 2019

В Кубке России по аквабайку 2019 приняло участие рекордное число спортсменов – 70 человек!

Новости

Летнее меню ресторана Pride Wellness Club

Подмосковный загородный клуб Pride Wellness Club приглашает оценить новое меню своего ресторана.
To the point

Пожалуйте на регистрацию!

Многим ситуация с регистрацией яхт в России кажется весьма туманной. Что полезно знать тем, кто собирается приобрести яхту?

Фокус бизнеса — отдых

Американский производитель навигационного оборудования компания Garmin стремится стать лидером во всех направлениях своей деятельности.После 25 лет роста в морском секторе она вплотную приблизилась к этой цели.

Швартовка кормой

Швартовка кормой — стандартная практика в большинстве средиземноморских марин. Однако для многих яхтсменов, привыкших к такой роскоши, как швартовка лагом к собственному причалу, такая процедура может стать шоком.

Yachtmaster: Спасение с воздуха

MBY продолжает публиковать серию материалов для тех, кто хочет улучшить свои шкиперские навыки и быть готовым к встрече с морем. Как действовать, если вас собираются спасать с яхты вертолетом?