«Курсовая разница сейчас позволяет локализовать производство в России»

В декабре жизнь «вдарила колотушкой» по многим отраслям российской экономики: рубль рухнул, и вместе с ним пошатнулось положение бизнеса, в том числе яхтенного. Однако не все российские производители катеров пессимистично смотрят в будущее. Михаил Клопоух, руководитель казанской верфи Velvette Marine, видит в сложившихся условиях уникальный шанс для развития компании.

• Михаил, наблюдался ли в пиковые дни падения рубля, когда люди сметали дорогую технику и автомобили, повышенный спрос на ваши катера?

Да, это было очень заметно: за декабрь 2014 года мы продали в три раза больше катеров, чем за тот же период 2013 года. Наряду с дилерами мы осуществляем прямые продажи и могли своими глазами наблюдать, как люди приходили за лодками, чтобы успеть пристроить «горящие» деньги. Покупатели в этот период были самые разные, но всех объединяло давно сформировавшееся желание приобрести катер. Кто-то уже выбрал Velvette и ждал сезона, другие еще не определились с брендом, но таких, кому просто нужно было срочно обменять обесценивающиеся деньги на любой товар, среди них не было.

• Какова ваша дальнейшая ценовая политика? Насколько поднялись цены, ожидается ли их рост к началу сезона?

Осенью, еще до кризиса, мы подняли цены на 10% и до Нового года держали их без изменения. Многие лодки, проданные в декабре, были построены еще летом и ушли по старой цене, что очень порадовало покупателей. У нас пока остается достаточно много комплектующих, которые закупили впрок на 2015 год, но ряд позиций, включая моторы, по-прежнему приходится приобретать за границей, поэтому с января пришлось еще раз поднять цены. Рост составил 15–17% для катеров с подвесными моторами и около 35% на модели со стационарными двигателями. Чем выше себестоимость установленного на лодке двигателя, тем больше растет конечная цена. Отсюда и разница.

• Ожидается ли сокращение производства, персонала?

Наоборот, мы активно расширяемся: осенью Velvette Marine увеличила штат на 12 человек, и на этом набор персонала не заканчивается.

• Есть планы по расширению, разработке новых моделей?

На протяжении нескольких лет мы придерживались ритма «одна новая модель в год». Сейчас, когда линейка верфи уже насчитывает девять моделей, пора немного приостановиться и сконцентрироваться на детальном совершенствовании нашего флота. Например, в этом году мы значительно улучшили «японскую» Velvette 23 Active Sedan.

• Каковы ваши ожидания от московского боат-шоу? Не опасаетесь оказаться в пустых павильонах, не говоря уже об окупаемости участия?

В этом году мы решили впервые привезти на московскую выставку все девять моделей верфи, чтобы мощно выступить с настоящим яхтенным «магазином». Я склонен думать, что из-за обвала рубля простых зевак в павильонах на этот раз будет мало, как и посетителей вообще. Но те, кто придут с конкретной целью купить катер, будут искать любую возможность сделать это прямо на стенде по хорошей выставочной цене. Не исключаю, что на MBS повторится ситуация 2009 года, когда на фоне кризиса даже сильные игроки рынка фигурировали с маленькими стендами, где стояли в основном брокеражные лодки. Если такое произойдет, нам это только на руку.

Мы не отказываемся от импортных деталей — их пока нечем заменить

• Понятно, что спрос на катера падает. Предпринимаете ли вы какие-либо меры для проведения импортозамещения комплектующих?

Со спросом не все так очевидно. Вряд ли кто-то может сейчас сделать точные прогнозы по динамике рынка, но я полагаю, что он просядет на 25–50%. Однако к началу сезона может сложиться интересная ситуация. Представьте, что, ориентируясь на резкое снижение покупательской способности, импортеры завезут очень мало катеров, а реальных покупателей окажется не так уж и мало, и возникнет определенный дефицит. Отчасти поэтому мы рассматриваем условия острого кризиса как благодатную почву для роста и развития. Наша цель на 2015 год — вырасти в продажах на 20%.

Что касается комплектующих, то пока планов по массовому отказу от импортных деталей нет, так как мы уже давно просчитали оптимальные варианты в отношении цены и качества. Сейчас складские запасы позволят нам спокойно работать еще некоторое время, а стоимость отечественных изделий, например, корпусной мебели, выросла ориентировочно на 20%. В любом случае, если ситуация заставит нас искать замену, мы точно не будем это делать в ущерб качеству продукции.

• Что, помимо экономических проблем, мешает вам сегодня работать?

