Львиная доля

Что делать, если ходить в море, причем на собственной, а не чартерной яхте, хочется, но возможности купить ее пока нет? Во всяком случае, ту, которую просит душа. Статистика показывает, что многие судовладельцы проводят на борту от силы несколько недель в году, все остальное время лодка — это не удовольствие, а сплошные расходы. Выход найден давно — долевое владение, когда яхта находится в совместной собственности нескольких человек: они используют лодку по очереди, а расходы на содержание делят между собой.

Схема выглядит красиво. В теории. Покупая яхту, будущие совладельцы счастливы, любят друг друга и искренне верят, что обо всем смогут договориться. На практике бывает печальнее: распределение времени, выбор места стоянки, стоимость обслуживания яхты — все это зачастую становится предметом серьезных разногласий.

Историй о том, как лучшие друзья разругались на почве любви к яхтингу, множество. Поэтому за рубежом быстро пришли к выводу: для совместного владения яхтой необходим «модератор», который будет управлять процессом, распределять время пользования судном и заниматься его обслуживанием. Совладельцам же после приобретения долей достаточно вносить ежегодный взнос на содержание яхты. Так родилось понятие «клубный яхтинг». Теперь такая система появилась и в России.

  • По статистике большинство владельцев яхт используют их всего несколько недель в году. Долевое владение обеспечивает достаточное время для эксплуатации (2,5 месяца в году при четырех владельцах). При этом остальное время яхта не простаивает бесполезно у причала

YachtClub 1st

Идея привлечь для работы в России международный клуб долевых владельцев яхт родилась еще в 2015 году, после публикации в MBY статьи о мировой практике клубного яхтинга. Сейчас российский филиал — YachtClub 1st — существует уже почти два года, объединяя людей, желающих иметь собственную яхту без траты целого состояния при покупке и головной боли от последующих забот о ней. Его работа почти не отличается от деятельности головного офиса и аналогичных компаний за рубежом, но учитывает российскую специфику и действующее законодательство.

За рубежом нередки предложения доли в одну десятую, особенно для крупных яхт. «Из 12 месяцев в году 10 отдаются на эксплуатацию (по месяцу каждому совладельцу), еще два — на обслуживание. Изначально мы хотели следовать этой практике, однако потом все чаще стали появляться люди, которым этого срока оказалось недостаточно. В итоге мы пришли к выводу, что оптимально делить яхту на четырех владельцев», — поясняет Владимир Ларькин, управляющий российским филиалом YachtClub 1st. Еще одна стартовая идея заключалась в том, чтобы сначала найти желающих «вписаться» в ту или иную яхту, а затем заказать ее на верфи. На практике готовых ждать не оказалось: если человек приобретает долю сегодня, то выйти в море он рассчитывает чуть ли не завтра. Поэтому пришлось привлечь инвестиции на закупку собственного флота, который нынче насчитывает девять моторных яхт длиной от 42 до 78 футов.

Где?

Большинство из них базируются на Лазурном Берегу Франции, но ничто не мешает совладельцам переместить лодку в любое другое место, что часто и происходит. Даже на Средиземноморье яхтенный сезон редко превышает семь месяцев, а ходить в море зимой — удовольствие не для всех. Недавно одна из яхт российского филиала YachtClub 1st перебралась на Мальдивы, причем все совладельцы восприняли это с энтузиазмом — хотя бы потому, что расходы по доставке разделили на четверых.

Если владельцы не в состоянии решить, в какую акваторию отправиться, можно бросить жребий. Именно для этого Клуб и нужен. Как вариант, можно договориться, что в этом году — Мальдивы, а в следующем, например, — Карибы.

Правила

Становясь членами Клуба, совладельцы подписывают согласие с его правилами, поскольку долевое владение все же подразумевает определенные ограничения. В частности, согласие с результатами жеребьевки по распределению времени использования яхты. Впрочем, этот вопрос стараются решать по возможности гибко. Если совладелец по каким-то причинам не может использовать свое время, он имеет право сдать яхту в чартер — самостоятельно или при помощи Клуба. Так можно, например, компенсировать ежегодные членские взносы. При этом в период, когда яхта не эксплуатируется совладельцами, ответственность за ее обслуживание и сохранность несет Клуб.

