Лодка на монорельсе

Первые экспериментальные суда на подводных крыльях появились 120 лет назад. И даже со времен, когда гениальный советский конструктор Алексеев поставил на крыло первое отечественное пассажирское судно, прошло уже более 60 лет. За это время построили немало крылатых конструкций: и коммерческих судов, и различных катеров. Только давно что-то на рынке не появлялось ничего особенно интересного, такого, на что следовало бы обратить внимание. И в то же время яхтсмены-парусники уже лет десять в буквальном смысле летают на невообразимых крыльях со скоростью катеров.

И вот наконец встретились два производителя: верфь Princess и компания BAR Technologies, которой яхтсмены обязаны «космическими» скоростями на крылатой яхте AC 45 для Кубка «Америки». И одни англичане не подвели других: в результате новая лодка Princess R35 получила те качества, которых нет ни у одной модели ни одного производителя катеров с подводными крыльями.

Забудьте расхожее выражение «идет как по рельсам» применительно к катеру: вы не до конца понимаете, что это, пока не пройдетесь на R35. Лодка не отрывается от воды — она, наоборот, вцепляется в нее всем корпусом. И все это благодаря двум небольшим независимым крыльям под днищем в кормовой части корпуса. Дело инженеров рассказывать, как работает эта система; мне же хочется поделиться личными ощущениями.

Эти тесты прошли в Валенсии. Открытое море, длинная волна… Не могу ничего сказать, как поведет себя Princess R35 на короткой волне, а на длинной — ощущения очень необычные.

Да, хороший корпус, да, мощные двигатели, но кроме дизайна — ничего такого особенного, по крайней мере снаружи. Крылья до скорости 15 узлов убраны в корпус, но даже будучи выдвинутыми, они не так уж заметны в воде — они просто маленькие. При отходе-подходе к причалу и даже на скорости 20 узлов — все как на обычной лодке. Но стоит только «притопить», как начинаешь что-то подозревать. Лодка идет практически на ровный киль, облизывая каждую волну. Попрыгать на волне, встречной или попутной, не получается: R35 идет ровно не только по «тангажу», но и по кренам. Самое интересное, что и косым курсом она проходит волну так же, причем на любой скорости — а мы разгоняли ее до 48 узлов!

Виражи начали закручивать с 30 узлов и закончили на полных ходах. По ощущениям, это даже не рельсы — с них можно и улететь «в кусты»; это монорельс, откуда физически никуда не деться. Какую циркуляцию ни закладывай, за кормой остается идеально ровная кильватерная струя. Дрейфа или проскальзывания — ноль, полный ноль! Оборотная сторона «монорельса» — относительно небольшие крена в поворотах (крен зависит от режима Sport или Comfort, который устанавливается на приборной панели), и, соответственно, заметные перегрузки для пассажиров. Все-таки надо крепко держаться! Но эти перегрузки прогнозируемые и не сопровождаются отрывом корпуса от воды, то есть боковые не превращаются неожиданно в вертикальные, и это очень смахивает на ощущения в спортивном шоссейном автомобиле, а не во время раллийных гонок.

Очень показательный момент: когда до руля дорвался один наш товарищ, то, недолго думая, он положил ручки «в пол» и стал просто крутить штурвал во все стороны. И даже в этой ситуации крылья, ни разу не подвели, и корпус ни на секунду не терял контакта с  водой. Правда, представитель верфи сразу после этого сказал, что на сегодня хватит…

К чему я все это? А к тому, что, похоже, два маленьких «умных» крыла делают на наших глазах если не революцию, то эволюцию в управляемости и комфорте небольших быстроходных лодок. Собственно, Princess так и называет свою новую линейку — R/Evolution.

Оборудование

Как проплыть в библиотеку?

До сих пор технические средства для подводной навигации были актуальны в основном для коммерческого применения и не доступны для дайверов-любителей. Однако ситуация изменилась с появлением RedWAVE.

Стиль жизни

Топ-5 суперяхт, посетивших Yalıkavak Marina

Yalıkavak Marina сегодня — лучшая марина для суперяхт по версии Британской ассоциации яхтенных портов. Познакомиться с ней можно будет на международной выставке Monaco Yacht Show 2019 с 25 по 28 сентября. В этом сезоне марину посетили самые знаменитые яхты мира.

Яхты

Fairline Squadron 68

Британская верфь Fairline Yachts готовит сногсшибательную премьеру этой яхты на боат-шоу в Каннах.
To the point

Lürssen Project Jupiter

В октябре 2016 года верфь Lürssen (Германия) спустила на воду судно проекта Jupiter (длина 123 м, ширина 20 м). Этот очень секретный пока проект разработали инженеры Lürssen, а внешним дизайном яхты занималась лондонская студия H2 Yacht Design.

«Охота и рыболовство на Руси» 2015

38-я Международная выставка «Охота и рыболовство на Руси» пройдет с 10 по 13 сентября 2015 г. в трех залах павильона № 75 ВДНХ.

Большая премьера

Princess 30M по праву именуется суперяхтой.Помимо длины 100 футов, ее дизайн, строительное качество, состав оборудования и характеристики позволяют считать эту яхту «просто супер».

Праздник удался

С 22 по 24 июня в лучшем яхт-клубе столицы Royal Yacht Club на Водном стадионе прошла выставка Moscow Yacht Show 2017, организованная журналом Motor Boat & Yachting Russia. Первый опыт проведения боат-шоу в таком формате удался, и, несмотря на переменчивую погоду, все три дня выставки были наполнены событиями.