Могу назвать по крайней мере две очень серьезные проблемы. Первая — неопределенность с процедурой сертификации маломерных судов. Если чиновники не разберутся с этим в обозримом будущем,
то вся отечественная яхтенная индустрия встанет «колом». Решение второй проблемы — глобальной нехватки российских производителей комплектующих и двигателей — потребует гораздо больше сил и времени. Сейчас очень удобный момент, когда курсовая разница позволяет локализовать производство. Хорошим примером является Yamaha Motor, которой в Японии принадлежит около 70% рынка малых катеров. 

Курсовая разница сейчас позволяет локализовать производство в России

Йена всегда была дешевой относительно доллара, поэтому импортировать технику в страну было попросту невыгодно. Японцы наладили производство и дали домашнему рынку недорогие качественные лодки. Первый, кто начнет выпускать в России, например, подвесники хотя бы с использованием 30–40% деталей местного изготовления, имеет все шансы на успех. Для наших производителей настало золотое время — необходимо инвестировать в развитие и рассчитывать на выигрыш уже в среднесрочной перспективе. Ведь после любого, даже самого сильного шторма всегда настает хорошая погода. 

Александр Филимонов,

руководитель группы по связям с рынком Yamaha Motor CIS

До конца 2014 года на фоне стремительного роста цен у более зависимых от курсовой разницы брендов-конкурентов мы сдерживали удорожание нашей продукции. Это повлекло за собой рекордное увеличение спроса — подвесные моторы и другая техника Yamaha для активного отдыха моментально стала самым выгодным предложением на рынке.

Продукция Yamaha не привязана напрямую к курсу евро и доллара. После Нового года мы вынуждены были поднять цены, в частности, на подвесные моторы, правда, всего
на 10–13%. Вместе с тем мы приняли ряд мер, включая сокращение внутренних издержек, чтобы как можно дольше сохранить приемлемые цены. Это дало нам большое преимущество: сейчас даже китайские производители значительно опережают нас по некоторым ценовым позициям. Однако в ближайшем будущем предвидится очередное повышение. Сейчас рано говорить о конкретных цифрах, но стоимость продукции Yamaha будет расти.

Планов по локализации производства в России на текущий момент у Yamaha Motor Corporation нет. Заводы Yamaha расположены по всему миру, хотя большую часть продукции по-прежнему производят в Японии.

Всеволод Гаврилов,

директор компании «Volvo Penta Россия»

С Нового года цена на двигатели Volvo Penta поднялась на 40%, тогда как запчасти подорожали на 20%. Эти цифры не имеют ничего общего с котировками валют, иначе цены были бы еще выше. Мы понимаем реальную ситуацию на рынке, которая сложилась из-за снижения уровня платежеспособности клиентов.Судостроение — долгосрочный бизнес, поэтому мы стараемся удерживать стабильные цены и не метаться вслед за скачками курса валют, чтобы верфи могли осуществлять финансовое планирование и спокойно продолжать работу.

Новости

Объявлена регистрация на 1-й этап RZR CAMP 2018

12–13 мая в Москве на мототреке Бурцево в Москве состоится 1-й этап RZR CAMP.

Новости

SUP для всех!

В рамках развлекательной программы выставки Vladivostok Boat Show X организаторы приглашают всех желающих принять участие в одиночных соревнованиях на SUP-досках.

Новости

Путевки на Africa Eco Race — победителям Can-Am X Race

Первый этап Can-Am X Race 2018 стартует совсем скоро, 27–29 апреля, в Волгоградской области. Два самых успешных пилота квадросерии Can-Am X Race 2018 отправятся на Africa Eco Race 2019.
To the point

Кристина Оддоне и Денис Новиков

В прошлом году в Монако открылось новое представительство компании Princess Yachts. Для чего оно появилось и какие преимущества получат покупатели яхт британской верфи, рассказывают представители Princess Yachts в России.

По ту сторону Канала

Со времен колониальной эпохи, когда «неприступными стенами Британии были деревянные борта ее кораблей», минуло много лет, но тесная связь этого островного государства с морем не прерывается. Про английскую яхтенную индустрию написаны сотни статей, посему в этом небольшом обзоре мы коснемся лишь самых свежих тенденций.

Охота на молодых

В этой стране с населением 5,5 млн человек насчитывается около 2 млн автомобилей и 820 тыс. маломерных судов, то есть больше 35% домохозяйств располагают одной или несколькими лодками. Казалось бы, чего еще желать? Но в Финляндии думают о будущем и готовятся решать грядущие проблемы.

С Фредриком Селандером о перспективах Volvo Penta

Трудно представить современный мир прогулочных яхт без компании Volvo Penta. Это один из тех «бурлаков», что год за годом тянут лямку прогресса в своей рыночной нише. Продукты Volvo Penta можно хвалить или ругать, но то, что шведы за последние 20 лет сделали для развития яхтинга, достойно огромного уважения.