Если совладелец решил сменить яхту (например, захотел лодку побольше), он не обязан сам искать покупателя на свою долю: ее можно передать Клубу, а взамен купить долю в более крупной яхте. При наличии свободной доли вопрос решается за день. В случае, если участнику в принципе разонравилась схема, Клуб выставит долю на продажу, и совладелец сможет получить свои деньги, когда на его долю найдется покупатель.

Многим подобная схема напоминает известный таймшер, но там выдается лишь бумага от владельца собственности, дающая вам право время от времени пользоваться тем или иным объектом. В случае с яхтами проводятся все необходимые регистрационные действия, а в свидетельстве о регистрации судна указаны все владельцы долей.

Что дает клуб?

Помимо того что Клуб является «арбитром» в распределении времени пользования судном, он решает массу повседневных вопросов, таких как сервис и ремонт, кейтеринг, профессиональная уборка и химчистка, доставка яхты в другую акваторию и многое другое. Кто-то из совладельцев хочет сам управлять яхтой, а кому-то требуется экипаж: этот вопрос также поможет решить Клуб.

Почему не чартер?

И все же, чем долевое владение яхтой лучше чартера? Например, возможностью иметь на борту личные вещи. При сдаче яхты после использования персоналу Клуба вещи фотографируются, упаковываются и хранятся на берегу. К следующему приезду ваши вещи снова будут на борту, разложенные так, как вы привыкли.

  • Личные вещи могут храниться на берегу, а к вашему приезду персонал Клуба доставит их на борт

Что касается финансовой стороны, то в среднем три года долевого владения способны окупить расходы на чартер аналогичной яхты. Но если после чартера остаются лишь приятные воспоминания, то при долевом владении у вас по-прежнему есть судно и его остаточная стоимость, которая вернется к вам при продаже. Есть над чем подумать, не правда ли?

Текст Ольга Селезнева Фото Princess Yachts, Azimut Yachts, Jeanneau/Жан-Франсуа Ромеро

Стиль жизни

Royal Park — в числе лучших!

7 июня в элитном комплексе Royal Park прошла закрытая вечеринка, приуроченная к презентации проекта, который недавно вышел в финал престижной премии Urban Awards 2019 в двух номинациях: «Лучший комплекс года элит-класса» и «Лучшая концепция благоустройства и инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленобласти».

Новости

«Русской волне» — 20!

Главному фестивалю экстремальных видов спорта страны «Русская волна» исполняется 20 лет! В программе парусная регата в классе J/70, гонка в джетски, турнир по SUP-рейсу, чемпионат по SUP-поло и другое.

Стиль жизни

Закончился 1-й этап Can-Am X Race

7–9 июня в Татарстане состоялся 1-й этап Can-Am X Race 2019 — крупнейшей в России ежегодной серии гонок на квадроциклах (ATV) и мотовездеходах (SSV).
To the point

И снова с погодой мы договорились

1–3 сентября 2016 г. состоялась St. Petersburg International Boat Show (SPIBS) — выставка яхт, катеров, сопутствующей водной и сухопутной техники, предназначенной для отдыха на воде и у воды. Организатором проекта выступил журнал Motor Boat & Yachting (MBY) — ведущее российское издание о яхтах и морских путешествиях.

Зимой в Завидово

Если вы любите зимний спорт, то Завидово — исключительно подходящее место для отдыха. К вашим услугам школа сноукайтинга и сноубординга, снежная горка с подушкой приземления (big air bag), джиббинг, айсборд (зимний виндсерфинг), зимний скалодром.

Чистая энергия

Словенские верфи уже успели заработать репутацию инновационных своим небанальным подходом к лодкам, да и к яхтингу в целом. Встречайте новое имя: Alfastreet Marine.

Питер Люрссен о верфи и секретах ведения бизнеса

Этим летом в Санкт-Петербурге вместе с семьей побывал Питер Люрссен, генеральный директор верфи Lürssen Yachts. Журнал MBY не упустил возможность пообщаться с Питером.