Лодка на монорельсе

Первые экспериментальные суда на подводных крыльях появились 120 лет назад. И даже со времен, когда гениальный советский конструктор Алексеев поставил на крыло первое отечественное пассажирское судно, прошло уже более 60 лет. За это время построили немало крылатых конструкций: и коммерческих судов, и различных катеров. Только давно что-то на рынке не появлялось ничего особенно интересного, такого, на что следовало бы обратить внимание. И в то же время яхтсмены-парусники уже лет десять в буквальном смысле летают на невообразимых крыльях со скоростью катеров.

И вот наконец встретились два производителя: верфь Princess и компания BAR Technologies, которой яхтсмены обязаны «космическими» скоростями на крылатой яхте AC 45 для Кубка «Америки». И одни англичане не подвели других: в результате новая лодка Princess R35 получила те качества, которых нет ни у одной модели ни одного производителя катеров с подводными крыльями.

Забудьте расхожее выражение «идет как по рельсам» применительно к катеру: вы не до конца понимаете, что это, пока не пройдетесь на R35. Лодка не отрывается от воды — она, наоборот, вцепляется в нее всем корпусом. И все это благодаря двум небольшим независимым крыльям под днищем в кормовой части корпуса. Дело инженеров рассказывать, как работает эта система; мне же хочется поделиться личными ощущениями.

Эти тесты прошли в Валенсии. Открытое море, длинная волна… Не могу ничего сказать, как поведет себя Princess R35 на короткой волне, а на длинной — ощущения очень необычные.

Да, хороший корпус, да, мощные двигатели, но кроме дизайна — ничего такого особенного, по крайней мере снаружи. Крылья до скорости 15 узлов убраны в корпус, но даже будучи выдвинутыми, они не так уж заметны в воде — они просто маленькие. При отходе-подходе к причалу и даже на скорости 20 узлов — все как на обычной лодке. Но стоит только «притопить», как начинаешь что-то подозревать. Лодка идет практически на ровный киль, облизывая каждую волну. Попрыгать на волне, встречной или попутной, не получается: R35 идет ровно не только по «тангажу», но и по кренам. Самое интересное, что и косым курсом она проходит волну так же, причем на любой скорости — а мы разгоняли ее до 48 узлов!

Виражи начали закручивать с 30 узлов и закончили на полных ходах. По ощущениям, это даже не рельсы — с них можно и улететь «в кусты»; это монорельс, откуда физически никуда не деться. Какую циркуляцию ни закладывай, за кормой остается идеально ровная кильватерная струя. Дрейфа или проскальзывания — ноль, полный ноль! Оборотная сторона «монорельса» — относительно небольшие крена в поворотах (крен зависит от режима Sport или Comfort, который устанавливается на приборной панели), и, соответственно, заметные перегрузки для пассажиров. Все-таки надо крепко держаться! Но эти перегрузки прогнозируемые и не сопровождаются отрывом корпуса от воды, то есть боковые не превращаются неожиданно в вертикальные, и это очень смахивает на ощущения в спортивном шоссейном автомобиле, а не во время раллийных гонок.

Очень показательный момент: когда до руля дорвался один наш товарищ, то, недолго думая, он положил ручки «в пол» и стал просто крутить штурвал во все стороны. И даже в этой ситуации крылья, ни разу не подвели, и корпус ни на секунду не терял контакта с  водой. Правда, представитель верфи сразу после этого сказал, что на сегодня хватит…

К чему я все это? А к тому, что, похоже, два маленьких «умных» крыла делают на наших глазах если не революцию, то эволюцию в управляемости и комфорте небольших быстроходных лодок. Собственно, Princess так и называет свою новую линейку — R/Evolution.

Яхты

Рождение «Черной акулы»

Эта огромная стальная конструкция с фрагментом киля, словно перышко на волнах, покачивалась над бетонным полом на паутине тросов циклопического козлового крана. В атмосфере явственно ощущались волнение и торжественность момента, нарастающие по мере того как на сцене появлялся соответствующий реквизит...

Новости

Россия на пьедестале чемпионатов мира и Европы по водно-моторному спорту

С 10 по 12 мая в португальском Портимао прошел первый этап чемпионата мира — 2019 по аквабайку.

Яхты

Selene 60

Такое обозначение яхты-траулера не позволяет достоверно идентифицировать судно. Важно знать, что написано дальше: Classic Explorer (Trawler), Ocean Explorer (Expedition) или Ocean Clipper. Во многом это три разные лодки.
To the point

Конец эпохи

С момента дебюта Phantom в 1925 году каждое поколение этой легендарной модели определяло важную веху в истории Rolls-Royce. Сегодня британский автопроизводитель представляет последний экземпляр Phantom VII.

В цене ли дело?

Антон Черкасов: "Иногда высокая стоимость лодки отпугивает покупателей еще до того, как они разберутся, чем она продиктована. Бывает, что за вереницей нулей скрывается вовсе не жадность производителя."

Мини-мегаяхта MCY 86

Размеры и роскошь яхт связаны, но не всегда напрямую. В последние годы заметна тенденция переноса решений с крупных яхт на более компактные. На верфи Monte Carlo Yachts эту идею в очередной раз успешно реализовали: флагманская модель бренда обладает всеми качествами суперяхты… при длине до 100 футов.

Monaco Yacht Show 2016

Что готовит самая дорогая яхтенная выставка в мире на этот раз?